В поисках свободы. Репортаж из зала суда по делу Луценко
Ирина Луценко вчера была одета почти во все черное и, вопреки традиции, отказалась общаться с журналистами

Юрий Луценко с улыбкой встречает журналистов. Он шутит и отвечает на вопросы. Но за напускным оптимизмом не спрятать тень волнения и тревоги. Через несколько часов экс-министр внутренних дел Украины Луценко узнает приговор по своему уголовному делу. Он утверждает, что чувствует себя нормально. Сказал, что нынешнее состояние напоминает ему времена помаранчевого Майдана.

Читать приговор судьи начали практически без опоздания, в девять часов утра. Первым вступил судья Сергей Вовк, но монотонное, неразборчивое бубнение могли услышать разве что адвокаты, стоящие рядом. Под окнами суда собрались несколько десятков сторонников Народной самообороны и Батькивщины. Незначительную численность они пытались компенсировать максимальным шумом - чтобы их невозможно было не заметить.

- Вовк, побойся бога! Юре волю! - традиционные "кричалки" неутомимо повторялись десятки раз.

Были просьбы и пооригинальней: "Юра, выгляни в окно!"

Юра выглянуть, естественно, не мог. Выглянули журналисты и увидели, как под Печерским судом гуляет Смерть. В черной мантии и маске из фильма ужасов "Крик", Смерть сообщала всем, что пришла за украинской властью.

Утихомирить собравшихся попробовал брат экс-министра Сергей Луценко. Он вышел к людям и объяснил, что в зале ничего не слышно. На некоторое время это подействовало.

Позже проинформировать людей о том, что происходит в зале, вышел бютовец Юрий Одарченко, один из полевых командиров палаточного городка под Печерским судом на Крещатике:

- Друзья, я только что из суда, они там читают свой приговор, и они там пытаются сделать Юлию Тимошенко виновной в преступлениях, которых не было…

Толпа замешкалась, несколько мгновений понадобилось, чтобы понять, что что-то не так:

- Луценко! - закричали самые голосистые.

Только тогда Одарченко, который все это время продолжал говорить, исправился:

- Да, друзья, Юрия Луценко, как и Юлию Тимошенко, хотят посадить в тюрьму…

Луценко даже успел почитать. Неизвестно, выбор книги был спонтанным или намеренным, но вышло символично. "В поисках свободы" - эссе польского журналиста и общественника Адама Михника. Поиски свободы самого Луценко длятся уже больше года, и в ближайшее время не прекратятся

Тем временем трое судей продолжали по очереди, сменяя друг друга примерно раз в полчаса, читать свое решение. Луценко не сильно вслушивался. Периодически он переговаривался из клетки с адвокатами или супругой.

В отличие от мужа, Ирина практически не улыбалась. Ее черное, почти траурное платье, наверное, лучше всего передавало то, что творилось у нее на душе.

Луценко даже успел почитать. Неизвестно, выбор книги был спонтанным или намеренным, но вышло очень символично. "В поисках свободы" - большое, красивое издание эссе польского журналиста и общественного деятеля Адама Михника.

Поиски свободы самого Луценко длятся уже больше года, и в ближайшее время вряд ли прекратятся.

С несколькими перерывами судьи читали приговор больше пяти часов. За это время Луценко успел пообщаться со многими политическими соратниками, с которыми в ближайшее время ему вряд ли удастся увидеться.

Так, впервые на суд к Луценко пришел Виталий Кличко.

- После "Ч" (в последнем бою Кличко одолел британца Чисору, - ред.) у тебя по алфавиту должен быть соперник на букву "Я", - говорит ему Луценко.

Еще были Александр Турчинов, Вячеслав Кириленко, Владимир Арьев, Олесь Доний, Кирилл Куликов, Юрий Гримчак, Лилия Григорович. Говорили и о политических перспективах Украины с осужденными лидерами оппозиции, и о вещах, совсем невинных. Например, новому главе парламентского комитета по свободе слова Юрию Стецю Луценко рассказал, что в СИЗО по телевизору смотрит новости и певческий проект "Голос Країни". "Это все, что я смотрю на нашем телевидении", - сказал он.

Когда судьи подошли к резолютивной части приговора, зал затих. Но слышно все равно было плохо.

- Пшонку на тушонку!, - не унимались уличные активисты. Кто-то попробовал закрыть окна, но в переполненном зале стало невыносимо душно.

Скороговоркой судья Царевич сообщила о том, что суд не нашел оснований дать Луценко условное наказание. Зачитав также, что суд считает Луценко виновным, Царевич запнулась. Она показала текст Вовку. На минуту замявшись, суд взял пятиминутный перерыв.

Зал принялся гадать, что именно могло вызвать такую реакцию. Как выяснилось, в части удовлетворения гражданского иска МВД суд постановил Луценко выплатить больше, чем того просила прокуратура.

Луценко не замедлил сообщить, что, очевидно, судьи взяли приговор, написанный еще год назад, поэтому и возникли несоответствия.

Тему взялись развивать. Версии появлялись одна за другой:

- Это черновой вариант был, и там приписка в конце - "После вынесения приговора Луценко расстрелять";

- У них вместо цифры, наверное, стояло "посоветоваться с Портновым".

- Или просто рукой Портнова написано было - "Признать виновным. Остальное додумайте сами"…

Наиболее активным в этом состязании по остроумию был нардеп Стець.

- Юра! - громко кричал он, поскольку подойти к клетке не представлялось возможным из-за большого количества людей. - А помнишь, я обещал тебе не говорить, что прокуроры п…сы? Так вот, я и не говорю.

К Стецю начали присматриваться бойцы спецподразделения МВД по охране судов "Грифон".

- Юра, извини, я помолчу, а то боюсь, как-бы меня не удалили из зала до конца процесса!

- Ты смотри, чтобы тебя не посадили до конца процесса, - рассмеялся Луценко.

Через несколько минут в зал вернулись судьи. Отсутствие судимостей у Луценко и наличие несовершеннолетнего сына суд засчитал в смягчающие обстоятельства и отбросил полгода от тюремного срока, который просила прокуратура.

В итоге - четыре года лишения свободы, конфискация имущества, лишение ранга госслужащего первой степени, а также права занимать руководящие должности на три года.

Суд зачитал заготовленное заказчиками из Администрации президента решение об устранении меня из политической жизни страны как политического деятеля. Я остаюсь при своих убеждениях. Я докажу свою правоту

На эти решающие слова судей Луценко отреагировал без особых эмоций. Он стоял, задумчиво склонив голову. Призрачные надежды на чудо в виде условного срока не оправдались.

- Суд зачитал заготовленное заказчиками из Администрации президента решение об устранении меня из политической жизни страны как политического деятеля. Я остаюсь при своих убеждениях. Я докажу свою правоту. Я буду использовать все предоставленные мне украинскими законами и международными соглашениями возможности для победы в юридическом и политическом планах, - сказал Луценко журналистам, комментируя решение суда.

После нескольких минут скандирования "Ганьба!" и толкотни в коридоре между депутатами и "грифоновцами" пресса начала постепенно освобождать зал. Политики, бывшие подчиненные Луценко уходить не торопились. Чтобы вывести Луценко, конвойные оттеснили их на лестничный пролет. Проходя мимо друзей и коллег, Луценко поднял вверх сжатый кулак - символ Народной самообороны.

Адвокаты и политики раздавали комментарии на улице. Супруга Луценко, выйдя из здания, сразу направилась к машине. Это был один из немногих случаев, когда она отказалась поговорить со СМИ.

Особо «теплый» прием уличная группа поддержки устроила прокурорам. Виктора Клименко, который подошел к прессе, люди обступили плотным кольцом и начали с невероятным усердием орать "Ганьба!". Одна из радикально настроенных активисток зарядила в прокурора снежком. Промахнулась, но кусок снега в Клименко все-таки попал. Закончив начатое на камеры предложение, прокурор поспешил покинуть "зону поражения". Потихоньку начали расходиться и все остальные.

Теперь впереди у экс-министра апелляционный суд, надежды на который нет ни у кого из его защитников, и Европейский суд по правам человека, решение которого станет для Луценко разве что моральным компенсатором. Поиски свободы Юрия Луценко продолжаются.