Трудности сопротивления. Что мешает раскачаться оппозиции
Арсений Яценюк (справа) может потерять контроль над своим крылом объединенной оппозиции, но компенсировать потерю на президентских выборах
Украинская объединенная оппозиция практически завершила построение совместной предвыборной структуры. Для Батькивщины и Фронта змін (ФЗ) вопрос объединения был прежде всего вопросом совмещения ресурсов. Финансово-кадровый разгром со стороны власти попросту вынудил оппозиционеров пойти на уступки друг другу. Однако уже сейчас на уровне формирования единой команды Комитета сопротивления диктатуре (по-украински - Комітета опору диктатурі, КОД) видно, что проект антипрезидентской коалиции, не страдающей тушечным синдромом, в Раде следующего созыва может и не получиться. Слишком разные интересы преследуют собравшиеся в одну лодку политики.

В поисках синергии

Самое главное достижение КОДа на данный момент - слияние областных структур, состоявшееся на фундаменте областных организаций партий Юлии Тимошенко и Арсения Яценюка. "Мы проделали громадную управленческую работу, уже сформированы все областные штабы объединенной оппозиции и практически закончено формирование городских и районных штабов", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ замначальника центрального штаба объединенной оппозиции, нардеп от БЮТ Сергей Пашинский. Примерно понятен и принцип формирования штабов. На западе Украины в их руководстве превалируют представители Батькивщины, на востоке - более популярного в тех регионах Фронта змін. По словам Пашинского, уже на этой неделе должно завершиться формирование единых списков мажоритарщиков. Партийный список будет верстаться в последнюю очередь, когда именно он появится - по-прежнему неизвестно.

На первый взгляд, у оппозиции все идет гладко: влекомые единым либерально-освободительным порывом политики находят необходимый компромисс, договариваются и работают на совместный результат. Однако это только на первый взгляд. Под гладью уже бушует шторм конфликтов, который в будущем, после прохождения оппозиционеров в Раду, может вырваться наружу.

Самая большая угроза для объединенной оппозиции в том, что латентные конфликты внутри партий приведут к тихому саботажу в предвыборной работе, и чем больше будет конфликтов, тем меньше получится КПД
Дрогнувший фронт

"Знаешь, как на самом деле получилось с Баленко?" - спросил корреспондента ЛІГАБізнесІнформ один из штабистов Фронта змін. Двумя неделями ранее Игорь Баленко, совладелец сети супермаркетов "Фуршет" и глава киевской организации партии, покинул ее ряды. У Яценюка назвали этот факт очередным примером давления власти на бизнес, поддерживающий оппозицию. "На самом деле Яценюк просто в явочном порядке сообщил Баленко, что теперь тот должен подчиняться центральному штабу объединенной оппозиции, - сказал функционер ФЗ. - Баленко возмутился, отметив, что в свое время кое-кто из членов штаба под крышей Тимошенко посягали на его "Фуршет", и пригрозил уходом из партии. А Яценюк ответил примерно в ключе: если хочешь - уходи".

Не стоит полностью исключать версию давления на "оппозиционный" бизнес, как не стоит сбрасывать со счетов и особенности поведения Баленко в политике. Он не любитель конфликтов с властью, в депутаты Киевсовета проходил по спискам далеких от оппозиции блока Владимира Литвина и Гражданского актива Киева. Тем не менее, в неоднозначных тонах описывают ситуацию, сложившуюся во Фронте змін, и некоторые другие источники корреспондента ЛІГАБізнесІнформ в партии. Причем, конфликты там начались еще до формирования единой оппозиции. Причиной стало получение должности главы штаба ФЗ нардепа от НУНС Николая Мартыненко, в свое время попавший в число "любих друзів" Виктора Ющенко. Несколько месяцев назад из региональных отделений Фронта доходили вести о том, что кадровая политика нового руководства не находит понимания у ветеранов партии. Говорят, Мартыненко сразу начал со взятия под контроль областных организаций ФЗ, внедряя туда своих людей и отстраивая структуру штабов без учета пожеланий областных председателей. Росту напряженности способствовало и то, что Яценюк якобы отстранился от процесса, оставив заботу улаживать конфликты самим соратникам.

Во много раз градус повысился после принятия решения об объединении оппозиции. Мест в едином списке стало меньше. А из областей начали приходить новости о том, что Мартыненко и его бизнес-компаньон и нардеп Давид Жвания будто бы формируют предварительный список Фронта в составе объединенной оппозиции из своих людей.

Конфликты могут внутри объединенной оппозиции могут появиться, а в партиях Яценюка и Тимошенко - обостриться еще до выборов, например, при формировании единого партийного списка. В Батькивщине тоже не все безоблачно в силу того же дефицита проходных мест в списке. "Думаю, что в следующем парламенте, скорее всего, единой фракции Фронта змін и Батькивщины не будет. И есть вопрос: сколько депутатов из нашей фракции будет контролировать сам Яценюк, и не станет ли он лидером без влияния?" - поделился своими опасениями один из областных руководителей ФЗ.

Кстати, по слухам, циркулирующим в политтусовке, во время недавнего визита в Полтаву Яценюк должен был презентовать список мажоритарщиков, которые пойдут по области от объединенной оппозиции. В списке, помимо прочих, должен был быть представлен известный бизнесмен, народный депутат от БЮТ Константин Жеваго. Однако в последний момент по неизвестной причине от оглашения фамилий отказались.

Позиции Яценюка

Угроза бунта в партии, которая нависла над Яценюком, ставит под вопрос его лидерские позиции и самостоятельность в парламенте. "Самая большая угроза для объединенной оппозиции в том, что латентные конфликты внутри партий приведут к тихому саботажу в предвыборной работе, и чем больше будет конфликтов, тем меньше получится КПД. Что касается Яценюка, то тактически ситуацию он проигрывает, зато стратегически - уже выдвигается в качестве кандидата на президентских выборах-2015. И если от оппозиции останется две ключевые  кандидатуры - Виталий Кличко и Яценюк, то у последнего шансов будет больше. Кличко в силу невнятности позиции рискует повторить судьбу Тигипко. А вот Яценюк стал жестче", - отмечает политтехнолог Андрей Золотарев.

В позиции лидера Фронта есть своя логика. По одной из версий, именно Яценюк может стать компромиссной фигурой для нынешней власти, крупного капитала и Запада в 2015 году. То есть со стороны Яценюка ставка на объединение с Батькивщиной выглядит как ва-банк. С одной стороны, он должен понимать, что в итоге выборов-2012 может де-факто лишиться своей партии. С другой, если принять за аксиому то, что основная цель Яценюка - участие и победа в президентских выборах-2015, логика в поведении политика есть. Если он сможет продержаться в качестве фактического лидера оппозиции до 2014 года, ситуация обернется в его пользу. Почувствовав именно за ним дальнейшую политическую перспективу, вокруг Яценюка начнет формироваться команда сторонников, а окружение Виктора Януковича может пойти с ним на сепаратные переговоры. 

У оппозиции наблюдаются проблемы на востоке и юго-востоке. Она критически запаздывает с мажоритарной кампанией. С такими темпами может проиграть левый берег Днепра
Ресурсная недостаточность

Несмотря на динамичную работу по объединению, в вопросе готовности к выборам оппозиция проигрывает опирающейся на админресурс власти. По данным корреспондента ЛІГАБізнесІнформ, пока что погруженные в раздел полномочий и сфер влияния объединители не занимаются тем, чем пора бы уже заняться - собственно выборами. Например, нельзя назвать активной медиа-кампанию, открытым остается вопрос по работе в округах.

"Сейчас у оппозиции наблюдаются проблемы на востоке и юго-востоке. Она критически запаздывает с мажоритарной кампанией. С такими темпами оппозиция может проиграть левый берег Днепра. Ресурсные возможности кандидатов от власти и бизнесменов-самовыдвиженцев на порядок сильнее. Кроме того, если вовремя не активизировать медиа-кампанию, кандидаты от оппозиции могут попасть в так называемый период белого шума, который придется на август-сентябрь, когда объем обрушившейся на избирателей информации зашкалит, и они перестанут ее воспринимать", - подчеркивает Золотарев.

Помимо электоральных проблем, перед оппозицией стоят и нерешенные до сих пор вопросы технологического характера. В каждой области им предстоит привлечь по две-четыре тысячи человек в качестве наблюдателей и членов избирательных комиссий. Некоторые эксперты подозревают, что штабы оппозиции могут опоздать, поскольку власть начала обрабатывать это поле намного раньше. По словам источников корреспондента ЛІГАБізнесІнформ, еще месяц назад представители власти начали кулуарные переговоры с руководителями региональных организаций оппозиционных партий по включению в списки наблюдателей и членов избиркомов людей, заангажированных властью. Поскольку примерный состав квалифицированных членов комиссий и наблюдателей известен заранее (это люди, постоянно работающие на выборах - бюджетники, низовые функционеры партий), шансы на то, что оппозиция сможет рекрутировать людей, способных отстаивать ее интересы, снижаются.

Фактор Кличко

Говоря об оппозиции, нельзя не вспомнить Виталия Кличко и его УДАР. Как отмечает тот же Пашинский, переговоры о вхождении партии боксера-чемпиона и депутата Киевсовета в объединенную оппозицию ведутся постоянно, однако к успеху пока не привели. Как стало известно корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ, в последнее время число желающих получить от Кличко политическую франшизу существенно возросло. По крайней мере, не привязанные к каким-либо партиям мажоритарщики стремятся вступить именно в УДАР, чтобы за счет рейтинга Кличко получить в округе на пару процентов больше. Ранее сам Кличко говорил о том, что его список мажоритарных кандидатов будет согласован с объединенной оппозицией. Однако во многом это зависит не от самого Виталия, а от его окружения, в том числе от людей, отвечающих за формирование списков. Уже сейчас вариант повторения Обуховского сценария, когда оппозиция на выборах мэра не смогла выдвинуть единого кандидата и выиграл ставленник Партии регионов, просматривается все отчетливей.

В последнее время представители власти отмечают, что Кличко очень нужен для Банковой в качестве клина в оппозицию в Верховной Раде. Сам лидер УДАРа либо не понимает роль, примеряемую на него властью, либо соглашается с ней, либо все же надеется власть переиграть. В любом случае, его позиция остается одной из неизвестных переменных, способных существенно повлиять на результат парламентских выборов.