Выпейте, выпейте. "Великий Гэтсби" с Ди Каприо в одной из главных ролей стал фильмом открытия Каннского кинофестиваля (фото - kinopoisk.ru)

КИНО

"Великий Гэтсби" (США, Австралия), 145 мин.

Кто: Баз Лурман, австралийский режиссер, охваченный желанием снять идеальную мелодраму. Таковой некоторое время считалась его оскароносная лента "Мулен Руж!". Этот самый удачный фильм из Red Curtain трилогии едва не взял "Тони" и "Золотой глобус". Премии ушли, а слава человека с обостренным чувством эстетического осталась за Лурманом. Следующей лентой "Ромео + Джульетта" режиссер закрепил взятые позиции. Заодно утвердил Леонардо Ди Каприо в качестве своего любимого актера и лирического героя номер один. Снималась у База и главная австралийская дива Голливуда Николь Кидман. Режиссер отдал соотечественнице ключевые роли в рекламном ролике духов Chanel No. 5 и военной мелодраме "Австралия" (2008). К сожалению, дорогостоящая история про войну с треском провалилась, а Кидман, судя по всему, зареклась сниматься у База. Зато его любят на Бродвее. Постановка оперы Пуччини "Богема" с середины нулевых идет здесь с аншлагами. Со времен незадавшейся "Австралии" Лурман сидел тихо и фильмов не снимал. Видимо, уговаривал голливудских бухгалтеров выдать ему 130 миллионов долларов на новое слово в кинематографе. Уговорил, что интересно.

Кому смотреть: любителям американской классики XX века - Лурман опирается на роман Френсиса Скотта Фицджеральда. Название книги перекочевало в ленту без изменений. Ценителям клипового стиля австралийца: фильм состоит из множества зрелищных фрагментов и тщательно подобранной музыки. Поклонникам Ди Каприо: он здесь в одной из главных ролей.

Что: поход за Оскарами с квартетом громких актеров во главе. Кроме Ди Каприо, в фильме снялись Кэрри Маллиган, Тоби Магуайр и Джоэл Эдгертон. Время и место действия - Америка 1930-х со всем ее джазом, сухим законом и прочим блеском и нищетой. Такие истории любят и киноакадемики, и зрители. Особенно если вмонтировать в сюжетный центр бедняка, богача, красотку и обворожительного вертопраха с аристократической родословной.

Персонажа Тоби Магуайра зовут Ник Каррауэй. Простой парень со Среднего Запада, двинувшийся завоевывать Нью-Йорк, выходит у него легко и непринужденно. Как будто Магуайр не родился в Калифорнии и никогда не играл Человека-Паука. Такие славные юноши раньше были специализацией Ди Каприо. Теперь другое дело: обзаведясь морщинами и лишним весом, он переквалифицировался в миллионеры. Его Джей Гэтсби уверенно носит смокинг с бабочкой, делает таинственное лицо, закатывает пати и растлевает невинные души. Амурные страсти крутятся вокруг Дейзи-Маллиган, одетой в сменную парчу и килограммы фальшивых драгоценностей.

На нарядах для массовки и декорациях к общим планам явно не экономили. В 3D-формате гламурный соус загустевает до состояния разноцветного желе. Слизывать его режиссер рекомендует с мыслью о временах и нравах. Есть мнение, что Лурман слишком много хочет. То, что он снял, рискуя головой (на съемках разбил ее о камеру и потом зашивал в больнице), можно смотреть только как одноразовую мелодраму. Или как костюмное кино - в этом смысле здесь есть, что поразглядывать.

МУЗЫКА

Didn’t It Rain, CD

Кто: Хью Лори, британский актер и самый высокооплачиваемый доктор современности. Врач-мизантроп в сериале "Доктор Хаус" превратил артиста в суперзвезду. Особенно популярен у дам, обожающих плохих мальчиков с выраженной гениальностью. По части последней Лори недалеко ушел от своего персонажа. За что бы он ни брался, у него получается. Будь-то юношеская гребля в команде студентов Оксфорда, где Хью когда-то учился на археолога. Или игра на фортепьяно, с помощью которой зрелый артист выражает любовь к джазу. Вместе со своим старым другом и коллегой Стивеном Фраем Лори долго считался воплощением всего английского. Когда актерская судьба заставила изобразить американский выговор, он изобразил. Да так, что распознать в нем британца не смогли даже ушлые голливудские продюсеры. Со славой истинного англичанина было покончено. 53-летний Лори зашагал по планете с безупречным американским акцентом и американскими же песнями. Его концерты в поддержку дебютного альбома Let Them Talk (2011) собирали аншлаги по всему миру, а сама пластинка разошлась космическим тиражом. Настала очередь второй, по многим признакам тоже обреченной на шумный успех.

Кому слушать: отпетым блюзменам. Тем, кто не хочет слышать ничего, кроме новоорлеанской классики, доктор Хаус прописал себя. Обожателям Хью Лори: даже если он поет не ваши песни, от чертовского обаяния это его не избавляет.

Что: раскопки новоорлеанской джазовой традиции, проведенные с бережностью археолога. Тактичный и осторожный перепев пятнадцати чужих хитов, начиная с Уильяма Кристофера Хэнди и заканчивая чуть более актуальным Аланом Прайсом. "Я решил продвигаться к корням американской музыки, которая завораживала меня еще с детских лет, - объясняет Лори свое поведение. - И чем далее я углубляюсь, тем больше попадаю под чары этих песен и людей, с которыми мне посчастливилось их играть".

Играть ему, действительно, посчастливилось. В аккомпаниаторах у Лори значится первоклассный The Copper Bottom Band, а во вторых вокалистах - гениальный Taj Mahal. Артист такого масштаба у кого попало не поет. И если ему Хью в качестве блюзмена показался убедительным, то это о чем-то говорит. Знаменитое танго Kiss Of Fire, спетое в дуэте с гватемальской певицей Габи Морено, кому угодно докажет, что англичанин хорошо понимает эту музыку. И не менее хорошо отдает себе отчет в том, что одному ему с ней не справиться.

Вокал и фортепиано Лори тянут на качественный кабинетный концерт для друзей-меломанов. Остальное обеспечивают приглашенные звезды, грамотный музыкальный менеджмент и немеркнущая слава доктора Хауса. Если бы не она, кто бы сегодня стал слушать Saint Louis Blues в исполнении белого англичанина. Это большой вопрос. Задавать который, впрочем, не имеет не малейшего смысла. Главное, чтобы песни звучали, и народ на концерты ходил. У Лори все звучит и все ходят. Он большой артист с большими средствами. Такой способен блестяще сымитировать даже то, чего на самом деле не существует.

КНИГА

"Человек без собаки", издательство "РИПОЛ классик", 496 стр.

Кто: Хокан Нессер, один из самых криминальных шведов в Европе. Склонность к преступлениям реализует только на бумаге. Многие считают, что к счастью: описанные Нессером убийства часто называют идеальными. Шведы без труда узнают родину в выдуманных детективщиком странах и городах. Тамошние страсти замешаны на любимых скандинавских проблемах: гнетущий холод, нордическое одиночество, невыносимое благополучие и скелеты в шатких фамильных шкафах. Нессер получил весь джентльменский набор жанровых литературных наград. Премию Шведской академии детектива - трижды. Самым раскрученным персонажем его романов пока что является комиссар Ван-Вертен. О нем написано более десятка книг и снято несколько фильмов. В середине нулевых у Нессера появилось новое детище по имени Гуннар Барбаротти. Действие литературного сериала с участием этого сыщика разворачивается в реальной Швеции. От выдуманного города автор все-таки не удержался - Барбаротти базируется в несуществующем Кумлинге.

Кому читать: всем, кого не подкосит мысль о пятистах страницах с нарушенной хронологией. События изложены со скачками во времени, а истории героев обрываются на самых интересных местах. Все нити детектива в железном кулаке автора, который раньше времени не отдаст ни одной.

Что: психологический детектив с набором трендовых тем: гомосексуализм, вуайеризм, инцесты и трупы в холодильнике. По ходу сюжета и без того живописная картина расцветает густыми красками. Фоном для них служит мирный семейный праздник. Его пытается закатить почтенная чета Германссон. К их очагу слетаются дочери с семьями, и приезжает непутевый сын. В разгар торжества два члена семьи бесследно исчезают.

Дальнейшее - дело ума Гуннара Барбаротти. Этот необычный "полицейский из высшего общества" добросовестно ворошит тугое семейное гнездышко. По уши зарывается в пикантные тайны и неприятные открытия. Каждый Германссон сотоварищи, включая детей и стариков, оказывается потенциальным убийцей и без пяти минут самоубийцей. К середине книги нетрудно вычислить и фактических преступников. Что не снижает накала страстей: автор держит читателя в тонусе вплоть до последней страницы, печально закольцовывающей рисунок сюжета.

Роман "Человек без собаки" писал один из героев - Роберт, тот самый непутевый сын Германссонов. В самый драматичный момент своей жизни рукопись Роберта читает его сестра Кристина. Строки о беспросветном одиночестве в кругу семьи - пожалуй, главные в тексте Нессера. Книга, талантливо прикидывающаяся детективом, на самом деле - роман о не сложившемся семейном счастье и последствиях такой ситуации.

Книга предоставлена магазином "Читайка"