Спасибо, что вратарь. В фильме "Матч" Сергей Безруков часовым был поставлен у ворот (фото - kinopoisk.ru)

КИНО

"1+1" / "Intouchables", 112 минут

Кто: режиссеры и сценаристы Оливье Накаш, Эрик Толедано. Начинали вместе делать короткометражки в середине 1990-х. "1+1" - их четвертый полнометражный фильм, снятый за скромные 9,5 млн. евро и уже собравший более 330 млн. долларов (82-е место в списке самых кассовых фильмов мирового кинопроката).

Кому смотреть: всем, кто сомневается, что о дружбе парализованного аристократа и сенегальца-гопника можно снять смешное кино. Продюсерам, убежденным в том, что фильм, где один из главных героев инвалид, не имеет шансов собрать в прокате больше сотни долларов.

Что: кинохит, получивший в этом году восемь номинаций кинопремии "Сезар". В оригинале картина называется "Intouchables" ("Неприкасаемые"), при этом не имеет ничего общего ни с одноименными картиной Брайана Де Пальма о гангстере Аль Копоне, ни с рок-группой Гарика Сукачева.

Сказка о принце и нищем. Принц - парализованный аристократ Филипп (Франсуа Клюзе). Живет во дворце, где повсюду разбросаны яйца Фаберже. Как и полагается утонченному принцу, любитель классической музыки, живописи и парапланеризма. Нищий - витальный сенегальский паренек Дрисс (Омар Си), в профиль слегка напоминающий Дмитрия Гордона, если бы того перекрасить в коричневый цвет. Способен на всякие мерзости: крадет яйцо Фаберже, ест M&M's, нарушает правила дорожного движения, обманывает полицейских и, нанявшись медбратом к аристократу, категорически отказывается чистить ему прямую кишку. Само собой, общение обогащает каждого из героев. В результате нищий слушает классику, пишет картины, возвращает на место яйцо Фаберже и соглашается чистить прямую кишку принца. А тот в свою очередь с удовольствием курит и обманывает полицейских. Несмотря на драматизм происходящего, в самом деле трогательно и смешно, особенно хороши шутки Дрисса на тему инвалидности своего патрона. Самые отчаянные из кинокритиков находят в фильме намек на закат Европы, у которой давно парализовано все, кроме головы. Аллегории аллегориями, но фильм снят по мотивам книги "Второй шанс" французского бизнесмена и аристократа Филиппа Поццо ди Борго, который остался парализованным после несчастного случая. Именно он настоял, чтобы фильм был снят в жанре комедии.

"Матч", 117 минут

Кто: Андрей Малюков в начале 1970-х работал ассистентом у Юрия Озерова на съемках двух частей киноэпопеи "Освобождение". В 1977 году снял один из первых советский боевиков из жизни десантников "В зоне особого внимания", а в 2000-х переключился на сериалы ("Империя под ударом", "Спецназ", "Диверсант", "Побег"). В среде либеральных кинокритиков режиссеру повезло заиметь репутацию танцора под великодержавную дудку Кремля, антисемита и украинофоба одновременно.

Кому смотреть: тем, кто сто раз услышав, предпочитает один раз увидеть.

Что: очередной пересказ истории о футбольных матчах в оккупированном немцами Киеве. Как утверждает легенда, сразу после победы над немцами футболисты команды "Старт" попали в гестапо, а затем в Сырецкий концлагерь. Работа Малюкова - вторая экранизация по этому сюжету. Первой был "Третий тайм" (1962) с Леонидом Куравлевым и Вячеславом Невинным в главных ролях. В 2000-х снимать фильм о "матче смерти" собрался украинский режиссер Александр Шапиро. По его словам, уже были подписаны контракты с французом Жаном Рено и футболистом Андреем Шевченко. Однако не срослось, более того, Шапиро до сих пор убежден, что идею у него украли.

"Матч" - патриотическая мелодрама о проблеме личного выбора, а также трудной любви вратаря Николая Раневича (Сергей Безруков) и учительницы немецкого языка Анны Шевцовой (Елизавета Боярская). Любовь разворачивается на фоне немецко-фашистских оккупантов - пеших и на мотоциклах, их украинских пособников, недобитых евреев и прочей массовки. Ноу-хау режиссера - линия с украинцами-националистами, которые путаются под ногами у сил света (советские патриоты) и тьмы (фашисты). Фильм наконец-то выходит на экраны, все остались при своих интересах. Россияне получили законный повод говорить о провокаторах, которые хотели сорвать прокат. Деятели Свободы - устроить дебош на киевской премьере фильма. А зрители убедиться в том, что украинцы-полицаи - не главный недостаток картины.

КНИГИ

"Захват Московии", "Эксмо", 624 стр.

Кто: Михаил Гиголашвили, русский писатель грузинского происхождения, с 1991 года преподающий в университете немецкого Саарбрюккена. До "Захвата Московии" издал три романа - "Иудея", "Толмач" и "Чертово колесо". Последний (о грузинских наркоманах 1980-х) попал в шорт-лист премии "Большая книга".

Кому читать: любителям путевых заметок о невероятных приключениях иностранцев в России. В этом случае 23-летнего немецкого студента-лингвиста Манфреда Боммеля, прибывшего изучать особенности национального характера и языка. Особое удовольствие доставит чтение книги тем, кто помнит диалог из "Осеннего марафона":

-Я алкач?

- Алкач, алкач…

Что: энциклопедия русской жизни со всеми ее обязательными элементами. А именно - бессердечными чиновниками, разговорчивыми таксистами, назойливыми прохожими, выпивающими в парке ветеранами войны, ментами, киоскерами, попутчиками в поезде, наркоманами, нацистами, бомжами, проститутками и самим полковником милиции Гурамом Ильичем Майсурадзе. Для создания исторической перспективы Гиголашвили дает длинные вставки из дневника некоего Генриха Штадена, в XVI веке служившего опричником у Ивана Грозного. Вывод, к которому автор аккуратно подталкивает читателя - за последние пять веков в России мало что изменилось.

МУЗЫКА

"How About I Be Me (And You Be You)?", CD

Кто: Шинейд О`Коннор, ирландская певица, четырежды замужняя мать четырех детей, исполнительница знаменитой баллады Принса "Nothing Compares 2 U". Поддерживала террористов из IRA, довела Фрэнка Синатру до того, что он грозил "надрать ей задницу", демонстративно рвала перед камерами фото Иоанна Павла II, сыграла в фильме "Грозовой перевал". На этой неделе отменила тур по Америке из-за проблем с психикой.

Кому слушать: уцелевшим с начала 1990-х поклонникам лысой певицы, которые за ее безбашенными выходками всегда умудрялись расслышать "губную гармошку Боба Дилана".

Что: девятый студийный альбом исполнительницы. Состоит из десяти неожиданно мейнстримных композиций, которые могли бы украсить эфир FM-станций. Диапазон - от поп-рока и альтернативного рока до кантри-фолка. Отдельное спасибо за звеняще-прозрачные тексты. Как отмечает критика, "такие прямолинейные тексты пишут только люди, которые искренне верят, что кто-то будет вслушиваться в слова, и эти слова могут менять жизнь".