Кино на троих: заоблачный бюджет фильма позволил троице режиссеров пригласить Тома Хэнкса, Холли Берри (на фото) и еще пяток звезд первой величины (фото - kinopoisk.ru)

КИНО

Следите за проверенными новостями теперь и в WhatsApp

"Облачный атлас" (Германия, Гонконг, США, Сингапур), 172 мин.

Кто: режиссерское трио в составе Тома Тыквера, Энди и Ланы Вачовски. У каждого за плечами успех и знаковые картины. Немец Тыквер в 1998-м покорил киноолимп лентой "Беги, Лола, беги!", а в 2006-м закрепил успех картиной "Парфюмер: история одного убийцы" по роману Зюскинда. Семейный дуэт Вачовски и вовсе создал "Матрицу", сильно повлиявшую на лицо современного кинематографа. С лицом Ланы в ту пору тоже все было иначе: режиссер называлась Ларри и была мужчиной. Лента "Облачный атлас" - первая в ее жизни после смены пола. Если операция и сказалась на ее творческих способностях, то исключительно позитивно. Лана - генератор многих революционных идей в картине, уже признанной самым дорогим независимым фильмом всех времен.

Кому смотреть: тем, кого способно заинтриговать сочетание слов "Голливуд, Солженицын, независимое кино". Желающим узнать, что будут делать успешные режиссеры, если дать им сто миллионов долларов и освободить от необходимости снимать коммерческую ленту. Неравнодушным к проблемам конечности жизни, угнетения темнокожих, преследования секс-меньшинств, борьбы личности с системой и развития спецэффектов в кино.

Что: шесть сюжетов, рассказанных параллельно. Истории охватывают около 500 лет, показывая мир с конца 19-го и до середины 24-го века. Финальный аккорд - жизнь после ядерной катастрофы. Герои прочно связаны друг с другом по самым разным поводам. Самый железный - реинкарнация. Носителей оригинальных и переселившихся душ играют одни и те же актеры. Учитывая "матричную" скорость мелькания картинок на экране, понять, кто есть кто, получается не всегда. Ясно одно: во всех шести новеллах заняты Том Хэнкс, Холли Берри и Хьюго Уивинг.

Снимались новеллы тоже параллельно - в одно время, но в разных павильонах. Хотя сами режиссеры уверяют, что по фильму нельзя понять, кто что делал, понять можно. По звезде "Парфюмера" Бену Уишоу видно, что Тыквер снимал начало экранных времен. К сюжетам, где Уишоу меняет пол, превращаясь в Жоржетту, а Холи Берри - цвет кожи, приложил руки дуэт Вачковски: там явно что-то личное. В целом, американский тандем рулит, продолжая сеять матричные идеи налево и направо. Мир "Облачного атласа" превращается в глобальную сеть "Папа Сонг", система давит и обезличивает, с ней борются повстанцы, то и дело отсылая зрителя то к Солженицыну, то к Брэдбери. Задача бунтарей - найти мессию, которая (она как бы девушка) спасет всех от кромешного социального ада.

Помимо стремительных картинок, запутанных сюжетных линий и дорогих спецэффектов с 3D-графикой и пластическим гримом, в ленте есть мысли. Главную повторяют несколько раз, видимо, в расчете на особо одаренных. Звучит она так: "Мы не хозяева собственной жизни, с самого рождения мы связаны с другими, каждый наш поступок рождает наше будущее". Стоит ли она сотню миллионов, и готовы ли вы заплатить за нее тремя часами жизни, думайте сами.

МУЗЫКА

Music From Another Dimension! CD

Кто: Aerosmith, легендарная американская команда. Вписана в историю рок-музыки платиной и золотом четырнадцати студийных альбомов. То, что сегодня называется hard rock, heavy metal и blues-rock во многом дело "плохих парней из Бостона". Кажется, уже 40 лет над командой шефствует персональный ангел-хранитель, спасающий ее из безнадежных ситуаций. Вытаскивает из алкоголя и наркотиков - ребята долбились так, что отключались прямо во время концертов. Умасливает полицию - за пьяные погромы и скандалы с применением оружия "смитов" арестовывали 45 раз. Перехватывает по дороге на тот свет - количество посещений реанимаций тут просто зашкаливает. И, главное, не дает разбежаться в периоды творческих кризисов. Они у Aerosmith случаются примерно каждые десять лет. Эта группа никогда не звучала слабо. Недавно она опять доказала, что верна сложившейся традиции.

Кому слушать: искателям верных средств от осенней депрессии - новый альбом Aerosmith это эндорфиновая бомба. Всем, кому интересно как поет Стивен Тайлер после операции на голосовых связках, и что делают в списке вокалистов Джонни Депп и Кэрри Андервуд. Желающим убедиться, что классический рок - страшная сила даже в далеком от его истоков 2012-м.

Что: сбалансированная и очень питательная смесь из всех возможностей группы. Играют и поют много разного, победоносно щеголяя визитками. Тайлер неизменно голосист - правда, его вокал несколько потускнел и стал звучать глуше, чем 20 лет назад и до операции на связках. Пожалуй, это единственная метка времени в альбоме. Остальное - как в лучшие годы: заряжено электричеством и пульсирует неуемной энергией.

Кстати, о лучших годах. "Другое измерение" в названии альбома - это, видимо, 1970-е с их трубным рок-н-роллом и душераздирающим блюзом. Первое, второе и компот из проникновенных баллад - меню "смитов" на сегодня. Они состряпали его после 11-летнего воздержания от студийной работы. Получилось вкусно. Гитарный драйв, фирменные риффы, губная гармошка Тайлера, много акустики, пронзительные медляки, отрывной рок-н-ролл - в общем, все, за что мы любим эту группу, живет, процветает и не теряет полноводного звучания.

Новинки для развлечения себя и публики тоже есть. Например, младшая дочь Тайлера Мия, которая подпевает папе в треке Beautiful. В стартовой LUV XXX на бэк-вокале - Джулиан Леннон, а в Freedom Fighter - Джонни Депп. Кстати, поет эту песню гитарист Джо Пери, а отдохнувший Тайлер в следующем номере программы отрывается на ударных. Хорош и рассчитанный на широкую аудиторию дуэт Тайлера с кантри-певицей (Can’t Stop Loving You). В общем, Aerosmith - мощные старики, которых после того, что они снова наделали, язык не поворачивается назвать стариками.

КНИГА

"Город заката", издательство АСТ, 352 стр.

Кто: Александр Иличевский, автор идеи научно-популярного портала "Технология-ZOO", лицо "поколения сорокалетних" в литературе и ходячий парадокс в плане творческой биографии. В большую русскую словесность пришел из большой нерусской науки. В 21 год как физик-теоретик уже занимался серьезной работой в США, затем в Израиле. На чужбине провел семь лет.

В эти годы начал писать стихи по-английски, которые со временем переросли в прозу по-русски - по словам автора удивительного процесса, как-то "сами собой", "незаметно удлиняясь". Со временем, английский полностью капитулировал перед языком родных осин. Из-под пера Иличевского с завидной регулярностью выходит проза разной длины, глубины и во всем ассортименте жанров - от коротких эссе до увесистых романов.

В 2007-м дописался до "Русского Букера", а в 2010-м - до "Большой Книги". Эти литературные премии получили "Матисс" и "Персы" - два из шести изданных романов этого автора.

Кому читать: путешественникам, чей следующий пункт паломничества - Святая Земля: помимо культурной ценности, книжка имеет и практическую. Из текстов, публиковавшихся ранее на сайте Booknik.ru и в журнале "Лехаим", получился своеобразный путеводитель по Иерусалиму и окрестностям. Тем, кто давно не читал новых стихов Иличевского - время от времени они попадаются в его прозе.

Что: классический литературный травелог - отчет о путешествии интеллектуала, живущего по принципу "ни мгновения без рефлексий". Жанр предполагает вдумчивое освоение чужеземья, и как минимум, поиск невероятного в очевидном. Без умения смотреть незамыленным взглядом на замыленные вещи и строить умозрительные мосты между прошлым и настоящим тут не разобраться. Иличевский и не пытается - ему в радость.

Нечто среднее между романом и сборником эссе. Рассуждения о месте и времени перемежаются диалогами, путевыми историями и в два штриха написанными портретами случайных героев. Непринужденный дневниковый стиль иногда спотыкается о головоломные фразы. Например, эссе, стартующее с понятного "я не был в Риме, и только в Израиле я увидел, как старятся камни", вдруг разрастается до словесного кошмара: "Слабость инфантильного (романтического) сознания, постулирующего примат идеализирующей отвлеченности над действительностью".

Два раза повторенное "я" в первом предложении и все второе наводят на мысли о хорошем редакторе, которого не хватило этой книге. Впрочем, достоинств у нее гораздо больше. Дорогого стоит образ Иерусалима как прозрачной сферы, устроенной ярусами - по типу "Божественной комедии" Данте. Литературная аллюзия доказана конкретной географией города, в таком виде открывшейся только автору книги.

Книга предоставлена магазином "Читайка"