- Как вы оцениваете итоги парламентских выборы в Киеве?

- С точки зрения процедуры власть серьезно отнеслась к организации выборов. Были обеспечены все условия для работы участковых и окружных избирательных комиссий. Процесс в этом плане прошел организованно. Надо отдать должное членам избирательных комиссий. Тысячи людей работали без сна, в ущерб здоровью, но справились. То, что на некоторых участках были конфликты - в этом еще предстоит разобраться ЦИКу, правоохранительным органам. Но в целом организация выборов была хорошей.

- Почему громкие конфликты на участках произошли именно в Киеве?

- Это результаты работы штабов кандидатов. Что касается выборов по общенациональному округу, конфликтных ситуаций не было. Вопросы возникли по мажоритарке. На участках, на которых голосование шло  голос в голос, не выдерживали нервы у штабов кандидатов. Поэтому и произошла вся эта напряженность. В итоге все стало на свои места. ЦИК принял соответствующее решение. Остался один спорный округ по Киеву.

- Руководитель  Киева всегда играл ключевую, пусть порой и неофициальную, роль в политических процессах в городе. Вы влияли на процесс хотя бы на уровне переговоров?

- Я не вмешивался в избирательный процесс. Нашей задачей было обеспечить надлежащие помещения и другие материально-технические условия для нормальной работы комиссий и проведения выборов в Киеве с соблюдением закона.

- Почему же милиция поддерживала только провластных кандидатов?

- По моим наблюдениям и той публичной информации, которую имел я и все киевляне, милиция действовала адекватно сложившейся ситуации. Не видел и не вижу оснований утверждать, что милиция занимала ту или иную сторону.

-  Вот, например, по 211 округу крепкие спортивные ребята, которых связывают с кандидатом Лысовым,  физически захватили ОВК. Милиция в это не вмешивалась. Провластный кандидат проиграл Терехину от Батькивщины.

- Местные власти, согласно действующему законодательству, не наделены функцией контроля за соблюдением законности работы комиссий и милиции. Такой контроль был бы прямым использованием админресурса  и незаконного вмешательства исполнительной власти в избирательный процесс. Сотрудники милиции, по закону, имели право и были обязаны присутствовать в помещении, где работала комиссия, исключительно по обращению самой комиссии или других субъектов избирательного процесса для предотвращения каких-либо противозаконных действий. Такие случаи, насколько мне известно, имели место. В случае 211 округа, как и любого другого округа, милиция могла вмешаться в ситуацию только в порядке, определенном законом.

- Но согласитесь, захват ОВК организованной группой людей - это не то же самое что присутствие на участке одного нарушителя порядка.

- Полагаю, что вся суета документировалась и штабами, и членами комиссии, и наблюдателями. Дальше должен идти процесс выяснения, кто в этих ситуациях был прав, а кто виноват. Есть поле действия для установления истины с точки зрения закона. Это не моя функция как главы госадминистрации, я не отвечаю за это и не могу комментировать.

Поступок Галины Федоровны мне симпатичен. Она была уверена в своей победе. И я ей верю, когда она говорит, что имела перевес в 100 голосов. Мы с ней ситуацию потом обсуждали, и я сказал ей, что поступил бы так же

- Формально не отвечаете, но неформально вы не могли не принимать участия. Я не поверю, если вы скажете, что не звонили Гереге и не обсуждали с ней сложившуюся на ее 215-м округе ситуацию.

- У Галины Федоровны был свой штаб. Мешать штабу - это вредить. А чужие советы работе мешают. Я уже не первые выборы пережил в своей жизни. В том числе, когда баллотировался сам. И, кстати, всегда побеждал. Так что знаю, о чем говорю.

- Это значит, что решение Довгого признать победу Чумака, а решение Гереги - признать победу Ильенко,  было их самостоятельными решениями?

- Это были их самостоятельные решения. У меня нет оснований считать иначе.

- И Банковая на них не давила?

- Спросите у Гереги и Довгого. Я думаю, что нет. Но вообще поступок Галины Федоровны мне симпатичен. Она была уверена в своей победе. И я ей верю, когда она говорит, что имела перевес в 100 голосов. Мы с ней ситуацию потом обсуждали, и я сказал ей, что поступил бы так же. Потому что для человека, который хочет быть политиком, победа любой ценой - не победа.

- Герега останется секретарем горсовета?

- А почему она должна уйти? Она достойно прошла избирательную кампанию. Много встречалась с людьми. Понимает ситуацию в городе. Надо отдать ей должное: если она за что-то берется, то делает это ответственно. Такого секретаря горсовета надо еще поискать. Она патриот города. Мне ее не в чем упрекнуть. Более того, я бы ее приводил в пример другим депутатам.

На период "после Евро" мы будем делать упор на частные инвестиции

- Два года тактика власти в отношении Киева заключалась в повышенном финансировании из центрального бюджета, реализации инфраструктурных проектов. Не сработало. Почему Киев так и не полюбил власть Партии регионов? В 12 из 13 округов победила оппозиция, по партспискам Батькивщина, УДАР и Свобода набрали около 80% голосов киевлян.

- Вы все сводите к политике. А есть нормальная работа власти. Тем более, что мы готовились к Евро-2012. И большинство инфраструктурных проектов были завершены как раз к началу чемпионата…

- Простите, но ведь это не мои слова. Это ведь прямым текстом говорил Николай Азаров, заявляя, цитирую: "Приближаются выборы. Это как раз дает возможность киевлянам оценить, надо ли им эта работа. Может, не надо? Может, мы зря с Александром Павловичем стараемся?.. А вот мы у киевлян на выборах и спросим".

- Киев развивался и развивается, потому что так должно быть. Это столица. Конечно, к ее развитию можно привязать политическую составляющую выборов в Верховную Раду. Но на самом ведь деле жизнь Киева на парламентских выборах не начинается и на них не заканчивается. Так же, как не началась и не закончилась с подготовкой и проведением Евро-2012. Тем не менее, городские власти воспользовались шансом и получили значительные государственные инвестиции в период подготовки к Евро. Но возможности госбюджета не безграничны. Поэтому на "после Евро" мы будем делать упор на частные инвестиции. Для этого задолго до выборов мы подготовили и утвердили программу стратегического развития Киева до 2025 года и проводим активную деятельность по привлечению ресурсов частных компаний в городское хозяйство. Это должно стать главным акцентом нашей работы.

- И все-таки о политике. Александр Павлович, но вам ведь крыть нечем. Это прямые слова премьер-министра.

- Я не могу комментировать слова премьер-министра. Это его мнение и его слова, и только он вправе комментировать им сказанное.

- А объяснить ему, что такое мнение киевлянам перед выборами показывать не стоит, вы пытались?

- Я повторюсь: не могу комментировать премьер-министра. Так в политике не принято. Глава правительства может комментировать себя сам.

- Ни один из кандидатов власти в столице не прошел. Почему выборы в Киеве прошли для власти так неудачно?

- Я не считаю, что выборы прошли удачно или неудачно с точки зрения интересов Киева. О тех, кто прошел в Верховную Раду и насколько выбор киевлян справедлив, можно будет говорить только через некоторый период времени. Если депутат, победивший на округе занимает активную позицию не только в лоббировании своих политических интересов и интересов своей партии, но и в лоббировании интересов Киева и киевлян, значит это нормальный депутат. Какая разница, в какой партии он состоит? С моей точки зрения, Киев может и должен объединять все политические силы страны.

- Вот будущий депутат Бригинец - хороший или плохой?

- Он принципиальный человек. Я готов с ним спорить по некоторым вопросам, но он всегда принципиально отстаивает позицию защиты архитектурных памятников, культуры.

- При этом вас постоянно критикует.

- А я ему всегда говорю за это спасибо. Спросите у него, он подтвердит. Если у него неконструктивная критика, я готов с ним дискутировать. Но если он показывает мне проблему или ошибку, надо реагировать. Это нормально.

- Очевидно, власти нужно чтобы столица ее полюбила. Иначе власть можно потерять. Как будет меняться тактика по отношению к Киеву?

- Я эти два года работы старался уходить от политики как партийной борьбы за власть. С моей точки зрения, необходима реализация объединяющих проектов. Мы должны покончить с политическими конфликтами на уровне Киева и страны. Но это можно сделать, только когда появляются правильные, широкомасштабные проекты. Наверное, в этом и заключается суть нашей городской политики и работы.

- Не сработало. Евро-2012 всех объединил. И ничего.

- Я не хочу говорить о политике. Я занимаюсь обеспечением жизни города. Меня для этого на должность назначил президент. Что-то удается с большим успехом. Что-то с меньшим. Но, хочу напомнить, что избиратель всегда прав. Если на следующих и следующих, и еще одних выборах власть будет недовольна результатами голосования, она должна будет корректировать свои действия. Это нормально. Нужно просто работать честно. И рано или поздно все станет на свои места.

- Мстить за проигрыш на выборах власть киевлянам будет?

- Да о чем вы говорите! Уверен, это даже в голову никому прийти не могло. Не то, чтобы обсуждаться.

Согласен, что шансы кандидата, поддерживаемого всеми оппозиционными партиями, велики

- Вы сейчас сидите на вершине киевского холма. При этом горожане вас не избирали. Киев отверг вашу партию. На прямых выборах вы, скорее всего,  неизбираемы. Ни капли реальной легитимности в этой всей ситуации нет. Ваша власть в столице легитимна только формально. По-человечески, как вы себя ощущаете?

- Сказать что мне легко работать, не скажу. Трудно. Так трудно, что вы и не представляете. Но ведь кому-то надо это делать. Максимум через полгода у нас по закону должны состояться выборы в Киевсовет. Мне кажется, что Верховная Рада  может назначить и выборы Киевского городского головы через полгода. Так что время покажет. Есть разница между выборами в политический орган - Верховную Раду, и в местную власть. Аргументы для избрания совершенно разные. Я все-таки считаю, что наравне с симпатиями к политическим партиям будет учитываться и потенциал того или иного человека, его административного, менеджерского опыта. Я буду готовиться к этим выборам, и буду находить аргументы, буду дискутировать с кандидатами на должность мэра. И мне кажется, что когда начнется открытый разговор, можно уже будет говорить и о моих перспективах.

- А вы уверены в том, что выборы будут через полгода? Говорят, что их вообще перенесут на 2015-й.

- У меня нет сомнений, что следующий состав Верховной Рады поставит вопрос выборов в Киеве одним из первых. И уверен, что выборы будут в следующем году. Это мое личное убеждение.

- Вы отслеживаете свои рейтинги?

- Последние месяца полтора нет. В связи с активной избирательной кампанией в Раду это было неактуально. До этого отслеживал.

- Что они показывали?

- Рейтинги, которые я видел, говорили что около 25% избирателей были готовы голосовать за меня. Из числа тех, кто придет на выборы этот рейтинг поднимался до 30%.

- Как показали выборы, членство в Партии регионов резко понижало шансы на победу кандидата в Киеве и Киевской области. Что вы с этим будете делать?

- Отказываться от своей партии неправильно в моральном плане. Я последовательный человек. Но я давно говорил, что руководитель, которого выбирают на место столичного мэра, не должен состоять ни в одной политической партии. Если у меня будет шанс на избрание, я буду просить партию приостановить мое членство на период работы городским головой.

- Всегда главным вашим противником по Киеву считался Кличко. Следовательно, задача была понятной: победить Кличко. Сейчас же выборы показали, что даже стакан чая, если он будет единым  согласованным кандидатом от оппозиции, победит. Так?

- Согласен, что шансы кандидата, поддерживаемого всеми оппозиционными партиями, велики.

Киев не может развиваться в антагонизме с центральной властью. Это тупиковая ситуация, которая может закончиться неизвестно чем

- Как власть может победить в таких условиях? 

- Сложно. Но шансы у всех одинаковы. А какими они будут через 4-5 месяцев - поглядим. Еще раз повторю - это разные выборы. Вряд ли депутата местного совета будут выбирать из-за его принадлежности к той или иной партии.

- А мэра?

- Аналогично. Мое глубокое убеждение - Киев не может развиваться в антагонизме с центральной властью. Это тупиковая ситуация, которая может закончиться неизвестно чем.

- В Батькивщину вступать не будете?

- У меня есть принципы. Я не бабочка, которая скачет с цветка на цветок.

- Что вы будете делать, если мэром Киева изберут представителя оппозиции?

- Этот вопрос пока рано обсуждать. Я лично настроен на победу. Это непросто. Но есть время побороться.

- Скажите, а сценарий по избранию мэра в Киевсовете сейчас не рассматривается?

- Нет, не рассматривается. Через 10-15 лет это может стать актуально. Многие европейские города применяют такую практику. Но сейчас киевляне этого не поймут.

Досье на Александра Попова

Выборы-2012: досье партий
Выборы-2012: все новости и аналитика