48 часов: фильм "Иллюзия обмана", Оззи Осборн и Black Sabbath
КИНО
"Иллюзия обмана" (США, Франция), 120 мин.
Кто: режиссер Луи Летеррье, француз с американской выучкой. Сначала набирался ума-разума в нью-йоркской школе искусств, потом попал в режиссерскую "конюшню Бессона". Люк сделал юношу одним из режиссеров обоих "Перевозчиков". И благословил на самостоятельный дебют. Боевик "Дэнни цепной пес" с Джетом Ли вышел в 2004-м и стал пригласительным билетом в Голливуд. Молодого режиссера зазвали на фабрику грез и дали много денег на съемки ленты в местных традициях. Так появились "Невероятный Халк" с Эдвардом Нортоном и самая знаменитая на сегодня картина Летеррье "Битва титанов". Несмотря на желание сделать из этого кино коммерческую франшизу, Луи отвлекся на фокусы. Его новая картина - о виртуозах оригинального жанра.
Кому смотреть: всем, кто давно не был в цирке, потому что жалко животных. "Иллюзия обмана" - сплошной цирк с фокусниками, летающими деньгами и 3D женщинами в мыльных пузырях. Животных нет, зато много компьютерной графики. Фокусы ненастоящие, магия остается без разоблачения. Красивая картинка, зрелищные спецэффекты, нарисованные чудеса, запутанный сюжет и невнятный финал.
Что: криминальный триллер с участием Вуди Харрельсона, Марка Руффало и Моргана Фримана. Эти актеры способны украсить все, что угодно, а не только яркую картину с интригующей завязкой. Четыре гениальных фокусника (Айзенберг, Харрельсон, Айла Фишер и Дейв Франко) как бы крадут из парижского банка три миллиона евро. Преступление совершается на глазах у зрителей лас-вегасского шоу. ФБР, Интерпол и заграничный специалист по нечистым на руку фокусникам пускаются в погоню.
Первое время бандиты очень хорошо убегают, а спецслужбы хорошо их догоняют. Все динамично, остроумно, хотя и не без пафосной мистики. Ближе к середине картины все выдыхаются. ФБР и Интерпол теряют силы и время. Специалиста по фокусам губит Фриман, который его играет. Роль мудреца, у которого в заначке всегда есть пара-тройка притч, намертво въелась в актера. Фриман и его сказки чудо как хороши, но это не помогает поискам беглецов. Как и роман представителей ФБР и Интерпола, выясняющих отношения, вместо того чтобы двигать сюжет.
Все стремительно запутывается в ненужных деталях и причинно-следственных дебрях. Попытка выдать это за режиссерский фокус оборачивается в финале ощущением режиссерского бессилия. Конец картины задумывался как непредсказуемый, резко выбивающий из седла и полностью меняющий взгляд на события. Получилось немотивированно и скомкано. Как будто фокусник устал развлекать аудиторию и закончил представление словами: "На этом все, с остальным разберетесь сами".
МУЗЫКА
"13", CD
Кто: Black Sabbath, отцы heavy metal. Самая великая и ужасная рок-группа современности. Бирмингемская достопримечательность, которой можно пугать детей. Особенно английских, выросших в замках с привидениями. Для них у основателя команды Оззи Осборна есть много захватывающих историй. О том, как на концертах откусывать головы живым голубям. Или раздеваться догола при заключении контракта с немецким лейблом, а потом орать "Вы все чертовы нацисты!". О судебных исках за подстрекательство подростков к самоубийствам. О последствиях тяжелых наркотиков вкупе с тремя ежедневными бутылками коньяку. О том, что Хеллоуин - это праздник, который нужно отмечать каждый день. И что деньги - пыль, даже когда за тобой уже не летает самолет с кокаином. И как вопреки всему делать великую музыку. Чтобы через 45 лет после первого концерта критики говорили: "Black Sabbath - лучшее, что есть сегодня".
Кому слушать: всем, кто не верил, что это возможно. Золотой состав Black Sabbath (Осборн, Айомми, Батлер, Уорд) с 2011-го снова на коне. Правда, на нем не удержался Уорд - в какой-то момент ударник отказался "играть на разогреве у Оззи". Альбом записывали с Брэдом Уилком. Отряд едва не потерял и другого бойца. У гитариста Тони Айомми случился рак лимфы. Тони сочетал лечение с записью и, к всеобщему счастью, выздоровел. Более того, именно он сделал "13". Его густые соло - дух альбома.
Что: увесистое слово Black Sabbath, которое они формулировали 35 лет. Осборн ушел из группы в 1978 году и вернулся два года назад. За новые работы с его участием британский журнал Kerrang! выдал музыкантам премию "За вдохновение". Во время вручения награды зал устроил стоячую овацию. И правильно сделал. Black Sabbath играют, как звери. От времени и бурного прошлого ни одно животное не пострадало.
Кто соскучился по говорящей гитаре Айомми, начинайте с "конца". Первый трек End of The Beginning длится восемь минут и заканчивается полноводной гитарной партией. Ключевой сингл God is Dead? - о том, чем живет сегодня Оззи Осборн. Стоит продраться сквозь завораживающую музыку к честному тексту. Он не о смерти бога, а о философии трезвости. Это первый альбом, где непьющий Оззи полностью отвечает за свои слова.
В композиции Live Forever он визжит так, как будто толпа фанатов щекочет его за пятки. Безумный молодой драйв и ураганная работа Айомми - это Loner. Верх доступного Black Sabbath изящества - песня Zeitgeist. Сочетание нежных перкуссий и красивых низких риффов превращают трек чуть ли не в лирику. За низкие риффы отдельное спасибо Батлеру. Его бас-гитара разносит питательные вещества к каждой песне, как кровь по венам. Что ни композиция, то удар в солнечное сплетение. Мощная получилась музыка. Как будто все эти 35 лет Black Sabbath усиленно репетировали, а не валялись по больницам в отключках разнообразного свойства.
КНИГА
"Почти рукописная жизнь", издательство "Махаон", 496 стр.
Кто: Евгений Гришковец, российский писатель, драматург, режиссер и актер. Мастер драматургического наива. Его первый автобиографический моноспектакль "Как я съел собаку" по сей день остается самым любимым аудиторией. Автор 10 пьес, пары десятков книг, восьми ролей в кино и шести музыкальных альбомов (вместе с группой "Бигуди"). Очень любит киевский театр Русской драмы им. Леси Украинки. Именно там несколько лет назад шли все моноспектакли Гришковца в режиме нон-стоп. Артист уложился в один день и попал в Книгу рекордов Гиннесса.
Кому читать: тем, кому возраст позволяет иметь личные архивы. "Почти рукописная жизнь" может спровоцировать желание их перебрать. О желании перебрать в другом, более употребительном смысле, Гришковец тоже пишет. Признается, что в последние годы оно пошло на убыль. Вместо этого - семейные ценности и полярные экспедиции. Особая гордость "Жизни" - публикация дневника, который автор вел на борту научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов".
Что: пятая книга этого автора в исповедальном жанре. Первые четыре были написаны по мотивам блога в ЖЖ. Теперь другое дело: автор сразу сообщает, что написал оторванную от интернета литературу и спрос с него должен быть соответствующий. Давно известно, что спрашивать с Гришковца невозможно. Очередной дневник с незамысловатыми историями из жизни подкупает своим задушевным трепом.
В сентябре прошлого года драматург презентовал спектакль "Прощание с бумагой". Этого самого прощания - с бумагой, ручкой, привычкой писать, молодостью и всем двадцатым веком, в котором она отцвела, - хватило и на книгу. Гришковцу - сорок шесть. Записки, вложенные между страниц старых книг его домашней библиотеки, делают первую половину дневника.
Здесь и пара строк жене в роддом с трогательными ошибками. И поучительное письмо тинейджеру-Гришковцу от взрослого друга. И обстоятельства приобретения книг еще при Союзе. Ностальгия по былому разбавлена путевыми заметками из жизни современного писателя, популярного и много гастролирующего. Мишленовские рестораны, ледовые отели и лондонские леди глазами парня из Кемерово - это то, что всегда делало Гришковца Гришковцом.
Книга предоставлена магазином "Читайка"