48 часов: фильм "Я, Франкенштейн", Софи Эллис-Бекстор, "Теллурия"
КИНО
"Я, Франкенштейн", США - Австралия, 93 мин.
Кто: пестрый и непроходной набор актеров. От Миранды Отто, исполненной врожденного аристократизма, до Билла Найи, способного с одинаковой силой играть и шута горохового, и исчадие ада. От смазливой звезды сериала "Декстер" Ивонн Страховски до Аарона Экхарта - артиста с лицом, на котором лежит печать многолетнего конфликта избыточной мужественности с тайным благородством. Придумал эту историю-сиквел по мотиву романа Мэри Шелли о Франкенштейне Кевин Гревье - актер и писатель, один из постоянных соавторов сценария во франшизе "Другой мир".
Кому смотреть: тем, кто имеет слабость ко всему готическому, особенно по части визуального ряда - самым эффектным героем фильма "Я, Франкенштейн" является собор, который очень похож на вольную 3D-версию барселонского Храма Святого Семейства. Тем, кто еще не утратил по-детски свежего отношения к сказочным сюжетам, где добро обменивается тумаками со злом. Тем, кому интересно, куда может завести фантазия, если развивать тему доктора Франкенштейна и его чудовища, особо не сдерживая себя.
Что: у покрытого шрамами питомца Франкенштейна, которого прозвали Адамом (Экхарт), оказалась тяжелая судьба с занятным побочным эффектом - за двести с лишним лет он так и не приблизился к старости. На дворе XXI век, но проблемы те же, что и в 18-м: основанный архангелом Михаилом орден гаргулий во главе с королевой Леонор (Отто) спасает мир людей от потенциального авторитаризма демонов, которыми командует принц Наберий (Найи). Наивное человечество об этом ни сном ни духом. Но есть парочка ученых, невольно включившихся в эпическую битву двух воинств. Одна из них - девушка Терра (Страховски), и шрамы Адама заставляют ее волноваться не только в связи с их научной ценностью.
"Я, Франкенштейн" - фэнтези-мир, в котором все предельно просто и ясно. Вот гаргульи, они классные. Вот демоны, они сволочи. Вот Адам - ладно скроенный кусок плоти, который почему-то не умирает, хотя и не имеет при этом души. С ним сложнее, но тоже не то чтобы очень запутано. За полтора часа авторы фильма не ставят зрителю ни одной ловушки, здесь все линейно, как в сказке, где Иван-царевич должен отпилить головы Змею Горынычу. Если учесть, что спецэффекты тут аппетитны и притом достаточно целомудренны, это делает ключевой целевой группой картины зрителей от 7 до 16 лет.
Тем же, кто постарше, придется при просмотре перебирать регистры: эмоционально включаться в борьбу за мир, устроить себе сеанс безудержного веселья или пытаться совместить первое со вторым. Сам по себе фильм предельно серьезен: героям не до шуток, и вместо того, чтобы юморить, им лучше проверить, на месте ли нож с сакральным знаком, пока не замуровали демоны. Это и открывает простор для личной смехопанорамы, поскольку, спасая мир, создатели данного "Франкенштейна" не брезговали истертыми до пыли мейнтрим-шаблонами: главный злодей подан в кондовой шкуре пенсионера с большим состоянием, ученая девушка выполняет роль не более чем приаттаченной к герою блондинки, а гаргульи такие внезапные, что за страстью к экшну порой теряется элементарный здравый смысл. Но это не повод стулья ломать. Стулья могут пригодиться после других фильмов.
МУЗЫКА
Wanderlust, CD
Кто: Софи Эллис-Бекстор, британка. Бледная, стильная, элегантная и музыкальная - как и подобает леди из состоятельной лондонской семьи. На большой сцене с 1996-го, сначала в составе недолго прожившей группы Theaudience, потом - с сольными номерами. Самые нашумевший из ранних - кавер на песню Шер Take Me Home с выразительным клипом, где Софи утверждалась в качестве нового секс-символа Британии. В портфолио Эллис-Бекстор пять пластинок, выходивших с солидными перерывами, и с десяток безусловных хитов. Софи сама пишет музыку и тексты, тщательно работает над визуальными образами своих клипов и никуда не торопится. По мнению многих британских мужчин, часть из которых является музыкальными критиками, с годами и ее вокал, и она сама становятся только лучше.
Кому слушать: всем, кому по душе изобретательный поп с неподдельным английским акцентом, интригующими аранжировками и колоритными музыкальными сюрпризами.
Что: 11 кинематографичных композиций, созданных в соавторстве с известным лондонским музыкантом Эддом Харкордом. Выразительная атмосфера пластинки - его рук дело. Киношный объем здесь, в основном, создает фортепиано Эдда. На старте диска - рождение империи. Фортепианная баллада Birth of an Empire и следующая за ней Until the Stars Collide с готичненькими клавишами могли бы составить счастье каждой голливудской картине, где есть место эпохальному размаху.
Жалобная Young Blood - это про мелодраму с элементами декоративного кошмара. За кошмар снова отвечает Харкорд. Его избыточное фортепиано - прекрасное дополнение к не особо выразительному, но очень пластичному голосу Софи. Чувствуется, что тандем сложился и на композиторском уровне. Ему под силу повернуть традиционные поп-распевы в роковое русло со звенящими гитарами - как Wrong Side of the Sun. Или взять и начинить композицию балалаечными наигрышами - как в Love Is a Camera и 13 Little Dolls. Видимо, выступление Софи в Кремле, когда она в костюме стюардессы поздравляла Аэрофлот с 90-летним юбилеем, оставил глубокий след в ее сердце. Так же как и в сердцах поклонников певицы, наверняка, найдется место для новой пластинки. Попытка перейти границу поп-музыки и попасть на смежные территории звучит свежо, сбалансированно и без следов истерик переходного перехода.
КНИГА
"Теллурия", издательство "Либрусек", 448 стр.
Кто: Владимир Сорокин, российский писатель. Лауреат премии Андрея Белого "За особые заслуги в русской литературе" и финалист Международного Букера-2013. По многим мнениям, основоположник русского соц-арта, один из столпов постмодернизма и живой классик. По другим мнениям, "калоед" и "рассадник порнографии". За последнее чуть не ответил - писателя вызывали в суд по иску одной бдительной общественной организации. Автор 11 романов, множества пьес и рассказов, каждый из которых норовит подорвать устои и уничтожить стереотипы. Самые знаменитые - "Лед", "Голубое сало", "День опричника".
Кому читать: всем, кому интересно, что такое новый русский роман. Из всех попыток его написать, проба Сорокина считается критиками удавшейся. Тем, кто хочет почитать автора "Голубого сала" без риска свихнуться на ровном месте. Главный русский концептуалист и любитель крайностей на этот раз показывает себя с неожиданно умеренной стороны. Книга написана не без буйной фантазии, но с милосердным отношением к читателю.
Что: полсотни глав с индивидуальной стилизацией каждая. Есть все - от заборных анекдотов и сказок про Колобка до детектива и молитвы. Приятный сюрприз - литературное подмигивание Пелевину, писателю, с которым Сорокин пятилетней давности не стал бы пересекаться даже случайно. В новой книге пересечений хоть отбавляй. Начиная с поиска счастья в стране Теллурии, возникшей на развалинах Великой Русской Стены (таким же безнадежным делом и примерно на тех же основаниях занимаются герои антиутопий Пелевина). Заканчивая самим счастьем - божественным металлом теллуром, из которого делают эйфорические гвозди для забивания в мозг. Параллели с пелевинским баблосом настолько очевидны, что хоть святых выноси. Сорокин и вынес - практически всех.
Теллурия - это страна нового средневековья, куда погрузится Европа в далеком будущем. Со святыми там, определенно, не очень. Гораздо лучше с гномами, великанами, псоглавцами, мутантами и прочими чудо-юдами, которые каждый на свой лад празднуют карнавал жизни. Не забывая об общей цели, которая объединяет необъединимое и параллельно двигает сюжет. Это, конечно, поиск редчайшего теллурия, который способен подарить вечное блаженство всем представителям земного зоопарка.
О том же грезит и Московия, утопающая, как ей и положено, в блеске и нищете. С этого места Сорокин рассыпается в подробностях, каждая из которых - на вес эйфорического металла в элитном трипе для приезжих. Объяснять, что к чему в Московии, этом старом-новом царстве-государстве, значит, портить читателю радость первопроходца. Не будет спойлом намекнуть, что таких убийственных сообщений в адрес актуальной России, ее политики и деятелей в русской литературе, кажется, не бывало со времен Салтыкова-Щедрина.
Как пример - язык аббревиатур и символов, на которые автор безмерно щедр. СШУ - Соединенные Штаты Урала. Карликовое государство СССР - Сталинская Советская Социалистическая Республика. Тайный алтарь с изображением Трех Великих Лысых Володюшки, Мишеньки и Вовочки - экспонат ключевой сцены романа. Который, одновременно с политической сатирой, блестящим письмом и стебом надо всем, что существует и не существует, пишет подробный портрет человечества. Упрямо не согласного жить без божества, вдохновенья и гвоздя в голове.
Книга предоставлена магазином "Читайка"