Админресурс-2012: как это работает
Особое внимание власть уделит работе избирательных комиссий и правоохранительных органов, считают эксперты

«Зашел я к мэру и говорю: так, мол, и так, готов выступить от вас на выборах. Но у меня одна просьба: вы можете гарантировать, что меня не посадят? Он говорит: я тебя поддержу, помогу, но гарантировать ничего не могу. Вот теперь думаю: надо ли мне все это».

Этот рассказ корреспондент ЛІГАБізнесІнформ услышал от достаточно известного политика, который еще совсем недавно планировал баллотироваться по мажоритарному округу в городе-миллионнике. В похожей ситуации сейчас находятся сотни политиков и бизнесменов - потенциальных претендентов на депутатский мандат. Фактически, на данный момент кандидаты разделены на две категории: на тех, кого согласован с  Банковой, и на тех, кто размышляет, стоит ли рискнуть пойти на выборы без согласования. Дело Тимошенко показало, что власть не остановится ни перед чем для получения полной политической гегемонии. Если уж политика, за которого проголосовали на выборах более 10 миллионов человек, посадили и не выпускают, несмотря на протесты Запада, то что сделают с региональным политиком или бизнесменом средней руки, который осмелится бросить вызов власти в мажоритарном округе... Понимание такой логики политического процесса отпугивает от выборов многих кандидатов. Политики и политтехнологи утверждают: ситуация с использованием властью административного ресурса на парламентских выборах 2012 года будет крайне жесткая. И она не будет повторением мажоритарных выборов 2002 или 2004 годов.

Будет кандидат - статья найдется

Принято считать, что войну против админресурса можно вести несколькими способами: либо перекупая местные вертикали конкурента или власти, либо разворачивая против них партизанскую войну. Эффективность первого, например, была продемонстрирована в 2004-м.

«Я тогда работал на штаб Ющенко в Днепропетровске. Власть решила, что она всех нагнет. А мы приходили к людям с живыми деньгами, - рассказывает о своем опыте борьбы с админресурсом политтехнолог Андрей Золотарев. - Например, приходим в телекомпанию и показываем деньги. Директор звонит собственнику и говорит: тут люди хотят в эфир Ющенко. Собственник сразу артачится После чего директор добавляет: за деньги. И все, зеленый свет. Власть властью, но деньги нужны всем».

Однако при этом сравнивать выборы президента и парламента не совсем корректно. Так, в 2004 году борьба Виктора Януковича и Виктора Ющенко была борьбой двух политических и региональных лагерей. За спиной первого были большие финансы и мощный административный ресурс, за спиной второй - существенное финансирование и массовая популярность. В 2010-м в борьбе Януковича и Юлии Тимошенко обе стороны имели и солидное финансирование, и админресурс (первая - в лице секретариата президента Ющенко и органов власти в традиционно «бело-голубых» регионах, вторая - в лице исполнительной власти, контролируемой Кабмином).

Конфигурация выборов-2012 будет совершенно иная. В партийных списках против четко отстроенной системы провластного админресурса будут выставлены разношерстные и отрезанные от источников финансирования остатки оппозиции. Не объединенные в одну партию и, следовательно, конкурирующие между собой. Мажоритарка же будет походить на Фермопильскую битву: вся сила государства будет брошена против группки немногочисленных смельчаков, понадеявшихся на удачу, смекалку и наглость.

При этом сорвиголовам могут не помочь даже деньги. «Чистого административного ресурса нет. Я бы говорил о том, что на этих выборах мы столкнемся с полицейско-финансовым админресурсом. Судебно-полицейская система сейчас централизована. Так что наезды с возбуждением уголовных дел будут проводиться по полной программе в отношении тех, кто не был согласован с режиссерами выборов. Причем, это касается не только оппозиции, но и относительно лояльных кандидатов,  решившихся самостоятельно играть в округах», - говорит политолог Вадим Карасев.

Цена вопроса

Из-за упомянутой Карасевым системы полицейской  централизации выборы могут обойтись власти в символическую сумму. И, кстати, самой большой ее ошибкой может оказаться жадность.

На днях в интернете появилось интересное письмо, якобы разосланное по штабам Единой России. Основываясь на провальных для партии власти выборах в Госдуму, штабам рекомендуется перед выборами Путина учесть недостатки думской компании. Среди прочего в перечне пунктов - два, очень актуальных для Украины. Первый: «При использовании админресурса сменить акцент с жесткого обязывания на позитивное побуждение к сотрудничеству - материальное стимулирование, возможности карьерного роста, идейное волонтерство». Второй: «Для муниципальных выборов создать эффективную систему покупки голосов: деньги, наливайка, продуктовый набор».

О втором украинская власть позаботилась самой смешанной системой выборов: наливать по полной электорату будут мажоритарные кандидаты. Вопрос в том, будет ли учтена украинскими распорядителями выборов первая заочная рекомендация российских штабистов.

По расчетам Андрея Золотарева, для финансового обеспечения административного ресурса власти понадобятся небольшие  деньги: непосредственно в руки исполнителей попадет по несколько миллионов долларов на область, гораздо больше осядет в карманах всевозможных посредников. «Размер этой маржи - тайна за семью печатями. Если власть хочет, чтобы выборы прошли спокойно, то примерно по 1000 долларов надо будет выдать главам комиссий и их замам. Деньги - самый удачный способ мотивации. И практика показывает, что сбои в выборах происходят как раз на уровне комиссий. Если гнуть людей, можно случайно сломать. Это неэффективный подход», - уверен политтехнолог. По его словам, опора власти в вопросах манипуляций на выборах - работники сфер образования и здравоохранения. «Очевидно, именно бюджетников  посадят в комиссии, и они станут основными исполнителями фальсификаций», - предполагает Золотарев.

До самой комиссии система админресурса будет выстраиваться по классическому образцу: через губернаторов, которые одновременно будут реальными руководителями штабов Партии регионов, и ниже по админцепочке, вплоть до глав районов и райуправлений органов власти. При этом, скорее всего, денежную мотивацию для вышестоящих звеньев (до избирательных комиссий) применять не будут: в зависимости от итогов выборов, ответственные за показатели чиновники либо потеряют, либо сохранят свои должности. Вертикально интегрированные суды также будут выполнять установки единого центра, бесплатно.

В зависимости от итогов выборов, ответственные за показатели чиновники либо потеряют, либо сохранят свои должности. Вертикально интегрированные суды также будут выполнять установки единого центра, бесплатно

Фактически, против оппонентов власти админресурс начал применяться еще до выборов. Первоочередная технология - новая нарезка округов. Ее смысл в том, что округ, который будущий кандидат «окучивал» иногда не один год, будет разрезан и разделен между другими округами. Учитывая, что многие украинские политики «содержат» свои малые родины, технология  новой нарезки может оказаться весьма эффективной. Контролироваться будет и состав избирательных комиссий. Формально в них должны будут входить представители всех партий. Однако местные выборы 2010-го показали, что под давлением силовых органов  представители той же Батькивщины были хорошо мотивированы играть против собственной партии.

Кроме того, новый Закон о выборах народных депутатов прописан таким образом, что в случае нехватки заявлений от партий комиссия доукомплектовывается членами по решению окружного избиркома. То есть, если несколько писем от партий или кандидатов-мажоритарщиков потеряются или окажутся неправильно оформленными, в комиссии заведут лояльных к власти людей.

Кроме комиссий, власть займет себя и другими привычными вещами. По еще на забытой за пять минувших лет традиции, ожидается давление на СМИ, на типографии, печатающие продукцию кандидатов и партий. ГАИ будет останавливать автобусы, подвозящие людей на митинги, местная власть - отказывать в предоставлении мест для митингов и т.д.

Все это означает, что для победы оппозиционерам и реальным, а не мнимым самовыдвиженцам, надо будет вспоминать забытую ныне тактику партизанской войны на округе.

Единый список партизан

С оппозиционерами и их списком пока что все более-менее понятно. «Противостоять всему этому можно только коллективно. На индивидуальном уровне с властью не поборешься. Оппозиция должна прилагать к победе общие усилия, общий список, кооперативный драйв, которого пока нет. Сейчас каждая из оппозиционных колонн рассчитывает, что она сможет сыграть в одиночку, договорившись с властью. Вместо того чтобы создавать некую общую волю, оппозиционные претенденты будут пытаться пройти в парламент путем заключения разового пакта с властью», - уверен Карасев.

К словам политолога можно добавить еще одно: многие представители современной оппозиции, сформировавшейся в условиях относительно честных списочных выборов в Раду, не забыли или просто не знают, что  надо срочно бежать не в штаб "оккупационной администрации", а в лес. Колокол звонит по всем несогласованным с властью кандидатам. Но коллективно или даже индивидуально эти люди все равно могут преподнести власти сюрприз.

Методика таких сюрпризов была проработана в 1998-2002 годах. В некотором роде культовый в среде политтехнологов (и как водится, анонимный) трактат «Минусовка» объясняет все доходчивым языком. В этом порочном пособии по черному пиару дается множество советов, как партизанить на округе. Помимо рекомендаций по разрушению имиджа, репутации и системы перекупки голосов конкурента, целый раздел книги посвящен предотвращению фальсификаций. Среди способов: фальшивое международное давление при помощи хорошо одетых молодых людей с американским акцентом, обещающих членам комиссий приезд наблюдателей; отправка тем же членам комиссий липовых повесток в правоохранительные органы; рассылка мужьям и женам членов избиркомов от имени общественной организации писем с сообщениями о намерениях их родных принять участие в фальсификациях.

«Дело в том, - резюмирует автор этот раздел пособия, - что люди, которые нарушают закон, естественным образом боятся своих поступков… Усильте страх от возможных последствий, и большинство нормальных людей откажутся от преступных намерений».

Впрочем, до выборов еще есть время, и кто мешает оппозиции привлечь на выборы множество не фальшивых, а реальных западных наблюдателей? Кто мешает напечатать для членов комиссий креативную памятку о наказаниях, предусмотренных за нарушение избирательного законодательства? Кто мешает привлечь в партнеры сотни общественных организаций и тысячи студентов, для которых слова о построении гражданского общества и честных выборах - не пустой звук?

Если помножить эту «партизанщину» на несогласованность действий и ошибки самой власти, внутреннюю конкуренцию, низкий рейтинг президента и его партии, можно прийти к выводу: сопротивление админресурсу возможно. Вот только уверенности в том, что оппозиционеры и независимые кандидаты смогут преодолеть страх или соблазн договориться с властью, все еще нет.