Апелляционный суд Киева во вторник, 10 декабря, рассмотрит апелляцию на арест Валерия Гарагуца. Шевченковский райсуд столицы на этой неделе избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей на 60 дней: Гарагуц и еще несколько задержанных, по официальной версии следствия, причастен к организации массовых беспорядков возле Администрации президента в день столкновения митингующих с "Беркутом". Заявления Гарагуца о том, что на Банковой он исполнял служебные обязанности, суд проигнорировал.

О том, как произошло задержание и где сейчас находится арестованный журналист, в интервью ЛІГАБізнесІнформ  рассказал Александр Денисенко - глава общественной организации ГРАД и близкий друг Гарагуца,  который вместе с ним приехал из Днепропетровска.

- Как Валерий Гарагуц оказался на улице Банковой, что он там делал?

- Валерий - основатель и журналист известной днепропетровской газеты. Это одно из самых крупных печатных изданий оппозиционной направленности. В Киев Гарагуц приехал с целью исполнения своих журналистских обязанностей, он имел при себе журналистское удостоверение, фотоаппарат. На Банковой он фотографировал и снимал видео. Эти материалы планировалось опубликовать в газете "Лица" и, возможно, на сайте Дніпроград, потому что Валерий также является членом общественной организации ГРАД (Гражданский актив Днепра), которую я возглавляю.

В Киев мы приехали вместе. На Банковой довольно долго тоже держались вместе, но когда "Беркут" начал "артобстрел" демонстрантов, в том числе и мирных, - в течение десяти минут, массово, гранатами с горчичным газом, с металлическими шариками, светошумовыми гранатами, - мы с Валерием расстались. Он отошел позвонить сыну Ярославу в Днепропетровск. Когда "Беркут" перешел в атаку и начал по-зверски бить людей, не учитывая ни их журналистский статус, ни то, чем они занимаются на Банковой, мы потеряли друг друга. Но я уже знаю от медицинского персонала Больницы скорой медицинской помощи (БСМП), где Валерий оказался и до сих пор пребывает, а также от наших адвокатов, что он, уже когда Банковая была зачищена от людей "Беркутом", абсолютно сознательно вернулся туда помогать пострадавшим.

- То есть во время самой зачистки его там не было, он был в стороне?

- Его вытеснили сами протестующие. Потом он вернулся на Банковую. Он убежденный пацифист и даже буддист, если можно так назвать его религиозные убеждения. Исповедует принципы ненасилия. Когда мы ехали в Киев, он, уже видя разгон студенческого Майдана, понимал, что ситуация сложная, даже взял с собой аптечку с бинтами, медикаментами. Он вернулся на Банковую и начал оказывать первую помощь людям. Когда бинтовал очередного пострадавшего, сзади неожиданно, без предупреждения, - он, наверное, даже не понял, что происходит, - были нанесены несколько ударов по ногам и по спине. Он упал, его начали молотить, бить ногами по голове.

- Сколько человек его били?

- Как минимум двое. Когда начались удары, он полетел в одну сторону, удостоверение журналиста и рюкзак в другую. Утеряны ключи от машины. Около получаса он не мог подняться, лежал на асфальте, потом его подтянули за ноги к Администрации президента. И там, на холодном граните он вместе с другими людьми, которые также были зверски избиты "Беркутом", без медицинской помощи лежал более трех часов. 

- Он пытался дать понять, что он журналист?

- У него не было ни одного шанса. И его никто уже не слушал там, на Банковой. Он пытался пару раз сказать, что он журналист, за что получал очередные пинки и удары дубинками. Так несколько часов он лежал, а потом в наручниках был направлен в БСМП. У него не забрали мобильный телефон - мы довольно оперативно получили от него сообщение. Ну, как оперативно - через четыре часа. На Банковой он его, наверное, боялся доставать.

- Это правда, что к журналисту в БСМП не пускали адвоката?

- Наш адвокат более четырех часов не мог попасть к подзащитному. Бригада следователей из главного управления МВД в Киеве пыталась провести незаконные следственные действия. Валерий, пользуясь своим правом в соответствии со статьей 63 Конституции, отказался давать показания. Тем не менее, протокол задержания Валерия составлялся в отсутствие защитника. Нашему адвокату пришлось вызвать наряд милиции, я, в свою очередь, вызвал народных депутатов. Общими усилиями мы обеспечили доступ адвокатов к их подзащитным, лежащим в больнице.

- Во сколько это было?

- Ближе к четырем утра.

- Где Валерий сейчас - в больнице, или его перевели в изолятор? Как он себя чувствует?

- Он все еще в БСМП. С ним до сих пор не проведено освидетельствование, он не диагностирован, не предоставляется надлежащая медпомощь. У него болит в боку, что может быть свидетельством перелома ребер, тяжело дышать. Это кроме того, что у него закрытая черепно-мозговая травма, многочисленные гематомы, - это проходит в истории его болезни.

- Как проходило судебное заседание, на котором выбиралась мера пресечения для Гарагуца?

- Суд во вторник принял решение об аресте Валерия сроком на два месяца. Судья Гриньковская, несмотря на документы защиты, которые свидетельствуют об исполнении Валерием журналистских обязанностей, в довольно циничной форме отметила в постановлении, что пребывание журналиста на Банковой во время этих событий еще не означает осуществления им журналистских обязанностей. В самом судебном заседании трое народных депутатов - Игорь Янков и Александр Мирный и Оксана Продан - просили отпустить Гарагуцу на поруки. Это ходатайство, как и ходатайство Союза журналистов, было отклонено.

- Как долго продолжалось судебное заседание?

- Мы получили постановление в полночь. О заседании нас предупредили (в отличие от родственников некоторых других задержанных, - ред.). Хотя, - и это общая практика, - точное время судебного заседания мы не знали до последнего момента. Я был на этом заседании. Потом судья Гриньковская отказалась вообще заслушивать свидетелей, которые могли бы рассказать, в том числе, об обстоятельствах, которые важны с точки зрения принятия решения о мере пресечения. Не решения по сути дела, а именно по аресту.

То есть мы тут видим целый букет. С одной стороны, ст. 171 Уголовного кодекса - препятствование журналистской деятельности, а с другой - превышение служебных полномочий милицией, пытки, чрезмерное использование силы, препятствование законной адвокатской деятельности, лишение человека конституционного права на защиту. Мы видим также непредоставление медицинской помощи как сотрудниками милиции, так и сотрудниками БСМП. На сегодня следователь отказывается назначать судебно-медицинскую экспертизу, которая помогла бы четко диагностировать степень телесных повреждений, к которым привели действия милиции.

- Вы предпринимали какие-то ответные юридические действия?

- Мы подали заявление о преступлении, оно зарегистрировано в Едином реестре, подавали через милицию, но ее забрала столичная прокуратура. Нами выявлены уже фальсификации материалов этого дела. Валерий, как и остальные задержанные, обвиняется по ст. 294 Уголовного кодекса - это организация массовых беспорядков. Люди, которые проходят по делу, представляются следствием как организованная группа, которая действовала совместно, заранее согласованным способом. Это не отвечает действительности - Валерий не знает ни одного из задержанных. По такой логике, надо было бы предъявить подозрение и мне как человеку, который приехал в Киев вместе с Гарагуцом.

Нами выявлен и задокументирован факт фальсификации материалов осмотра личных вещей Гарагуца. Всем задержанным инкриминируют наличие у них предметов, которые угрожают здоровью людей и могут быть использованы против них, начиная от спецсредств вроде травматического оружия, газовых баллонов, и заканчивая палками, дубинками. Мы интервьюировали двоих понятых. Это люди, прямо скажем, откровенно асоциальной внешности и образа жизни: в простонародье они называются бомжами. Очевидно, эти люди находятся в полной зависимости от сотрудников органов внутренних дел. Уже после того как они были использованы милицией как понятые, они дали нам показания, что они подписали все документы по просьбе и под угрозами милиции.

Апелляция на решение Шевченковского районного суда Киева об избрании меры пресечения уже подана (судебное заседание назначено на вторник, - ред.). Учитывая резонанс, фальсификацию доказательств и надуманность обвинений, надеюсь, что решение апелляционной инстанции будет кардинально отличаться от постановления Шевченковского суда.

От редакции. Напомним, 21 ноября Кабмин официально приостановил процесс евроинтеграции Украины. 24 ноября в Киеве массовый протест против срыва ассоциации с ЕС собрал более 100 тыс. человек. Ранним утром 30 ноября "Беркут" разогнал Евромайдан в Киеве.

1 декабря в знак протеста против действий силовиков и политики власти на улицы Киева вышли не менее 500 тысяч протестующих. На улице Банковой возле Администрации президента сотрудники структур МВД (в частности, спецподразделения "Беркут") жестоко избили граждан и журналистов. Пострадали мирные участники Евромайдана и около 50 журналистов, в том числе и фотокорреспондент ЛІГАБізнесІнформ Александр Перевозник.

Информационное агентство ЛІГАБізнесІнформ инициировало совместные действия СМИ по привлечению к ответственности виновных в избиении журналистов во время событий на Банковой. Собрана группа юристов, которые будут защищать права пострадавших представителей медиа. Юристы начали с реконструкции ситуации - установления личностей всех пострадавших, личностей всех виновных, хронологии событий. После этого, по словам адвоката, управляющего партнера ЮК "Юскутум" Артема Афяна, начнется работа по привлечению виновных к ответственности.

"Мы понимаем, что предстоит огромный объем работы. Большинство сотрудников правоохранительных органов действовали, скрыв лицо. Как юристы мы признаем практику, что для того, чтобы эффективно защищать закон, правоохранительные органы требуют гарантии своей деятельности. И абсолютно нормальной и адекватной гарантией является сокрытие своего лица. Но если совершается преступление, то маски перед лицом закона должны быть сняты. Мы хотим снять эти маски и привлечь виновных к ответственности", - сказал Афян.

Для пострадавших и свидетелей событий на Банковой действует "горячая линия", по которой можно связаться с участниками группы, и получить всю необходимую информацию и помощь. Контакты "горячей линии": тел. 066 606 28 17, [email protected].

Читайте также: Болотный сценарий: точечные репрессии против участников Майдана