48 часов: фильм "Джек Ричер", альбом Лагутенко, роман Барикко
КИНО
"Джек Ричер" (США), 130 минут
Кто: Кристофер МакКуорри, режиссер и сценарист. Часть юности провел в детективном агентстве, мечтая поступить в полицейскую академию. Помешал приятель, подкинувший работу по написанию сценария. Кристофер попробовал и уже не смог остановиться. Приятеля звали Брайан Сингер. Позже он стал режиссером ленты "Подозрительные лица", вошедшей в список 1000 величайших фильмов всех времен по версии The New York Times. Сценарий писал МакКуорри, получивший "Оскар" за эту работу. Боевики и триллеры - любимая тема американца, которую он развивает по сей день, но уже и в качестве режиссера. Второй выстрел в эту цель - лента из задуманной саги о Джеке Ричере. Сценарий к фильму Кристофер по обыкновению писал сам.
Кому смотреть: любителям боевиков в стиле "нуар". Лента сделана с равнением на классику жанра и сделана неплохо. Тем, кому интересно, как именно 50 миллионов долларов раскиданы по картине, и добросовестно ли Том Круз отработал свой гонорар.
Что: криминальный боевик с многообещающим слоганом "У закона есть пределы. У него их нет". Он - это парень, живущий по принципу "только свистни, он появится". Принцип придумал Черный Плащ из диснеевских мультиков. Том Круз, он же Джек Ричер, развил тему в полном метре. Не сказать, чтоб до полного абсурда, но до известных одному Голливуду пределов. Джек неуловим, непобедим, умеет все и не имеет равных в интеллектуальном плане.
Как сказал один из героев, "ему всегда есть дело до справедливости". Для восстановления оной Ричер-Круз прибывает в город, где от пуль снайпера полегло пять человек. Полиция быстро нашла крайнего и, как водится, ошиблась. Джек распутывает темное дело, заручившись поддержкой адвоката подозреваемого - блондинки с кукольным личиком и пышным бюстом (Розамунд Пайк). Само собой, злодеи берут ее в заложницы, Ричер спасает, а затем исчезает, не удостоив даму даже финальным поцелуем.
Производственные диалоги следователей-самозванцев чередуются с хрустом костей и перестрелками. Когда Ричер наконец добирается до главного преступника, то сражается с ним в рукопашную в атмосфере строительного карьера. Есть еще сцена с попыткой откусывания пальцев и пара фрагментов с мордобоем. Остальное - полицейская рутина, отображенная со знанием дела.
Мускулистый Круз в роли немногословного супермена на своем месте. Режиссер, кажется, делал свою работу с секундомером - сюжетные ходы тщательно выверены и не провисают в пикантных местах. Актеры, особенно Роберт Дювалл в роли старика Кэша, прекрасно попадают в образы. Если так пойдет дальше, то мечта съемочной группы о серии лент с неуловимым Джеком будет финансово оправдана.
Цитата: "Джек Ричер" - даже если вы не в восторге от Тома Круза, сделан с обаянием и любовью. Он определенно способен заставить вас полюбить главного героя, хотя бы из уважения к старой школе" (Kino.myvi.ru).
МУЗЫКА
"Космический рейс", CD
Кто: Илья Лагутенко, которого принято считать российским рок-музыкантом. На самом деле он Мумий Тролль - странное существо и основатель одноименной группы. Безумный "рокопоп" этой команды сводил с ума слушателей в конце 1990-х. С тех пор Лагутенко дает масштабные концерты, засовывает искусственные жемчужины в обложки дисков, предлагает бесплатно скачивать свою новую музыку в интернете и шефствует над тиграми - по праву патрона британско-российского фонда по защите амурских тигров и дальневосточных леопардов. Честно говоря, он и сам немножко леопард. Его кошачьи интонации мгновенно узнаваемы, даже когда поет на китайском. В российском учебнике истории Мумий Тролль упоминается в разделе "Духовная жизнь". Там написано, что он родоначальник "совершенно иной" музыкальной молодежной культуры в России. Не поспоришь: Лагутенко, действительно, иной.
Кому слушать: Илья стал одним из первых людей в странах бывшего Союза, купивших участок на Луне. Альбом понравится тем, кто считает, что туда ему и дорога. Автор суперхитов "Утекай" и "Делай меня точно, мама" улетел в космос и не обещал вернуться. Новый диск - для тех, кому не все равно, что он при этом чувствовал.
Что: релиз Ильи Лагутенко и группы Aeronautica из Одессы. Задумывался как саундтрек к фильму "Космический рейс". То, что эту ленту уже сняли на "Мосфильме" в 1935 году и у нее есть музыкальное сопровождение, коллектив не смутило.
Взгляд в прошлое не прошел даром. Музыка XXI века оседает на ушах лапшой знакомых тем. Три песни из пяти - ремиксы из раннего Лагутенко. Оформление трека "Молодость", где Илья признается в том, что она, в общем, прошла, кажется слизанным у старинной французской поп-группы Space.
Поклонникам советско-российской рок-команды Наутилус Помпилиус понравятся "Манекен" и "Начинается весна". Песни спеты с явными вокальными интонациями Вячеслава Бутусова. Образы - кресты, крылья, горы и взгляды в спину - тоже вполне в духе раннего Наутилуса. Альбом, состряпанный из того, что было, выдерживает одно прослушивание. Космическая музыка, врывающаяся в мяуканье Лагутенко, послевкусием носится по организму на удивление долго.
Цитата: "Русский рок - это сокровище, и его нужно беречь и изучать, больше им питаться, нежели перевариваться в соках исполнителей сегодняшнего дня" (Илья Лагутенко).
КНИГА
"Мистер Гвин", издательство "Азбука", 256 стр.
Кто: итальянец Алессандро Барикко. С момента дебюта в начале 1990-х (роман "Замки гнева") лет десять был популярен в Европе, как поп-звезда. Шевелюра с проседью, бездонный взгляд с бесиками и умение создавать загадочные тексты - несчастье многих очкастых студенток от Парижа до Милана. Блестяще образованный и многогранно одаренный Барикко, ко всему, еще и хороший семьянин - студенткам уже лет 20 ничего не светит. Запасы кипучей энергии итальянец умело реализует в творчестве: у него что ни роман, то бестселлер. Самый известный пока что - "Море-океан".
К слову итальянца не глух и Голливуд. В экранизации романа "Шелк" (2007) блистали Майкл Питт и Кира Найтли. Через год Барикко сам снял фильм о Девятой симфонии Бетховена. Увлечение кинематографом соседствовало с преподаванием в собственной литературной школе и экспериментами в области актуального искусства. В последнее время поговаривали, что у этого автора творческий кризис и что в писательское качество он уже не вернется. Осенью 2012 года итальянец побывал в Киеве почетным гостем книжного фестиваля.
Кому читать: всем, кому интересно, как именно невыносима жизнь баловня судьбы - главного героя книги. Ключ к проблемам красивого и успешного парня легко подберут те, кто знает, что в XXI веке литература умерла и автор больше не нужен. Можно проще: наслаждайтесь прозой, тающей на языке вкусными цветными льдинками, и ни о чем не думайте.
Что: очередной удачный роман, в котором легко разглядеть его автора. Герой - Джаспер Гвин, писатель, в 43-летнем возрасте достигший пика профессиональной славы. Его друг и литературный агент Том потирает руки, предвкушая безбедное будущее их обоих. Так бы оно и было, если бы мистер Гвин не выкинул финт: пообещал никогда не писать книг и сдержал слово.
Гвин решает "переписывать" людей: создавать их словесные портреты. Обнаженные натурщики позируют ему в мастерской, наполненной звуками странной музыки и светом лампочек ручной работы. "Переписчик" наблюдает и пишет тексты, вызывающие восторг натурщиков-заказчиков. Что из всего этого получилось в итоге, пересказывать опасно: неосторожное слово может испортить удовольствие от книги, иногда сильно напоминающей детектив.
Проза блещет фирменным изяществом и меньше всего ассоциируется с каким бы то ни было кризисом. Слухи о смерти Барикко-автора оказались несколько преувеличены: в финале романа поется осанна литературному труду, книгам и библиотекам.
Цитата: "То единственное, что заставляет человеческие особи чувствовать себя живыми, медленно, но неизбежно убивает их. Родителей - дети, артистов - успех, слишком высокие горы - скалолазов. Писание книг - Джаспера Гвина" (из романа).
Книга предоставлена магазином "Читайка"