Вместо ожидаемого байопика Хиршбигель снял сказку об идеальной принцессе (Наоми Уоттс) и обаятельном хирурге (Нэвин Эндрюс). Фото - kinopoisk.ru

КИНО

"Диана: история любви" (Великобритания), 113 мин.

Кто: Оливер Хиршбигель, немецкий кинорежиссер, автор нашумевшего "Бункера" - фильма о последних днях Третьего рейха и о Гитлере с человеческим лицом. Возмущению публики по этому поводу не было предела. Что наилучшим образом сказалось на кассовых сборах и мировом признании фильма. Европейские кинопризы и "Оскар" в Америке - тому доказательство. Все семь фильмов Хиршбигеля оказались успешными, особенно дебютный "Эксперимент" и недавний исторический сериал "Борджиа". Когда немец взялся за биографию Дианы, многие застыли в предвкушении сенсации. Можно расслабиться. Ничего такого не произошло.

Кому смотреть: всем, кого интересуют два последних года жизни британской принцессы. Подробности ее личной жизни рассмотрены человеком равнодушным к Леди Ди вплоть до возникновения замысла ленты. Беспристрастный подход обернулся неожиданным результатом. Вместо байопика с претензией на королевское место в кино, получилась мелодрама для дам среднего возраста.

Что: попытка обратить внимание на факт и без того широко известный. Принцессы тоже девочки, которые ждут своего принца. Даже если один у них уже есть, причем в качестве мужа. Диана ждет в роскошных покоях Кенсингтонского дворца. Ей скучно и безрадостно. Свидания с детьми - по расписанию, вся остальная жизнь расчерчена на годы вперед. Одно из немногих увлекающих ее занятий - благотворительная деятельность, в рамках которой можно съездить в какую-нибудь больницу.

Там она и знакомится со знойным брюнетом Хаснатом Ханом (Нэвин Эндрюс), который не обращает внимания на голубую кровь высокой гостьи (Наоми Уоттс). Неуставные подтрунивания красавца-хирурга сражают принцессу в самое сердце. Начинается роман, которому постоянно мешают камеры журналистов, недовольство "злобных Виндзоров" (которые, кстати, ни разу не появляются в кадре) и сомнения врача в перспективности отношений с принцессой. Принцесса, к ее чести, ни в чем не сомневается и даже официально разводится с мужем. Что не спасает ситуацию: Хаснат - трудоголик, публичность ему мешает. Диана тоже занята, и ей мешает нерешительность Хасната.

Чем все это, в конце концов, закончилось, всем известно. Ничего нового к образу Дианы фильм не добавляет. Что удивительно - его снимал не последний режиссер, а в главной роли снялась не последняя актриса. Умеренно удачный грим, четко скопированная мимика и жесты Дианы плюс пресное амплуа влюбленной героини. Вот и все, что есть в распоряжении талантливой Уоттс. Право что-то сыграть в этих рамках актрисе приходится постоянно отвоевывать. То у сусальных "королевских" декораций, которыми экран завален, как склад мусором. То у ослепительно-синих костюмов Дианы, назначение которых - превращать живого человека в манекен из лондонской витрины.

МУЗЫКА

Artpop, CD

Кто: Леди Гага, американская певица и, как минимум, дважды королева - поп-музыки и эпатажа. Один из самых успешных проектов мирового шоу-бизнеса, отмеченный бешеными продажами дисков, концертными истериками публики, пятью "Грэмми" и тринадцатью премиями MTV. Наряду с покойным Майклом Джексоном, любимая муза художника Джеффа Кунса. Исполнительница одной из главных ролей в новой ленте Родригеса "Мачете убивает". Воплощение технологической революции, олицетворение техногенной катастрофы, красавица и чудовище. Нужное подчеркнуть.

Кому слушать: тем, кто интересуется миром актуального искусства. Альбом полностью соответствует названию, а Леди Гага - статусу одного из самых зрелищных арт-объектов современности. Диджеям. Artpop - идеальное сопровождение кислотно-абсентной дискотеки. На избыток контекстов можно забить.

Что: широкоформатный - восемнадцать композиций - калашный ряд американского шоу-биза. Все звуки и комбинации, которые на сегодня умеет извлекать человечество из синтезаторов. Леди Гага, наученная биться в ритме зайца сверхэнерджайзера, двигаться в темпе ускоренной перемотки, менять образы с клиповой скоростью и при этом технично петь. В общем, если говорить о музыке фрик-дивы, ничего нового.

Но говорить о музыке особо никто и не предлагает. Один просмотр официального клипа на песню Applause - и вы в виртуальной арт-галерее. Модерновый кошмар в фигуре ожившей статуи, летательный аппарат с набросков Да Винчи, Венера с ракушками на отмеченных Боттичелли местах - это для разминки. В основной части Леди Гага пойдет, как сыпью, цветным квадратиком кафельной скульптуры Джеффа Кунса. И раздробится, как суп "Кемпбелл", на множество собственных копий. Привет Уорхоллу также передают хвостатые оммажи а-ля Майкл Джексон, видеовоспоминания о Мерилин Монро и о кожаных трусах молодой Мадонны. Тем, кто еще не насмотрелся на групповой портрет современной поп-культуры с ее мохнатыми рефлексиями, возможно, будут впечатлены. Для остальных и здесь ничего нового.

Не является новостью и отсутствие новостей. Эпоха нео-постмодернизма, которую воплощает в музыке Леди Гага, не по этой части. Зато есть интригующее. Песни Dope и Gypsy, где вокалистка подозрительным по тону альтом поет только под кабинетное фоно. Видимо, эта работа на контрасте с бешеной электроникой должна помочь нам найти человека, способного на проникновенную интонацию. Так бы оно, наверное, и было, если бы Гага располагала временем на пару часов за пианино и истерику с настоящими слезами. Но времени нет. Гортанный блюз комом становится в горле, не добираясь до открытой диафрагмы. И, несмотря на весь постмодернизм, пахнет классической трагедией с сюжетом о прирастающих масках.

КНИГА

"Фрау Мюллер не налаштована платити більше", "Клуб сімейного дозвілля", 304 стр.

Кто: Наталка Сняданко, украинская писательница, журналист, переводчик. В прошлом - участница девичьего объединения ТУГА (товариство усамітнених графоманок) и "анти-забужко номер один". "Антизабужку" Сняданко заработала за евроинтеграцию образа "молодой украинки". Лет 10-12 назад женский сучукрлит был настроен на поиски корней, а не на заграничные тренды. Героини Сняданко упорно хотели в Европу. Наталка - автор восьми собственных книг и многих литературных переводов, среди которых труды Кафки, Дюрренматта, Грасса. Свои произведения писательница называет "графоманской карьерой". В 2008-м с этой формулировкой не согласилось BBC и выдвинуло роман Сняданко на "Книгу года". Пару лет назад Наталка стала лауреатом польской литературной премии имени Джозефа Конрада-Коженьовського.

Кому читать: всем, кому дороги образы закомплексованных галичанок так, как они дороги Сняданко. В новом романе проблемы доведут девушек до Берлина, тамошних лесбиянок и психоаналитиков. Всем, кто считает, что мужчина хорошим не бывает. В книге о сильной половине человечества либо плохо, либо ничего.

Что: попытка проложить новый путь в Европу, скрытый от глаз гетеросексуального большинства. Две учительницы-лесбиянки Христина и Саломия едут в Берлин на заработки. Преподавать музыку им никто не предлагает. Места уборщиц и сиделок тоже, в основном, заняты. Христина, уехавшая на год раньше Саломии, с трудом делает карьеру домработницы, внезапно попадает под машину и находит в водителе транспорта все, чего ей не хватало.

Водителя зовут Ева. Как и прародительница рода человеческого, она - букет всех мыслимых достоинств с одной существенной червоточиной. Ева осознанно уродует свою модельную внешность в попытках защититься от детских психотравм. В отличие от диковатой, но симпатичной украинки, рациональная немка живет с умом. То есть с психоаналитиком, который пообещал не замахиваться на святое - ее гомосексуальные наклонности. Постепенно Христина понимает, что психоанализ - это почти так же хорошо, как свободный от чувства вины лесбийский секс. И Европа это неплохо. И они с Евой, пожалуй, могут наладить совместный быт, несмотря на разный социальный статус, экономическое положение и исторически сложившуюся Саломию.

Если бы все это не было так смешно, то было бы очень скучно. Чем-то живым и прожитым в реале веет первые страниц пятьдесят, где героини работают в украинской музыкальной школе и вспоминают советское детство. Все, что касается прорывов в бессознательное, лучше читать на психологических сайтах. Там, может, и с ошибками, зато правдоподобно и без геополитики.

Книга предоставлена магазином "Читайка"