57-летний Роман с позывным Дед попал в зону АТО добровольцем в сентябре. Теперь в составе пограничного подразделения он охраняет так называемую буферную зону возле одного из населенных пунктов в Донецкой области. В прошлой жизни у него остались жена, дочь и годовалая внучка, работа строителем на выезде - в Польше и России. В новой, военной жизни, он каждую ночь заступает в наряд и выслеживает противника.

О том, что заставило его бросить мирную жизнь и в солидном возрасте уехать на войну, Дед рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ.

- Вы ушли в зону АТО добровольцем, без мобилизации, под которую вы в принципе не попадали по возрасту. Что вынудило вас идти воевать?

- Я родом из живописного села Борки Львовской области. На момент начала боевых действий был на заработках в Польше, постоянно смотрел новости, и у меня душа болела. Это не высокие слова. У каждого нормального человека душа болит, когда молодежь погибает и такое творится, когда уничтожают людей, детей. Я все оставил и поехал. Я знал, что нашу страну такое ждет, еще с момента распада Советского Союза. Потом был Майдан, но я на него не успел, приехал 21 февраля. Я везде не успевал, но тут уже просто не мог сидеть на месте.

- Как ваша семья отнеслась к тому, что вы решили идти в добровольцы?

- Свою жену я готовил к тому, что может быть война, еще со времени развала Союза. Дети не поняли: дочка плакала, очень боялась. Ну, а внучка у меня совсем маленькая, хоть и шустрая, - на днях исполнился год и месяц.

- Это ваш первый вооруженный конфликт? В армии вы служили?

- Я служил в советской армии, в Южной группе войск. Во многих гарнизонах побывал. В Дебрецене служил. И в военном городке Секешфехервар в Венгрии, там был учебный полк.

- Вы хотели попасть в погранвойска или это произошло случайно?

- Мы однажды собрались в праздничный день в компании и заговорили о политике. Я тогда сказал: если что-то начнется, буду в первых рядах. И так вышло, что здесь я попал в первые ряды, в погранвойска. Пограничники-то у нас на границе. Я тоже хотел там стоять.

Пока у нас только одна команда - не стрелять. Вот если тебя убили - тогда и стреляй

- Что, по вашему мнению, происходит в Донбассе? Это война или АТО?

- По моему мнению, сначала это был просто бандитизм. А сейчас - война, незаконный захват путинцами чужой территории. И с ними надо бороться, а не подписывать бумаги, не узаконивать их. Как можно отдать свою территорию, своих людей, которые там живут?

- Вы верите в объявленное в Минске перемирие?

- Перемирие - это миф. Очень много народу погибло, детей наших. Я уверен, что все закончится нашей победой. А потом будет очень много работы - разруха, уничтоженные заводы, производства, дома. Это все надо восстанавливать. Нескоро еще все наладится. Но одно хорошо - что у людей души обновились, что они потянулись друг к другу. Это главное.

- Однако многие жители востока не считают себя украинцами. Они говорят: мы Донбасс, а не Украина, вы нас убиваете, и общего языка у нас быть не может. Например, мой попутчик в поезде до Волновахи так говорил. Сможем ли мы после войны жить с людьми, которые открыто называют нас врагами, оккупантами и фашистами?

- Сможем. Мы же не несем к ним войну, мы к ним как братья пришли. Просто у них там страшная пропаганда. Иногда я смотрю новости - они страшные вещи говорят про нас. Но это все развеется, они все поймут. Уже сейчас многие понимают, где ложь, а где правда. Так что победить поможет только доброта. Наши товарищи просто так не стреляют.

- Они считают, что это их земля, их Донбасс, а мы пришли к ним как оккупанты. Мол, живите подо Львовом, под Киевом, а к нам не лезьте, мы хотим жить сами.

-  Это наша украинская земля. В России, кстати, тоже очень много наших земель. Россия на самом деле очень маленькая страна. Просто она оккупант, агрессор.

- Говорят, вы ночью любите ходить в секреты...

- Я постоянно туда хожу, каждую ночь.  Хочу хоть чем-то помочь. Люди ведь днем работают, несут службу, им тяжело еще и заступать в наряды. Так что пусть ночью отдыхают, а я буду впереди.

- Чего не хватает сейчас пограничникам? Вам лично?

- Нам не хватает команды "вперед". Нам нужна такая команда - на полное уничтожение врага, а не играть с ним в кошки-мышки. Люди нервничают. Пока же у нас только одна команда - не стрелять. Вот если тебя убили - тогда и стреляй.

Александр Перевозник, Валерия Кондратова