Развод котят. Как власть приняла закон о языках
Оппозиция не смогла воспрепятствовать принятию законопроекта - против методов власти у нее нет приемов

Провластное большинство Верховной Рады таки приняло закон о принципах государственной языковой политики. Без детального рассмотрения, без поправок ко второму чтению, без соблюдения регламента и прочих формальностей. Представители и союзники власти празднуют, клерки подчищают парламентский сайт, заметая следы манипуляций, возмущенная оппозиция собралась под Украинским домом.

Во вторник, 3 июля, власть снова четко показала, что необходимость соблюдать правила и законы на нее распространяется условно. Вместо президента Виктора Януковича его послание к Верховной Раде представил его парламентский представитель. Премьер-министр Николай Азаров провел совещание с парламентским большинством прямо в сессионном зале, развалившись в кресле спикера. И, наконец, это самое большинство с нарушением процедуры пропихнуло скандальный языковый законопроект Колесниченко-Кивалова.

Безумный вторник

Первый пленарный день последней сессионной недели напоминал конец света. Сначала нунсовец Виктор Матчук заявил о том, что слагает с себя депутатские полномочия. Он вышел из Нашей Украины из-за разногласий с Ющенко и счел невозможным далее сидеть в депутатском кресле, которое получил по квоте партии экс-президента. Затем началась массовая миграция депутатов.

Два нунсовца, проголосовавших за языковый законопроект в первом чтении, - Сергей Василенко и Сергей Харовский - вошли во фракцию Партии регионов. Бывший бютовец Руслан Богдан вернулся во фракцию БЮТ-Батькивщина. На этом сюрпризы не закончились. Вместо президента его послание к Верховной Раде представил нардеп-регионал Юрий Мирошниченко. Причем, не самим депутатам, а журналистам на брифинге. На вопрос, почему президент сам не пришел и не огласил свое послание в сессионном зале, Мирошниченко ответил: мол, уж больно много текста.

Документ старательно готовили эксперты и наваяли 252 страницы. Однако прошлые послания были не тоньше. И президент обычно зачитывал в Раде не полный текст, а специально подготовленную к такому случаю речь. Оппозиционеры предположили, что Янукович не решился зайти в сессионный зал после обструкции, которую ему устроили бютовцы при оглашении последнего послания.

Междусобойчик

Тем не менее, без VIP-гостей Рада не осталась. Во время объявленного двухчасового обеденного перерыва, в 15:00, прямо в сессионном зале началась встреча премьер-министра Азарова с депутатами от большинства. В перерыв, как правило, журналистов в ложе прессы нет, хотя она не закрывается. Но в этот раз несколько сотрудников масс-медиа засиделись. Сначала охрана попыталась их выпроводить. Затем просто заперла в самой ложе, а другие журналисты по возвращении туда, естественно, попасть не смогли.

Источники сообщили, что прессу попросили удалить в секретариате парламентского большинства. Не попавшие на рабочее место журналисты стали осаждать секретариат и пресс-службу Рады. Охрана открыла двери. Первым делом ворвавшиеся в ложу прессы журналисты поинтересовались у коллег, сидевших взаперти, не было ли разговоров о языковом законопроекте. В ответ прозвучало, что эту тему власть не поднимала.

Премьер восседал в кресле председателя Верховной Рады, как в своем собственном. На месте первого вице-спикера расположился лидер фракции регионов Александр Ефремов. После вступительного слова депутаты стали задавать общие вопросы по газу, по законотворческому процессу. Получали какие-то общие ответы. Оппозиционеры в зал не заходили. За несколько минут до начала вечернего пленарного заседания премьер под аплодисменты депутатов удалился в сторону кабинета спикера Владимира Литвина.

"Мы развели их, как котят", - радовался после принятия закона регионал Михаил Чечетов, простодушно выдавая основной метод работы большинства
"Никаких неожиданностей"

Напомним, что в понедельник Литвин заверил журналистов: никаких неожиданностей с языковым законопроектом в последнюю неделю парламентской сессии не будет. Законопроект еще не подготовлен комитетом ко второму чтению и вызывает противостояние в обществе. Литвину, конечно, никто не поверил. Но и масштаб неожиданности тоже вряд ли кто-то мог себе представить.

Вечернее заседание открыл первый вице-спикер Адам Мартынюк - мастер проведения сомнительных законопроектов. Возле ложи президиума сосредоточились несколько регионалов из "группы физподдержки". Литвина на рабочем месте не было. "Боевики крутятся. Сейчас, наверное, языковый законопроект будут ставить", - предположил, оценив обстановку, проницательный коллега.

И точно. Слово взял Ефремов и попросил от имени фракции Партии регионов и фракции КПУ рассмотреть проект Кивалова-Колесниченко. Мартынюк поставил предложение на голосование. Нунсовец Андрей Парубий метнулся к ложе президиума. На него тут же набросились несколько регионалов. Другие оппозиционеры также подтянулись к ложе президиума и трибуне. Завязалась драка. Однако это не помешало первому вице-спикеру провести три голосования, два из которых представители большинства встретили аплодисментами.

Ловкость рук

"Что это было?" - переспрашивали друг друга ошарашенные журналисты. На свою беду они слишком хорошо знают регламент Рады. Первое голосование за то, чтобы рассмотреть немедленно языковый законопроект, провалилось - 219 карточек при 226 необходимых. Следующее должно было пройти с формулировкой "возврат к рассмотрению вопроса". А третье, при позитивном решении по предыдущему, - "приступить к рассмотрению проекта".

Собственно, закон мог быть утвержден только четвертым голосованием. Тем не менее, уже после третьего на сайте Рады появилась информация о том, что он принят и готовится на подпись. Мартынюк, не мудрствуя лукаво, сразу после возврата к рассмотрению вопроса поставил на голосование законопроект в целом. При этом депутаты от большинства увлеклись настолько, что один из них проголосовал карточкой вице-спикера, бютовца Николая Томенко.

Позднее внефракционный депутат Тарас Чорновил обратил внимание на то, что на сайте Рады нет первого голосования в 219 карточек. Его нет ни в разделе "Результаты рассмотрения", ни в разделе "Хронология". Фактически это - подделка документов. Она позволила бы власти скрыть нарушение регламента при принятии законопроекта. Тем не менее, информация о голосовании в 219 карточек отражена в стенограмме пленарного заседания 3 июля. По крайней мере, по состоянию на 00:10 среды, 4 июля. Словом, парламентский сайт содержит наглядную информацию о шулерстве.

Дорога к дому

Один из лидеров объединенной оппозиции Арсений Яценюк заявил журналистам, что БЮТ и НУНС, по крайней мере, на этой сессии в Раду больше не вернутся. Вопрос, чем займется оппозиция, без ответа оставался недолго. Пятеро нунсовцев - Вячеслав Кириленко, Ксения Ляпина, Иван Стойко, Николай Кульчинский и Владимир Мойсик - объявили голодовку возле Украинского дома на Европейской площади, где сегодня должна состояться пресс-конференция президента Януковича. Их требование - отменить незаконно принятый парламентом документ.

К полуночи противников языкового закона собралось около тысячи. Отвечая на вопрос корреспондента ЛІГАБізнесІнформ, специально ли выбран Украинский дом, в котором должна пройти пресс-конференция президента, Кириленко отметил, что ему больше нравится Майдан, но он пока занят. Участники акции настроены решительно. Власть загнала их в угол и не оставила пути к отступлению.

Похоже, в нынешней Раде оппозиции действительно уже делать нечего. "Оцените красоту игры. Мы развели их, как котят", - радовался после принятия закона дирижер голосований регионалов Михаил Чечетов, простодушно выдавая основной метод работы большинства. Впрочем, еще более точную характеристику того, что сегодня происходит в украинском законодательном органе, дал в свое время спикер Литвин. Пропихнув поправку, дающую зеленый свет продаже земель сельхозназначения, глава Верховной Рады философски отметил: "Это не бандитизм - это работа".