Бильдт: Нужно больше общей для всех Европы - и меньше Брюсселя
Карл Бильдт (фото - ЕРА)

Провальная попытка переворота в Турции напомнила нам (словно в этом была необходимость) о том, какую непостижимую стабильность в свое время ЕС принес Европе. Однако если Евросоюз хочет пережить Brexit, ему нужно поменять самовосприятие, чего пока, к несчастью, не происходит. Такие соображение высказал в своей колонке для Рroject Syndicate экс-министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.

Практически сразу после референдума в Великобритании шесть стран-основателей бывшего Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды - собрались для обсуждения дальнейших действий. Неудивительно, что остальные 21 страны ЕС обиделись на то, что их не пригласили участвовать в дискуссии, пишет автор колонки.

По мнению дипломата, этот прецедент указывает на более серьезный вызов, с которым ЕС должен управиться, чтобы обеспечить свое выживание после Brexit. Проще говоря, идея Союза должна резонировать у всех европейцев, а не только тех, кого приглашают на "эксклюзивные" встречи.

"Та Европа, которая вдохновляет меня - это не Европа старинных времен и воинов, это Европа интеллектуалов и торговцев. Именно благодаря их вкладу Европа вышла с задворок мира (после падения Рима) и превратилась в центр интеллектуального прогресса и инноваций. Это изменило ход истории человечества. Это Европа Коперника и Эразма Роттердамского, Генриха Мореплавателя и Исаака Ньютона, а также других пионеров, которые освободились от оков предрассудков и суеверий", - пишет Бильдт.

Обновление европроекта, по мнению экс-главы МИД Швеции, будет возможно только тогда, когда его сторонники откажутся от узкого образа и видения, которые проповедовал Карл Великий, и прекратят рассуждать о "старых" и "новых" членах ЕС. И, помимо слов, на деле покажут, что открыты для идей из любой части Европы. "ЕС не заработает, если все без исключения его члены не будут играть равную роль в определении нашего общего будущего", - добавил он.

"Когда в 2004 году в ЕС влились десять новых членов, я пошутил, что нам пора переносить штаб-квартиру из Брюсселя в подходящее географически место - Братиславу. Смысл этой шутки-предложения был в том, чтобы показать - пора отказаться от модели, мешающей созданию открытого, разнообразного и модернизированного ЕС", - пояснил Бильдт.

По его словам, переноса столица ЕС не произошло, и вместе с этим ничего не поменялось на ментальном уровне. Не состоялся отход от старой "аахенской парадигмы".

"Нет сомнений, к сожалению, что закрытые заседания "избранных" в Брюсселе лишь подбрасывают дрова в костер манипулятивных сторонников Brexit. Если это не преодолеть, та парадигма мышления будет и дальше играть на руку националистам в других странах-членах ЕС", - подчеркнул дипломат.

Читайте также: Brexit и будущее Европы. Джордж Сорос о кризисе ЕС

Бильдт убежден, что мысль о том, как ЕС якобы отбирает власть у стран-членов - "опасный миф", а на деле постепенная эрозия национальных государств в современном мире вынуждает их искать общие решения для общих вызовов. Нужны компромиссы, считает автор.

"Общие решения требуют готовности к принятию компромиссов и наличие духа сотрудничества, - продолжил он. - Когда в сентябре лидеры оставшихся 27 стран ЕС соберутся в Братиславе, им пора начинать возвращать Европу ее странам-членам. Всем. ЕС после Brexit должен быть союзом, который куда как более близок к нынешним реалиям в его государствах, чем нынешний".

По словам дипломата, хотя в Брюсселе уже строится новое здание для подобных саммитов, европейцам пора вернуться к тому, чтобы проводить хотя бы некоторые общие встречи ЕС и в других частях Европы. Саммит в Братиславе, считает Бильдт, может положить этому начало.

"Эра Аахена закончилась, пришел век Братиславы. Нам нужно больше Европы... И меньше Брюсселя. Если мы примем эту новую модель, Европа не просто выживет - она преуспеет", - резюмировал он.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.