Использование Кремлем энергоносителей для продвижения его устремлений в глобальной политике иногда весьма тревожит правительства зарубежных стран. Однако для "Enel", крупнейшей в Италии электроэнергетической компании, внутренний рынок России до сих пор остается весьма притягательным "новым фронтиром" - территорией, которую еще предстоит освоить.

Однако, как пишет сегодня британское издание "Financial Times", председатель правления "Enel" Фульвио Конти предостерегает, что в спорах между государствами энергетика может быть использована в качестве "современной армии". "Enel" не хочет, чтобы ее инвестиции в Россию оказались "между молотом и наковальней" в споре с ЕС о взаимном открытии рынков.

На прошлой неделе "Enel" подтвердила, что станет первым иностранным владельцем одной из российских генерирующих компаний - а именно, ОГК-5. Ее доля акций в данной компании возросла до 37%, а на остальные планируется объявить тендер.

Одновременно ЕС оповестил о планах ограничить допуск российского "Газпрома" к европейским энергетическим сетям. Российское руководство подвергло эти планы критике, а некий высокопоставленный политик предостерег, что в качестве ответной меры могут быть пересмотрены инвестиции ЕС, цитирует издание "InoPressa".

"Русские просят, чтобы все делалось по принципу взаимности, - сказал Конти в интервью в римской штаб-квартире своей фирмы. - Они хотят получить долю в европейском рынке распределения энергоносителей. Они говорят: "Мы владеем этим газом и доставляем его вам, так почему мы не можем прийти и в эту сферу?"

"Enel", вышедшая благодаря диверсификации рынков и источников энергии на 3-е место в Европе среди компаний своей отрасли по биржевой капитализации, извлекает для себя пользу из призывов к взаимности. В прошлом году Италия подписала договоренность о допуске "Газпрома" на свой розничный рынок. По словам аналитиков, взамен итальянским компаниям "Eni" и "Enel" достались доли в "Газпромнефти" (нефтяном подразделении "Газпрома") и в двух газовых месторождениях в результате аукциона активов "ЮКОСа" после его банкротства.

Конти сказал, что "Enel" получает доступ на российские рынки электроэнергии в ходе первых стадий приватизации электрогенерирующей отрасли.

Благодаря своей доле в сибирских месторождениях "Enel" теперь располагает большими запасами газа, чем "Gaz de France" (GDF), утверждает Конти с некоторым удовлетворением, так как GDF недавно сорвала попытку "Enel" по приобретению "Suez".

Россия старается создать условия для "прочного, стабильного, быстрого роста" своего внутреннего рынка, одновременно выполняя обязательства по экспорту, и нуждается в иностранных инвестициях и технологиях, сказал Конти. "Мы стали первыми, и сам Путин уделяет нам большое внимание", - сообщил Конти. По его словам, российский президент заверил: вы нам доверились, и вы в нас не разочаруетесь.

Однако Джонатат Стерн, глава отдела исследований газовой промышленности в "Oxford Institute for Energy Studies", крайне обеспокоен "ухудшением отношений" между Россией и Европой. "Если ЕС потребует, чтобы на основе принципа взаимности "Газпром" продал свои активы в Европе, я всерьез тревожусь за европейских владельцев активов в России", - сказал он.

Крис Уифер, начальник отдела стратегического планирования инвестиционного банка "Уралсиб" (Москва), говорит, что первоначальная стратегия "Газпрома" - "приехать на бульдозере и приобрести ценные бумаги" - встретила в Европе сопротивление, и теперь "Газпром" планирует создавать совместные предприятия в сфере распределения газа, сотрудничая с теми европейскими компаниями, которые допускаются в Россию. "Стратегия Кремля состоит в том, чтобы впускать к себе по одной крупной энергетической компании из каждой страны", - сказал он.

"Взамен Кремль будет ожидать и требовать, чтобы "Enel" помогла ему получить в Италии большую роль в сфере распределения газа. "Газпром" - орудие глобального значения, через которое Кремль продвигает свои устремления в политической и энергетической сферах. Черта, отделяющая Кремль от "Газпрома", почти незаметна". Конти сказал, что деньги, выплаченные "Enel" за ОГК-5 в форме премии, принесут "огромную прибыль".

Интерес инвесторов зиждется на обещании государства к 2011 году - в период, когда спрос все еще будет ограничиваться ввиду дефицита мощностей - осуществить либерализацию цен на электричество. Аналитики предостерегают, что Москва может затянуть этот процесс. Кроме того, у "Газпрома" появляется все больше активов в электрогенерирующей отрасли, а значит, есть вероятность, что он станет чинить проблемы конкурентам.