Руни Мара (справа) в фильме Содерберга играет девушку на грани и за гранью нервного срыва (фото - kinopoisk.ru)

КИНО

"Побочный эффект", США, 98 мин.

Кто: Стивен Содерберг, американский кинорежиссер. Обладатель элегантной внешности и множества исключительных характеристик. В 26 лет получил Золотую пальмовую ветвь и стал самым юным режиссером, титулованным в Каннах. В год миллениума был дважды номинирован на "Оскар". Двенадцати месяцев ему хватило для работы над двумя фильмами - "Эрин Брокович" и "Траффик". "Оскар", в конце концов, дали последней ленте. Получая статуэтку, Содерберг снова отличился: произнес самую короткую в истории Голливуда церемониальную речь. Фокус с двумя фильмами в год он повторял еще пару раз, и снова не в ущерб качеству. В работе Стивен настолько педантичен, что свои ленты нередко снимает и монтирует сам. На зубок зная законы голливудского успеха, Содерберг регулярно потчует аудиторию "Кафками", "Солярисами" и документальным мрачняком. Ему все сходит с рук, даже если после проката у продюсеров не сходится дебет с кредитом. Впрочем, такое бывает нечасто: этот режиссер умеет снимать ленты, рассчитанные на разные интеллектуальные запросы зрителей.

Кому смотреть: всем, кому интересно, что показал Содерберг в своей "последней художественной картине". Впрочем, автор "Друзей Оушена" и "Анатомии Грея" так часто заявляет о своем уходе из кино, что на это можно не обращать внимания. Тем более в данном случае: в качестве последней или очередной эта картина пополнит список знаковых работ режиссера.

Что: умопомрачительная история во всех смыслах слова. Во-первых, она о людях с помраченным умом, их лекарствах и докторах. Во-вторых, это изощренная головоломка со многими смысловыми коридорами. Все сюрпризы, превращающие злую медицинскую драму в сатирический триллер и кое-что еще, находятся в финальной части картины. Кто не досидит, сильно себя накажет.

Это одна из лент, о которых писать сложно. Одно слово, ненароком выдающее сюжетный поворот - и ты проклят зрителями. Поворотов у Содерберга припасен целый воз. Почти все, что можно сказать о героях и ситуациях в начале фильма, станет неправдой в конце. Из того, что не меняется - мрачные тона, фрагменты съемок ручной камерой, издевательства над посткризисной Америкой, элегантно скрученные фиги в карманах сценариста и блистательный актерский состав.

Сначала ярче других блещет Руни Мара. Та самая Лисбет Саландер из "Девушки с татуировкой дракона" и Нэнси из "Кошмара на улице Вязов". У Содерберга она иная - без татуировок, в облаке роскошных волос и трогательном образе Эмили Тейлор. Хрупкой девушки с тяжелой депрессией. В мужьях у нее ходит увалень Ченнинг Татум. Кажется, он нужен режиссеру по привычке. Роль у Татума, отметившегося во многих лентах Содерберга, небольшая и плоская. Другое дело Джуд Лоу и Кэтрин Зета-Джонс. Они сделали вторую и самую забористую часть картины.

Любо дорого смотреть, как Лоу из образцового доктора-счастливчика превращается в затравленного изгоя, вынужденного в одиночку спасать свою шкуру. Зета-Джонс в образе стареющего психотерапевта тоже необыкновенно хороша. На ее лице легко читается то, что не произносится вслух: желание сохранить признаки благополучия по-американски любой ценой. За свой кабинет, деньги и уходящую молодость доктор Виктория Сиберт цепляется мертвой хваткой. В этом ей помогают бездушная система фармацевтической торговли, отчаянье неврозы пациентов и бреши в американских законах. Несостоявшееся название фильма "Горькая пилюля" подходит ему ничуть не меньше, чем "Побочный эффект".

МУЗЫКА

The Next Day, CD

Кто: Дэвид Боуи, бывший король глэм-рока и актуальное культурное явление. Впервые явилось британским меломанам полвека назад. С тех пор от сцены далеко не отходит, собирая богатые урожаи премий, наград и званий. Выпустил 23 альбома. Пишет музыку, снимается в кино, дает концерты. Время от времени делает приличествующие большому артисту паузы. Последняя длилась десять лет и была обставлена с королевской помпой. Громкое заявление об уходе, как и многие другие заявления Боуи, обернулось бурными аплодисментами аудитории. Новый альбом в честь 66-летия музыканта был принят на "ура". Возглавив чарты двадцати одной страны, The Next Day еще раз доказал, что Боуи по-прежнему "парень с задатками супермена", каким сам себя считает всю жизнь.

Кому слушать: тем, кому хочется знать, каким порохом заряжен двадцать четвертый снаряд рокера. Как-никак, на седьмом десятке он стал настоящим мужчиной. Его голос лишен явных признаков андрогинности, а красивое лицо - следов пайеток. На обложке диска оно вообще закрыто белым квадратом. Что в свете нарциссизма Боуи выглядит интригующе.

Что: музыка, заражающая любовью исполнителя к самому себе. Любовью настолько искренней, что уже после стартовой The Next Day хочется прокричать: "Ай да Боуи, ай да сукин сын!". Порисовавшись в заводном качестве, артист заводит вальяжную Dirty Boys с гангстерским антуражем и знаменитым рыком. Хотите перехода на октавы выше и интонаций а-ля Фредди Меркьюри? Where Are We Now, Love is Lost, Valentine’s Day - на выбор.

Все хороши, стильно сделаны, густо сыграны. Но если говорить о самой-самой композиции, то это, пожалуй, The Stars (Are Out Tonight). Красивая песня с жестким ритмом, эстрадной аранжировкой и умной поэзией - выжимка лучшего из сегодняшних возможностей Боуи. Хотя это единственный трек, где голос артиста звучит слегка увядшим: погоня за бешеными ударными ему уже не по силам. Зато вполне по плечу жанровое разнообразие.

Приветом зрелому Нику Кейву звучит "стональная" баллада You Feel So Lonely You Could Die - тут Боуи чуть приоткрывает внутреннюю женщину, по своему обыкновению, любуясь тем, что вышло. I’d Rather Be High и (You Will) Set the World On Fire - энергичный мужской рок с густыми ударными и вокальным отжигом. Полная неожиданность - финальная Heart. Сильный закос под готику, исполненный тягучим баритоном и нафаршированный мрачной поэзией. "Я не знаю, кто я", "Мой отец в тюрьме" - все это озадачивает. То ли многоликий шут снимает маску, то ли надевает новую. Как бы там ни было, происходящее ему к лицу.

КНИГА

"Холодная песня прилива", издательство "Азбука", 352 стр.

Кто: Элизабет Хайнс, британка средних лет и молодой перспективный автор. Ее литературная карьера стартовала четыре года назад, когда был закончен дебютный роман "Где бы ты ни скрывалась". Опубликовав книгу, Хайнс сразу попала в категорию "новых звезд" по разным окололитературным версиям. Недавно сайт Amazon наградил роман званием "лучшего детектива", а литературный блог The Book Case причислил писательницу к лику десяти "наиболее интересных женщин-авторов мира". Недолго думая, Хайнс выпустила вторую книгу и засела за третью. Годы, проведенные в качестве полицейского психоаналитика, видимо, сняли для нее вопрос дефицита сюжетов.

Кому читать: тем, кому необходим незамысловатый детектив на пару вечеров. Вопреки ожиданиям, душевными безднами преступников Хайнс не заморачивается. Другое дело, красотки, красавцы, роковая любовь и эффектная фабула. Этого в романе предостаточно.

Что: история своеобразной девушки по имени Дженевьева Ширли. Какое-то время она успешно трудится в двух качествах - менеджера по продажам в одной из фирм и стриптизерши в ночном клубе. Столько работы ей нужно для того, чтобы отложить денег на мечту. Таковой является покупка яхты и свободная жизнь на воде.

Вплотную приблизившись к желаемому, девушка попадает в переплеты. Во-первых, ее начальник по фирме приходит в ночной клуб и видит ее голую на шесте. Во-вторых, владелец ночного клуба сначала кладет на нее глаз, а потом лезет в бутылку. В-третьих, Дженевьева влюбляется в Дилана, телохранителя обиженного хозяина.

По загадочным причинам Дилан быстро спроваживает девицу на воду. Сумму, которой не хватает для покупки судна, он достает из собственного кармана. Дженевьева оказывается хозяйкой баржи с выразительным названием "Месть прилива" и, недолго думая, устраивает там вечеринку. Труп одной из приглашенных девушек - первое, что видит хозяйка "Мести" утром после бурной ночи.

Автору книги не откажешь в изобретательности и чувстве юмора. Смешные ситуации изрядно украшают сюжет, который может показаться правдоподобным разве что с утра после вечеринки. Особенно хороши полицейские - все как один профи, красавцы и джентльмены. Также прекрасен Дилан - хоть и не красавец, зато тоже полицейский. Это выясняется ближе к финалу с неизменной кровавой разборкой и лечибельными увечьями почти всех ее участников.

Книга предоставлена магазином "Читайка"