48 часов: фильм "Волк с Уолл-стрит", альбом Лизы Стэнсфилд
КИНО
"Волк с Уолл-стрит", США, 179 мин.
Кто: Мартин Скорсезе, один из главных голливудских исследователей американской криминальной истории. Леонардо Ди Каприо, звезда среднего возраста с яркими отблесками профессионального величия. Джона Хилл, актер с безумным потенциалом, который он не ленится раскрывать от фильма к фильму. Мэтью Макконахи. Здесь - в роли третьего плана, которая выглядит чуть ли не главной.
Кому смотреть: тем, кто не может протереть розовые очки и наивно полагает, что капитализм - лучшая форма экономического устройства. Тем, кто уверен, что вооружившись миллионными счетами в банке и получив доступ ко всем удовольствиям мира, можно автоматически стать счастливым. Тем, кто знает, что первые в любой момент могут стать последними, и наоборот.
Что: молодой брокер Джордан Белфорт (Ди Каприо) теряет в 1987 году работу после "черного понедельника" на нью-йоркской фондовой бирже. Освоенных навыков ему, однако, хватает для создания нового бизнеса. Белфорт красиво и нагло впаривает небогатым американцам безнадежные для инвестиций грошовые акции. Скромная фирма дикими темпами превращается в империю. Костюмы Джордана становятся дороже, наркотики - забористей, дорогостоящие девушки - доступней. О нем пишет журнал Forbes. Он сорит стодолларовыми купюрами с борта собственной яхты, на верхней палубе которой стоит вертолет. Жизнь господина Белфорта полна ярких красок и новых знакомств. Например, с агентами ФБР.
Фильм снят по книге реального Джордана Белфорта с незначительными правками в том сценарии, который написала жизнь. Не сказать чтобы тема биржевых махинаций была новой для кино - об этом и "Уолл-стрит" с Майклом Дугласом, и "Аферист" с Юэном Макгрегором, и "Предел риска" с Кевином Спейси. Однако общим местом для режиссеров является изображение фондовой нечисти в драматическом ключе. Подход Скорсезе выглядит свежо: его лента - хладнокровная и беспардонная сатира на институт генерации миллионов из воздуха. Мартин не тратит время на морализаторство и обличение "мира наживы и чистогана" - он в полную глотку хохочет. Скрюченный чудо-таблетками до церебрального состояния герой Ди Каприо вызывает не сочувствие, а приступ смеха. Того самого смеха, который смывает позолоту ложного величия. Не столько с конкретного дельца по имени Джордан, сколько с целой системы, которая выдает себя за центр мира, где сосредоточены все возможные смыслы человеческой жизни.
Из пяти номинаций на "Оскар", которые уже в кармане у "Волка с Уолл-стрит", самая дорогая - та, что у Лео. Актеру, имеющему за плечами десятки эффектных разноплановых ролей, будет очень к лицу легализация его незаурядности. Играя Белфорта, Ди Каприо выдает профессорский набор образов: с нерушимой убедительностью он играет и надменность, и отчаяние, и угар, и растерянность, и беспомощность, и вседозволенность. Как ни крути, а лента Скорсезе - это бенефис одного маэстро, где остальные талантливо, а порой блистательно (как упомянутый Макконахи) подносят снаряды. И уже одно это делает трехчасовой размах фильма почти незаметным. Поп-корна понадобится много, главное не подавиться, когда настигнет истерика.
МУЗЫКА
Seven, CD
Кто: Лиза Стэнсфилд, 47-летняя звезда британского поп-соула, чьи славные времена пришлись на конец 80-х и начало 90-х. Ее диски продавались миллионными тиражами. Последние десять лет провела в стороне от музыки, регулярно снимаясь в кино (самая известная роль - в "Запретной любви", байопике о жизни поэта Дилана Томаса). Уже в конце прошлого века рейтинги бедной Лизы решительно спустились к уровню плинтуса, и последние лет пятнадцать казалось, что ее время безвозвратно ушло. Как бы не так. Альбом Seven - второе рождение Стэнсфилд. Птица Феникс стряхнула пепел с крыльев и взлетела.
Кому слушать: поклонникам винтажного белого соула с фанковым напылением и джазовым отливом. Тем, кому кристальная чистота фортепиано дороже синтезатора и самой замысловатой электронной петли. Всем, кого будоражат взрывные духовые секции и нежит бархат бас-гитары, кто ценит природную ясность голоса, а не хитроумие вокальных фильтров. Ценителям неубиваемого олдскула без примеси нафталина.
Что: четверть века назад хиты Стэнсфилд сотрясали эфир по обе стороны Атлантики. То, что она делала тогда, лучше всего просматривается с расстояния нашего времени. Пластичный и уверенный голос, нагруженный синтезаторными битами, отлично вписывался в ритмы танцполов и отвечал духу времени. Благодаря этой незатейливой эстрадной ауре Лиза и застряла в том самом времени. Альбом Seven бесцеремонно рвет связь с ушедшей эпохой и выводит Стэнсфилд туда, где музыка не прокисает с годами.
Так она не пела еще никогда. Похоже, она из тех, кто прочувствовал, что после сорока жизнь только начинается. И пусть она в клипе на песню Carry On двигает плечами и комкает свое искристое платье немножко нелепо - это умиляет. Так же как и игра на территории, подробно исследованной многими выдающимися певицами, - от Нины Симон и Дженис Джоплин до Сары Воэн и Барбры Стрейзанд. До сей поры само упоминание Стэнсфилд рядом с такими именами выглядело, мягко говоря, странным. А теперь совсем не режет слух. Кроме того, есть в альбоме пара песен, где вокалистка вплотную подошла к собственной интонации, единственному и неповторимому голосовому рисунку, по которому ее можно будет узнавать в будущем. То, как она взрывает пространство в Picket Fence и The Rain, это уже не вокализы тети Лизы, а заявка на пост соул-королевы Елизаветы.
Конечно, ей есть, кого благодарить за эти чудесные превращения. Мужа Иэна Дэвэни, продюсировавшего диск и строившего башни аранжировок. Маститых старых приятелей - барабанщика Джона Робинсона и мастера оркестровок Джерри Хэя, - она работала с ними на заре карьеры, в их резюме значатся классические пластинки Майкла Джексона. Талантливую чернокожую бэк-вокалистку, которая задает в нужных местах такого перцу, что впору вызывать пожарных. Но все эти люди при самом большом желании не создали бы в Стэнсфилд то, что, похоже, в ней дремало изначально - открытый нараспашку голос, который пытается обнять весь мир. В пору, когда мировая женская поп-музыка почти сплошь состоит из ледигаговщины и милых инфантильных девушек разной степени странности, таких голосов отчаянно не хватает. Теперь одним больше.
КНИГА
"Уроборос", издательство "Альпина нон-фикшн", 310 стр.
Кто: Этери Чаландзия, российская журналистка, писательница, фотограф и сценаристка. В первом качестве хорошо знакома читательницам "Космополитена". Этери - его проверенный временем ценный кадр. Как писательница отметилась тремя романами и несколькими книжками с избранным из журналистской нетленки. Как сценарист - работой над украино-российской лентой "Красный жемчуг любви", в которой засветилась группа "Бумбокс".
Что бы ни делала Чаландзия, она всегда отвечает на вопрос "чего хочет женщина?" Решить задачу, над которой человечество сушит голову, сколько себя помнит, писательнице помогает муж - актер Максим Суханов. Иногда супруги работают вместе - как в фильме "Двадцать сигарет", где Этери прописала все сцены для Максима, а Максим блестяще отработал в кадре заготовки жены.
Кому читать: ценителям дамских романов, где легкость слога соседствует с постельными сценами и тонкими лирическими переживаниями. Всем, кто уже читал Чаландзию и остался доволен. Со времен "Архитектора снов" и "Каблуков в кармане" круг волнующих писательницу тем не потерял своих очертаний.
Что: романчик о жизни семейной пары - легкомысленной красавицы Нины и основательного мужчины Егора. Большое и светлое чувство накрыло молодых людей случайно и неотвратимо. Они поженились, пройдя, по странной выдумке жениха, церемонию венчания. Ни один из влюбленных не был крещен и на свершение церковного Таинства не имел права. То ли по этой причине, то ли по выслуге брачных лет, десятая годовщина совместной жизни не задалась. В какой-то момент Егор в раздражении отшвырнул диск с любимой музыкой Нины. Нина уехала неведомо куда думать о смысле жизни.
Она до всего додумается, все в этой истории будет правильно - так, как хочется самой паре и, конечно, читателю. Этери знает, как понравиться широкой аудитории и польстить самым разнообразным вкусам. Для гурманов припасена пара цитат из Ницше и Плутарха. Для публики попроще - доморощенная мистика и пикантные подробности из личной жизни героев. Для всех - стройный сюжет, бойкий слог, изящная лирика и чувство стиля, способное отвлечь читательское внимание, например, от дорожной скуки. Одним словом, если мучает вопрос, с какой книжкой скоротать часы вынужденного бездействия, считайте, что уже отмучились.
Книга предоставлена магазином "Читайка"