48 часов: фильм "Штурм Белого дома", альбом группы Editors
КИНО
"Штурм Белого дома", США, 135 мин.
Кто: Роланд Эммерих, голливудский режиссер немецкого происхождения. Любитель фантастики, боевиков и замаскированных пародий. Человек, который не может снять ни одной картины без полного разрушения Америки. "День независимости" и "Годзилла" - фильмы-визитки, где превращение США в пыль показано с особым удовольствием. Другой любимый конек - потеря и обретения отца в горниле актуальных политических событий ("Патриот", "Джоуи"). Всем этим нафарширована и новая работа Эммериха, которая заставляет сильно задуматься. В первую очередь над тем, что нам показывают: близкий к тексту пересказ недавней ленты "Падение Олимпа" или покушение на святое для тех, кто этой лентой всерьез восхищался.
Кому смотреть: тем, кто боится, что после крушения земного шара в фильме "2012" Эммериху больше нечего разрушать. Не тут-то было. На этот раз он схватился за сердце американской демократии - Белый дом - и разнес его в щепки. Кровожадный немец не пощадил даже спальню президента и самого президента. Временами первый джентльмен Америки сильно напоминает афроамериканца, случайно попавшего на репетицию Comedy Club. А сам фильм - хулиганскую выходку на тему американского ура-патриотизма.
Что: на первый взгляд, дежурный летний боевик с заведомо хитовым сюжетом. "Эй, пригнись", - говорит Ченнинг Татум своей экранной дочери за пятьдесят секунд до начала Третьей мировой войны. Дочь пригибается, а Татум спасает абсолютно всех, кто в этом нуждается. Экшн, накаляющийся, как забытая на огне сковородка. Все звезды в главных ролях (помимо Ченнинга, это Джейми Фокс, Ричард Дженкинс, Мэгги Джилленхол). Немного комедии, немного трагедии. Патриотический пафос, пародия на патриотический пафос, отцы и дети, президент и террористы, Белый дом и секретные службы, хэппи-энд. В общем, все то, что очень любят американцы. Которые смотреть это кино не пошли.
За первый уик-энд проката лента собрала хилую кассу в кинотеатрах и суровую прессу. Главная претензия - сюжет, в котором злодеями оказываются граждане США. Да не простые, а высокопоставленные. Их прототипы - реальные политические антагонисты Обамы. В кино они задумывают государственный переворот. Настолько масштабный, что покушение на главу страны - всего лишь ступень на пути к их зловещим целям. У них бы все вышло, не случись в Белом доме героя Татума с его 11-летней дочкой. Джон и Эмили Кейл - главные люди в борьбе с террористами и кампании по спасению президента Джеймса Сойера.
О захвате американского лидера нехорошими людьми в этом году снято, как минимум, три голливудских фильма. Ни в одном из них с президентом не расправляются его приближенные. И нигде не горит синим пламенем его резиденция. В образ "Белый дом - Самый Безопасный Дом в Мире" Эммерих вгрызается со страстью голодного гурмана. Эффектно взрывается купол Капитолия, во все стороны летят щепки ограды, сбитый президентский самолет камнем падает вниз, Мерседес с гарантом внутри тонет в бассейне, вандалы разбивают головы заложников ценными предметами мебели и декора. Главное событие фильма - расправа с символом государственности США. Несмотря на то, что в картине хватает симпатичных сцен и остроумных шуток, американцам, судя по всему, не смешно. Есть что вспомнить по поводу воплощения кино в жуткую реальность.
МУЗЫКА
The Weight Of Your Love, CD
Кто: Editors, британский рок-квартет родом из Стаффордского университета. Состоит исключительно из провинциалов. Видимо, поэтому вокалист Том Смит из Страуда, гитарист Крис Урбанович из Ноттингема, барабанщик Эд Лэй из Ипсвича и басист Рассел Литч из Бирмингема не устают повторять, что к рок-н-роллу не имеют никакого отношения. Оно и понятно: не у всякого британца повернется язык заявить, что он одного поля ягода с рок-монстрами из Ливерпуля и Лондона. Тем не менее, на этом самом поле Editors играют и играют эффектно. Из четырех альбомов первый (Bullets) был распродан в день релиза. Второй (An End Has A Start) вышел на первое место в Британском рейтинге. После третьего (In This Light and on This Evening) группу стали называть "командой десятилетия", а билеты раскупать за полгода до концертов. Релиз четвертой пластинки ознаменовался уходом из команды Криса Урбановича и контрастными оценками критиков. Редко какой альбом хвалят и ругают с одинаковым пылом и жаром.
Кому слушать: любителям сюрпризов. В The Weight Of Your Love их хватит и на старых поклонников группы, и на новых знакомых. Тем, для кого фраза "Editors изменили электронике с акустикой" звучит как хорошая новость.
Что: неожиданная пластинка с непредсказуемой драматургией. Неожиданная, поскольку Editors не стали пробовать себя в новом музыкальном стиле, как делали во всех предыдущих дисках. Непредсказуемая, потому что показали многое из того, на что способны. Начиная от прочной связи с рок-н-роллом, которую они отрицают. И заканчивая сладкоголосым синти-попом, в котором их настойчиво укореняют критики.
R.E.M. и The Smiths - названия групп, чаще всего всплывающие в разговорах о музыкальных влияниях на Editors. На этот раз всех опережает The Doors с альбомом She lives on Love Street. Присутствием слова "любовь" в названиях дисков тема не исчерпывается. Тут есть перекличка на более глубоком уровне: густой низкий вокал с характерным эхом, четкие акустические клавиши-гитары-ударные, сочетание ясных мелодий с рублеными окончаниями фраз и отчаянная поэзия. В которой и у Смита, и у Моррисона хватает банальностей, если речь идет о любви.
Стартовые Weight и Sugar готовят к тому, что роковые настроения будут разрастаться, как мухоморы после дождя. Ан нет. Вместе с третьей What is this Thing called Love вступает оркестр. Голос вокалиста взмывает к фальцету. Начинается блок дискотечных медляков с навороченными аранжировками и ориентальными прожилками. Их перебивает почти классический рок-н-ролл Formaldehyde с упругой бас-гитарой и заводными прихлопами-притопами. Градус держится вплоть до финала, где спрятан ценный подарок. Предпоследняя песня The Phone Book - шедевр, обязательный к многоразовому прослушиванию.
КНИГА
"Выходит продюсер", издательство "Манн, Иванов и Фербер", 288 стр.
Кто: Александр Роднянский, один из первых кинопродюсеров в СНГ. Человек и бизнесмен, не раз замеченный в успешном сотрудничестве с Голливудом. Академик телеакадемий, двигатель кинопроектов, владелец телеканалов и кинокомпаний, глава российского "Кинотавра", светский лев международного уровня с репутацией "самого умного". Родом из Киева. В детстве "жил на улице Щорса в доме, что стоял на территории студии документальных фильмов". Вырос в режиссера-документалиста, работал на студии "Киевнаучфильм", потом переквалифицировался в продюсеры. Как утверждает, совершенно случайно.
Кому читать: всем, кому интересен опыт основателя украинского телеканала 1+1 и организатора многих прорывов российского кино. Тем, кто твердо решил попасть в "ящик" или стать кинозвездой: "Выходит продюсер" заставит еще раз крепко подумать.
Что: книга, которая обманывает ожидания и этим радует. От известных людей читатели ждут мемуаров в жанре "моя жизнь в искусстве" и фотоотчета с первыми лицами в обнимку. Ни того, ни другого нет и в помине. Вместо мемуаров - лаконичный рассказ об особенностях работы продюсером в Украине, России и Америке. Вместо фотографий - пара забавных схем на форзацах и с десяток рисунков. Далеких от личной жизни автора, как Лос-Анджелес от Киева.
О профессиональных провалах Роднянский говорит не менее увлеченно, чем об удачах. Причины его проигрышей - информация особенно ценная. Во-первых, рассказ об особенностях продюсерской кухни впервые ведется на русском - это вам не переводные откровения вышедших в тираж заокеанских гуру. Во-вторых, начинающие акулы телевидения и кино узнают, как поступать не нужно. В-третьих, наконец-то появился внятный ответ на вопрос, кто такой продюсер в СНГ. По Роднянскому выходит, что это человек, который мечется между бизнесом и творчеством, действует по наитию, часто ошибается и всегда плачет при подсчете своих гонораров.
Жители Украины всплакнут вместе с автором, вспоминая лучшие годы 1+1 и его первых ведущих. Зрители СТС узнают подробности об эпохе Роднянского на российском ТВ. Поклонники сериалов увидят внутренний мир "Моей прекрасной няни" и "Не родись красивой". Киноманам предназначен честный рассказ о провале первого российского блокбастера "Обитаемый остров", о неоднозначном триумфе картины "Елена" Звягинцева и о том, почему в СНГ кино делать трудно, а в Голливуде легко.
Книга предоставлена магазином "Читайка"