И Друг Его Мотоцикл: Райан Гослинг в фильме "Место под соснами" снова рассекает (фото - kinopoisk.ru)

"Место под соснами" (США), 140 мин.

Кто: в главных ролях два лучших брюшных пресса современности - Райан Гослинг и Брэдли Купер. В режиссерском кресле - Дерек Сиенфрэнс. Он из тех, кого называют независимыми и успешными. В 24 года стартовал в полном метре лентой Brother Tied (1998). Фильм прошел по многим кинофестивалям, включая Sundance. С интересом к переосмыслению библейских тем (в дебюте фигурировала история Каина и Авеля) режиссера не попустило. Три года назад он размышлял о природе любви в фильме "Голубой Валентин". После этого критики окончательно окрестили Сиенфрэнса "большим режиссером" и прочили ему соответствующее будущее. Оно явилось в виде очередной ленты, рассчитанной на вдумчивого зрителя.

Кому смотреть: тем, кто без ума от Гослинга в фильме "Драйв". Его образ в новой ленте сильно напоминает тамошнего гонщика. Всем, кому нравится, когда всего по три. Третья работа режиссера состоит из трех частей с тремя голливудскими секс-символами в трех ключевых ролях.

Что: тягучая сага с былинным размахом. Криминальная завязка перерастает в психологическую драму. Потом играет обратно и не один раз. В конце концов, кино превращается в эпос о грехе, проросшем в трех поколениях героев. Пока заваривается эта архетипическая каша, успеваешь несколько раз изменить отношение к происходящему и изрядно переволноваться. Берегите себя до финала: в конце картины страсти будут кипеть, как адский котел. Определенно, Сиенфрэнс - не тот режиссер, который поможет их тушить.

В первой части ленты разворачивается история Люка (Райан Гослинг) и Ромины (Ева Мендес). После короткого романа молодые люди расстаются. При случайной встрече Ромина рассказывает парню, что у него есть сын. У Люка слетает крыша. Бросив ремесло циркового мотогонщика, он принимается грабить банки, чтобы обеспечить ребенку будущее. Во второй части возникает неизбежный полицейский Эйвери (Брэдли Купер). Он и вбивает в сюжет роковой крюк, на котором зависает сам. А в третьей части - еще и его сын.

Это очень красивая картина о преступлении и наказании. Из каждого кадра можно сделать постер и повесить на любимую стену. Райана Гослинга, под которого целенаправленно заточен сценарий, режиссер превратил в мужчину-мечту. С играющими бицепсами и ослепительной улыбкой победителя. В драмах такие на экране не задерживаются. Такими сыновья-подростки представляют погибших отцов. И черпают в образе-легенде силы для какой-нибудь борьбы. Под стать Гослингу его харизматичный киношный враг Купер и магнетичная Ева Мендес. Жаль, что режиссер выделил ей не так много времени, как хотелось бы.

Не в последнюю очередь благодаря актерам, громоздкая картина цепляет сразу и не отпускает до конца. "Я не знаю ни одного другого американского режиссера, который бы сделал что-то столь же необычное", - утверждает Мендес.

МУЗЫКА

"Чемодан президента", CD

Кто: рок-группа "Крематорий". Самое оригинальное лицо московского андеграунда 1980-х. Ни предтеч, ни последователей на музыкальном горизонте не замечено. Изысканные аранжировки, жесткие тексты и холодный тенор Армена Григоряна - воистину уникальная комбинация, повторить которую слабо даже самому "Крематорию". В лучшие годы визиткой группы была скрипка, солирующая вместе с гитарой. И коллекция маленьких шедевров, с которых делало жизнь "нехорошее" поколение постперестроечных нигилистов. "Мусорный ветер", "Безобразная Эльза", "Маленькая девочка", "Сексуальная кошка", "Таня", "Клубника со льдом" и еще с десяток песен - то наследие, за которое группе не должно быть стыдно ни при каких обстоятельствах. За 30 лет существования команда несколько раз обновлялась, надолго замолкала, фронтмен уходил в сольное плавание, потом возвращался. В итоге - 16 альбомов с неизменной констатацией человеческого ничтожества, тщетности жизни и притягательности смерти.

Кому слушать: фанатам, не ждущим от команды прорыва, - ее длительное молчание ушло на создание относительно качественного рабочего материала.

Что: десяток песен, которые писались пять лет. Их долгожданный выход в виде альбома сопровождался шумной рекламной кампанией. Ее важная часть - конкурс на создание обложки, в котором победил юный дизайнер из белорусского Полоцка. "Крематорий" слушает молодежь из "глубинки".

Главный месседж диска следует искать в финальной песне с нежным фортепианным оформлением и тусклой ритм-энд секцией. Там Григорян сообщает, что "будет жить теперь по ту сторону зла". Где это находится, не объясняет. Больше ничего особенного искать в этом треке а-ля "Крематорий 90-х" не стоит. Особенное сосредоточилось в самом начале. Там короткая "Увертюра" с демоническим смехом. Такая страшная, что невольно ждешь - сейчас долбанет. Не долбануло.

Следующий за увертюрой трек "Чемодан президента" обнадеживает крепкими рок-аккордами. И тут же опускает - текстом. "Твои губы так надуты, и глаза как у Пенелопы Круз, тоскливы", - до подобной поэтики Григорян еще не опускался. Как и до рифм вроде "организм-гуманизм" ("Вервольф"), "грезы-розы" и "слов-снов" ("Мерилин"). Из этой же оперы - не самые изящные шутки о "блондиночке" и "парне с большим… интеллектом".

Кстати, о "Вервольфе". Этот давно бродящий по интернету сингл - из серии портретов "падших душ" нашего времени. Они всегда удавались Григоряну, как никому другому. На этот раз фигурирует "нормальный парень, что как выпьет, так вервольф". Человек-животное с понятными проблемами и строка "улетевшее сознание изменяет очертанья и основы мирозданья" греют душу. И внушают надежду, что пресноватые аранжировки и упрощенные тексты - не последнее слово "Крематория" в его музыкальной жизни.

КНИГА

"Нелегкий день", издательство "Попурри", 256 стр.

Кто: Марк Оуэн. Бывший американский "морской котик" и член "команды мечты", созданной для захвата Усамы бен Ладена. Автор мемуаров, вставших поперек горла и Пентагону, и Аль-Каиде. Американские власти грозятся отдать автора под суд, если найдут в тексте военные тайны. Аль-Каида и вовсе вывесила портрет Марка на своем сайте. Фото снабжено подписью "собака, убившая мученика шейха Усаму бен Ладена". Ходячей мишенью мемуарист стал 11 сентября прошлого года, в день выхода книги. В нарушении инкогнито автора (Марк Оуэн - псевдоним) виноваты журналисты телеканала Fox. Они вычислили реальное имя спецназовца - Мэтт Биссоннетт - и раззвонили об этом в эфире. Пока что Мэтт, слава богу, жив и на свободе. Самым серьезным последствием "Нелегкого дня" на сегодня является перенос премьеры фильма Кэтрин Бигелоу "Террорист номер один". После сентябрьских откровений Оуэна прокат ленты отодвинули с октября на декабрь.

Кому читать: всем, кто хочет понять, насколько образ голливудского боевика совпадает с реальностью. Тем, кому нравится главная героиня фильма Бигелоу: в книге Оуэна описан ее прототип, блондинка-аналитик-из ЦРУ.

Что: рассказы о спецназовских буднях и праздниках, написанные прирожденным воякой. В качестве соавтора на обложке значится журналист Кевин Морер. То, что у них вышло, возглавило список бестселлеров интернет-магазина Amazon за три недели до старта продаж. Что неудивительно: кульминацией книги является "вся правда из первых рук" об операции "Копье Нептуна" по поимке террориста №1. Самый лакомый кусок - описание последних минут жизни бен Ладена.

По версии Белого дома, Усама погиб в результате вооруженного сопротивления. По версии Оуэна, как погиб Усама - не знает никто. Когда спецназовцы вошли в комнату террориста на вилле в Абботабаде, увидели его уже умирающим. "Вначале он немного двигался, однако мы не знали, была ли у него граната или какое-нибудь оружие", - признается "котик". Позже нашли и оружие - незаряженные автомат АК-47 и пистолет Макарова.

"Усама бен Ладен не собирался воевать, - изумляется автор. - Чем выше в иерархии находился наш объект, тем большим трусом он был". Чувствуется, что этот вывод перепахал пехотинца больше всего остального, увиденного на вилле. Читателю покажется удивительным и многое другое. Например, крушение вертолета, на котором члены сверхсекретной операции с грохотом приземлились на крышу особняка террориста. Или тот факт, что бен Ладен красил бороду в радикально черный цвет. Или неприязнь автора к актуальным американским политикам, которые, по его мнению, всегда крадут чужие победы.

Книга предоставлена магазином "Читайка"