"The Times": "Путин сделал бы для россиян больше, если бы взглянул в глаза правде о Чечне"
10.02.2004 09:37
"The Times": "Путин сделал бы для россиян больше, если бы взглянул в глаза правде о Чечне"
"В России кровь и политика все больше переплетаются", - так прокомментированы в английском влиятельном издании "The Times" события, связанные с терактом в московском метро.
"В последние 4 года террористические взрывы - нередко совершаемые женщинами-смертницами - стали ужасающей характерной особенностью путинской России", - отмечает автор. Он предполагает, что "за последним ужасом стоят чеченцы, которым предвыборная реклама нужна для их борьбы за независимость".
"Последнее кровопролитие отразится на президентских выборах 14 марта с.г. Оно напомнит не только горюющим семьям жертв - и двум миллионам пользующихся метрополитеном москвичей, которые отныне, пробираясь по переполненным народом эскалаторам, платформам и вагонам, будут со страхом наблюдать за сумками и черноволосыми южанами - но и миллионам сочувствующих в других частях России, что нужно голосовать за Путина", - отмечается в статье.
"Его политическая карьера строится почти исключительно на античеченской политике. Именно Путин снова начал войну против их независимости. Его грубым, но популярным призывом стали слова "Мы их будем мочить даже в сортире". Эта его грубость - распространенная сегодня на постсоветских миллиардеров, которые могут угрожать его авторитарному правлению - исключительно хорошо воспринимается российскими избирателями. Как показывали еще до последнего взрыва результаты опросов общественного мнения, более 80% избирателей хотели, чтобы Путин остался на второй президентский срок".
Комментируя упреки в адрес Путина в том, что именно его "собственная чрезмерная злобность к чеченцам вынудила их нанести контрудар", автор статьи отмечает, именно об этом ему и следовало бы поразмыслить. "Например, сегодня никто не знает, какова цель войны, в которой уже погибли от 5 до 15 тыс. российских военнослужащих. Десять лет назад предполагалось, что первая чеченская война позволит быстро сокрушить чеченский национализм. Добиться этого явно не удалось. И вот теперь эта война породила "палестинизированное" поколение молодых бойцов, ставших очевидцами того, как их близких уничтожают российские солдаты. Эти молодые люди, которых почти ничто не привязывает к жизни на своей разоренной родине, чувствуют, что могут с таким же успехом умереть за свое дело".
Автор отмечает, что "никто в действительности не верит в "мир" на чеченской земле. Российские солдаты продолжают умирать. Численность группировки российской армии в Чеченской республике сокращена вдвое, примерно до 40 тыс. человек. Но даже генералы признают, что безвозвратные боевые потери российской армии в прошлом году составили 263 человека".
Можно было бы подумать, что россиянам должна надоесть эта война, поскольку они живут в постоянном страхе, ожидая ответных ударов террористов и того, что их сыновей направят умирать в Чечню. Но этого не происходит, отмечает автор.
Отчасти, по его мнению, это объясняется пристрастными репортажами СМИ, которые питают русскую идею чеченского варварства. Отчасти, это вызвано ненавистью к "чужакам", которая так глубоко проникла в русскую психику. Наконец, чеченская война решает один из самых трудных вопросов постсоветской России: что делать с армией. При численности более миллиона человек она слишком велика для постсоветских нужд России. Но она составляет основу оборонительного самовосприятия России. Никакой президент никогда не осмеливался сократить ее вдвое и сделать профессиональной. Чечня позволяет ответить на этот вопрос, - говорится в статье.