Поводом для блокады Катара, начавшейся 5 июня, были связи страны с террористическими группировками. Однако не менее интересна экономическая подоплека этого события, то, кто за ней стоит и то, как бойкот повлияет на страны региона, ЕС и Украину.

Не секрет, что для арабских стран нет смысла полностью уничтожать Катар, полностью его добивать. Это будет слишком опасный прецедент для любой другой страны. Цель нынешней блокады - выбить максимальный объем уступок, которые интересуют сторону, оказывающую давление - Саудовскую Аравию и ее друзей. Очевидно, что блокада будет нарастать. Объявленные со стороны Саудовской Аравии и ее друзей меры будут воплощаться в жизнь.

В число этих мер входит ликвидация информационного ресурса Катара - телеканала Аль-Джазира, с помощью которого он мог манипулировать общественным мнением в других странах арабского мира и за его пределами. У Катара также будут отбирать финансовый ресурс. Сейчас ограничены или полностью блокированы операции с катарским риалом, национальной валютой, в ряде стран Ближнего Востока. Скорее всего, могут быть предприняты меры по полному блокированию экономической деятельности катарцев во всех странах, которые присоединились к блокаде. После телеканала Аль-Джазира финансовые возможности были вторым по важности ресурсом Катара. Теперь они будут максимально урезаться. Многие жители Катара стали персонами нон-грата, идет разрушение деловых связей.

Глобальный фактор, который имеет значение в этом конфликте - это торговля сжиженным газом. Тут тоже предприняты ограничения. В основном эти ограничения предпринимают Объединенные Арабские Эмираты, потому что катарские танкеры, которые перевозят сжиженный газ, частично швартуются в Катаре, но есть у них причалы и в ОАЭ. Введены ограничения на прием в бойкотирующих странах любых судов, которые ходят под катарским флагом. Это создает очень большие проблемы в плане ведения операционной деятельности. Эти недружественные шаги разрушают экономический и финансовый потенциал Катара. Пока что это игра идет не в полную мощь, но такая игра начнется, если проход катарских кораблей вообще запретят. Вот это будет равносильно объявлению войны. Пока же конфликт вокруг Катара еще не переступил начальную фазу. Однако уже разрушен образ эмирата как надежного поставщика сжиженного газа. Все страны, покупающие его - а это страны Юго-Восточной Азии, Индия, Китай, Корея - понимают, что поставки могут прекратиться в любой момент.

Такая ситуация оказалась на руку далекой от ближневосточного противостояния Австралии. Она будет предлагать свои услуги азиатским клиентам Катара, не будучи втянутой в конфликт. Но есть еще европейский рынок, менее важный для Катара. В долгосрочном плане именно американцы займут долю Катара на европейском рынке. У них, в отличие от австралийцев, есть планы убрать конкурента с рынка. В случае с Катаром мы являемся свидетелями газовой войны. Украина была первой страной, которая с этим столкнулась в 2005 году, удар был нанесен из России. Но в случае с Украиной речь идет о процессе разрушения транзитного потенциала, репутации надежного транзитера газа. Катар сейчас тоже стал жертвой газовой войны, но представлен как ненадежный поставщик, и инициатор - отнюдь не Москва.

Именно США - архитекторы процесса бойкота Катара. Это сила, которая продолжает определять процессы в мире и, кто бы что не говорил, они еще долго будут их определять. В Вашингтоне делают вид, что они ни при чем, что это якобы разборка региональных государств, среди стран арабского мира и даже среди суннитских стран. У США позиция "над схваткой", но они все знают и все контролируют. Трамп, по сути, продолжают политику Обамы, которую тот изложил в интервью изданию Politico, как раз перед своим уходом. Суть доктрины Обамы состоит в том, что США нет смысла вмешиваться самим в проблемных регионах - куда проще поставить смотрящих, которые будут проводниками их политики.

Трамп продолжает развивать идею Обамы об опоре на региональные союзы. Будут формироваться региональные союзы, где США будут главным контролером и вдохновителем, а всю деятельность будут осуществлять страны, которые являются лидерами в регионах, а это лидерство согласованно с США. Это модель корпорации, в которой есть совет директоров - американцы, а есть исполнители. Она просто перенесена в сферу безопасности. Она менее затратная. Американцы обожглись в Ираке и Афганистане, поняли, что такие акции слишком затратные, ведь нужно беречь жизни солдат и содержать ветеранов. Поэтому принято решение возлагать больше ответственности на другие страны.

Помимо американцев, в краткосрочной перспективе оказаться в плюсе от бойкота Катара может Россия. Европейцы из-за ситуации в Катаре могут увеличить закупки газа у нее. Однако не стоит забывать, что Катар фактически помог России немного справиться с текущими финансовыми проблемами из-за противостояния с Западом. В декабре 2016 года консорциум Glencore и суверенного фонда Катара купил 19,5% акций Роснефти. Катар, приобретя акции Роснефти, очень хорошо пополнил российские золотовалютные резервы, что позволяет России хорошо держаться в конфликте с Западом.

На помощь Катару уже пришла Турция. У Турции в Катаре много интересов. Как известно, обе страны поддерживают движение Братья-мусульмане, которое было у власти в Египте в 2012-2013 годах - представляющий движение президент Мохаммед Мурси был свергнут военными, профинансированными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией. Братья-мусульмане враждебны властям последних двух стран, и одновременно являются сейчас большим совместным проектом для Турции и Катара. Турции выгодно, чтобы он функционировал дальше.

Если не будет финансирования Братьев-мусульман - это будет проблема для Турции, так как Катар выступает турецким кошельком в этом проекте. Конфликт из-за роста влияния Братьев-мусульман хорошо объясняет, почему многие страны так поддержали блокаду Катара. Например, в Египте в следующем году президентские выборы и президент Сисси, который сверг Мурси, консолидирует вокруг себя политические силы, чтобы не было противостояния на фоне кризисных моментов в экономике, плохой ситуации в туризме. В Объединенных Арабских Эмиратах Братья-мусульмане вообще планировали госпереворот в эмирате Дубай.

В сложившихся условиях Турция заинтересована дать Катару альтернативу для поставок газа. Есть проект постройки газопровода по шельфу Кувейта, Ирака, Ирана в Турцию. Если данный газопровод будет реализован, одна проблема Катара будет решена. К тому же у Турции есть цель стать глобальным энергетическим хабом, который бы объединил поставки со многих направлений, с иранского и катарского направлений. То есть с одной стороны Турция в результате блокады Катара может понести потери, с другой - может увеличиться ее экономическая роль в регионе.

Иран может в перспективе пострадать от кризиса вокруг Катара. Все, что происходит вокруг Катара сейчас - это удар по инвестиционной привлекательности страны. Это сигнал Ирану, чтобы они свой газ не продавали. Для Ирана главная проблема - это модернизация нефтегазовой промышленности, у них нефтяная и газовая промышленность пришла в плачевное состояние из-за санкций. В условиях открытого конфликта модернизировать нефтегазовую промышленность нельзя будет.

Ну и наконец, об украинских интересах в этом конфликте. Катар для Украины является достаточно перспективным торговым партнером, но масштабы рынка ограничены - количество подданных эмира не превышает 2,23 млн. человек. Украина продает в Катар металлопродукцию (до 45% объема поставок), зерновые, молочные изделия, яйца, мясо. То, что страна попала в международную изоляцию со стороны своих соседей, может со временем дать Украине возможность нарастить присутствие на катарском рынке продовольствия, как стране без политических предубеждений. Но делать это необходимо очень продуманно и мудро, чтобы не утратить позиции на других важных рынках стран залива, которые наоборот чувствительны к политическим моментам.

Рано или поздно здоровый прагматизм позволит странам региона прийти к соломонову решению по "катарскому кризису". Это важно для Украины, ведь перебои поставок газа из Катара на рынок ЕС могут принести нам, хоть и временные, но неприятные ощущения.

Александр Мишин
к.п.н., сооснователь Центра исследований Африки

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.