Сигнал к эскалации. Последствия амнистии  Попова и Сивковича
Александр Попов и Владимир Сивкович

Решение об амнистии экс-главы КГГА Александра Попова, экс-замглавы секретаря СНБО Владимира Сивковича и экс-главы киевской милиции Валерия Коряка в партии власти назвали логичным шагом, а в оппозиции - плевком в лицо всем, кто стоит на Майдане. Оппозиционеры обещают после прихода к власти довести дела до конца, наказав не только исполнителей, но и инициаторов. Юристы обращают внимание на сомнительную правовую основу решения об освобождении чиновников от ответственности. Силовикам словно дан сигнал: жестокость по отношению к демонстрантам может быть безнаказанной.

Политические оценки

Разгон мирного Евромайдана студентов произошел в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года. На следующий день президент заявил, что "глубоко возмущен" произошедшим и пообещал наказать виновных. 14 декабря того же года Генпрокуратура открыла дела против Попова, Сивковича и Коряк. 19 декабря парламент принял первый закон об амнистии, 29 января 2014 года - второй. Сегодня стало известно, что экс-чиновники освобождены по решению суда от 7 февраля.

"Печерский и Шевченковский райсуды столицы выполнили требования указанного закона об освобождении от уголовной ответственности подозреваемых, обвиняемых и осужденных за события, которые происходили в ноябре-декабре прошлого года", - заявила руководитель пресс-службы прокуратуры Киева Яна Соболевская.

Представитель президента в Верховной Раде, депутат-регионал Юрий Мирошниченко на пресс-конференции в Киеве отметил, что действия чиновников не подпадали под определения "пытки, убийства, похищения людей" - те категории, на которые амнистия не распространяется.

Говоря о том, какую реакцию ждет власть от Майдана на решение суда, Мирошниченко выразил надежду, что реакция будет правильной: "Надеюсь, коллеги правильно будут комментировать этот процесс как движение к разблокированию противостояния".

В оппозиции считают иначе и обещают наказать виновных, когда сменится власть. "Решение какого-то там мухосранского суда ничего не значит", - сказал ЛІГАБізнесІнформ депутат фракции УДАР Владимир Куренной. Он отметил, что оппозиция доведет дела до конца и накажет не только исполнителей, которым власть сама выдвинула подозрения, но также инициаторов разгона студентов. "Все знают, кто на самом деле поручил разобраться со студентами. Эти люди не смогут избежать ответственности. За все придется ответить", - добавил он. 

Мнения юристов

В общественной комиссии по расследованию нарушений прав человека в Украине пришли к выводу, что решение об амнистии Попова и Сивковича нарушает законодательство. Глава комиссии, старший научный сотрудник Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Николай Сирый отметил: "Пока государство существует, ответственность в публичной сфере остается неизменной. Любое решение органов государства - будь это парламент или суд, направленное на снятие ответственности с государства, являются нелегитимными".

"Государство вправе снять ответственность с частных лиц, в частности с протестующих, но ни при каких условиях - ни при обстоятельствах чрезвычайных ситуаций, ни при военных обстоятельствах - государство не вправе снимать с себя ответственность за надлежащее выполнение функций правоохранения и безопасности", - заявил он, добавив, что "зверское избиение студентов признано преступлением".

По мнению партнера адвокатского объединения Юскутум Дениса Овчарова, решение суда говорит о том, что теперь за силовой разгон ответственности никто не понесет. Более того, экс-чиновники теперь получили право быть восстановленными в прежних должностях. "Формально они могут быть восстановлены в прежних должностях... Суд своим решением их реабилитировал", - сказал ЛІГАБізнесІнформ адвокат.

Однако, говорит юрист, остается одно обстоятельство. Дела закрыли по статьям, указанным в законе об амнистии, но там не было статьи о причинении тяжких телесных повреждений. "Если будет установлено, что должностные лица давали приказ о применении силы против участников митинга, то здесь они могут выступать как организаторы нанесения тяжких телесных повреждений", - добавил он.

Тем не менее, добавляет адвокат, можно констатировать, что возможности украинского законодательства для защиты потерпевшими своих прав в данном деле уже исчерпаны. "Далее остается только ЕСПЧ", - подчеркнул Овчаров.