Фото: Fotobank/Getty Images

24 февраля в Лос-Анджелесе пройдет 85-я церемония вручения Оскаров. Пока звезды репетируют речи, которые они произнесут со сцены Kodak Theatre, а букмекеры вносят последние изменения в котировки, редакция ЛІГАБізнесІнформ вместе с кинообозревателями Игорем Панасовым (kefeer.com.ua), Андреем Зимоглядовым (open.ua) и редактором журнала Esquire Ukraine Глебом Гусевым составила "фоторобот" идеальных претендентов на Оскар-2013 в шести самых престижных номинациях.

Номинация "Лучший фильм"


Идеальный номинант:
главный герой совершает путешествие в сердце тьмы, но при этом остается самим собой. Лучше, если это будет байопик исторического персонажа демократической ориентации. Неплохо, если у него имеется физический недостаток, который он сумеет преодолеть ближе к финалу. В фильме обязательно должны сняться кинозвезды первой величины - статуэтка за лучший фильм обычно не приходит одна. Учитывая, что большинству членов Американской киноакадемии сейчас за 60, эстетика не должна быть слишком уж модернистской. Умничайте где угодно - в Каннах, Берлине, Венеции или Торонто, только не в Лос-Анджелесе. Тем не менее, съемки камерой с плеча и трясущийся кадр уже допустимы. Желательно, чтобы бюджет картины был не меньше $100 млн., но при этом она выглядела на 20. Продюсировать ленту должны братья Вайнштейны (в крайнем случае - Спилберг). Если с этим не сложилось, все остальное неважно.

Главные претенденты: из девяти номинантов братья-продюсеры приложились к двум - "Джанго освобожденный" (режиссер Квентин Тарантино) и "Мой парень - псих" (режиссер Дэвид О. Расселл). И есть подозрение, что на этот раз выстрелили в молоко. У "Парня-психа" биполярное расстройство (это хорошо), но не сложилось с идейным зарядом и общественно-политическим звучанием (это плохо). Что касается "Джанго", то киноакадемики скорее съедят статуэтку, чем отдадут ее Тарантино. А фаворитами букмекеров в этой номинации считаются "Операция "Арго" Бена Аффлека о спасении американских дипломатов из Тегерана в 1979 году (на фото - Бен Аффлек сыграл одну из ролей в своем фильме) и "Линкольн" Стивена Спилберга.

Ставки букмекеров (William Hill)

"Операция "Арго" - 1.17/1
"Линкольн" - 5/1
"Мой парень - псих" - 41/1
"Жизнь Пи" - 41/1
"Отверженные" - 51/1
"Джанго освобождённый" - 67/1
"Цель номер один" - 81/1
"Любовь" - 101/ 1
"Звери дикого Юга" - 101/1

Номинация "Лучший оригинальный сценарий"

Идеальный номинант: ветеран войны в Ираке (Вьетнаме, Афганистане, Ливии, на Гаити, в космосе) возвращается домой с искривленной психикой, но сохранивший в душе остатки света и добра. И понимает, что мир изменился. Люди озверели, маньяки разгуливают на свободе, нечистые на руку лоббисты проталкивают закон, позволяющий кормить коров генномодифицированной кукурузой. Герой может доверять только верному джек-рассел-терьеру. Не желая возвращаться к  прежней профессии тренера по боксу (ринг так жесток), он переучивается на логопеда. Одним из его первых клиентов становится холеный мужчина - закомплексованный, но с повадками лидера нации. Герой случайно узнает, что это кандидат в президенты США. Бывший заика побеждает на выборах, а жизнь логопеда налаживается сама собой, когда он выигрывает $1 млн. в телевикторине. Не рекомендуется строить сценарий на дружбе белого и черного полицейских, приключениях американца в Венеции и отношениях ковбоев-гомосексуалистов.

Главные претенденты: не будь в шорт-листе фильма "Цель номер один" двукратного обладателя Оскара, сценариста и журналиста Марка Боала, его стоило бы придумать. Что может быть уместнее боевика с элементами триллера о ликвидации Усамы бен Ладена, где главная героиня к тому же - девушка (на фото - кадр из фильма). Разве что академикам из гильдии сценаристов попадет вожжа под хвост, и они через 19 лет отдадут второй Оскар Тарантино (первый - тоже сценарный - был за "Криминальное чтиво").

Ставки букмекеров (William Hill) 

"Джанго освобождённый" (Квентин Тарантино) - 2.10/1
"Цель номер один" (Марк Боал) - 2.50/1
"Любовь" (Михаэль Ханеке) - 3.50/1
"Королевство полной луны" (Уэс Андерсон) - 21/1
"Экипаж" (Джон Гэтинс) - 34/1

Номинация "Лучший фильм на иностранном языке"


Идеальный номинант:
снятое румынскими кинематографистами трехчасовое кино о том, как проходит обряд обрезания в грузинской (сербской, угандийской) деревушке. Возможны и более дружелюбные к зрителю варианты. Например, такой. Главные герои фильма - Фриц и Зульфия - на грани развода, но от последнего шага к разрыву их удерживают дети. К тому же, у героини на руках парализованный отец, страдающий от рака и болезни Альцгеймера. Сотрудник похоронного бюро Фриц мало зарабатывает и решает наладить жизнь с помощью уличного грабежа. Когда он проворачивает очередное дельце, ему звонит жена и сообщает, что их дети взорвали дома самодельную бомбу и смертельно ранили больного старика. Умирающий успевает рассказать внукам о том, что в молодые годы он рисовал фальшивые деньги для Гитлера, а после был агентом "Штази".

Главные претенденты: если верить букмекерам, позолоченную статуэтку увезет на родину австриец Михаэль Ханеке (на фото - актер Жан-Луи Трентиньян в его фильме "Любовь"). Картина Ханеке (у нее пять номинаций) выглядит монументально на фоне скандинавско-канадско-чилийских конкурентов. Тем не менее, интрига есть. Лента Ханеке получила Золотую пальмовую ветвь в Каннах, что для Голливуда, скорее, диагноз, чем добродетель. За всю историю этой номинации, кажется, только "Мужчина и женщина" Клода Лелуша брала главный каннский трофей и Оскар за лучший иностранный фильм. К тому же, "Любовь" насквозь пронизана чуждым американцам духом распада. Самым эффектным, конечно, было бы вручение статуэтки канадскому фильму "Ведьмы войны" режиссера Кима Нгуена - о девочке на войне между правительственными войсками и повстанцами Большого Тигра в одной из стран Африки.

Ставки букмекеров (William Hill):

"Любовь" (Австрия) - 1.02/1
"Королевский роман" (Дания) - 15/1
"Кон-Тики" (Норвегия) - 21/1
"Нет" (Чили) - 34/1
"Ведьма войны" (Канада) - 34/1

Номинация "Лучшая режиссура"


Идеальный номинант:
режиссер-мужчина за 40 с лихим прошлым и сединою на висках. Любит кровь, любовь, а также униженных и оскорбленных. На Каннском фестивале ему неохотно дали какой-нибудь второстепенный приз, зато на кинофестивале в Торонто и на Санденсе он - как дома. Лучше, если это будет кто-то не слишком маститый, чтобы Киноакадемию перестали, наконец, упрекать в том, что она раздает режиссерские Оскары за прошлые заслуги.

Главные претенденты: в оскаровской традиции вручать эту статуэтку режиссеру, чья работа победила в номинации за лучший фильм. Потому если предположить, что лучшей картиной признают "Линкольн", третьего режиссерского Оскара не избежать Стивену Спилбергу (в этой же номинации он побеждал с лентами "Список Шиндлера" и "Спасти рядового Райана"). Правда, Спилберг не соответствует тренду "идеальный оскаровский режиссер", сложившемуся за последнее десятилетие (см. выше). Так что, если членам академии захочется пошалить и/или пустить по миру букмекеров, лучшей кандидатуры, чем Бен Зайтлин с его "Зверями дикого Юга" не найти. (На фото - Стивен Спилберг на съемках фильма "Линкольн.)

Ставки букмекеров (William Hill)

Стивен Спилберг ("Линкольн") - 1.20/1
Энг Ли ("Жизнь Пи") - 5/1
Михаэль Ханеке ("Любовь") - 13/1
Дэвид О. Расселл ("Мой парень - псих") - 21/1
Бен Зайтлин ("Звери дикого Юга") - 51/1

Номинация "Лучшая мужская роль"


Идеальный номинант:
актер с лицом уставшего от жизни белого или довольного собой афроамериканца. Играть надо либо отъявленного подонка (диктатора, кровососа-капиталиста), либо вызывающую сочувствие знаменитость (писателя, политика, певца). Победитель должен вызывать у публики чувство узнавания и легкого стыда ("Как же так? Мы совсем забыли, что у нас есть Том Хэнкс"). Или быть актером, о котором вспоминают только на оскаровских церемониях - вроде Дэниэла Дей-Льюиса. То, что он обойдет больших звезд, таких как ДиКаприо или Брэд Питт, должно вызывать всеобщее умиление - все-таки есть справедливость (при этом не важно, что ДиКаприо и Брэд Питт сыграли лучше).

Главные претенденты: Дэниэл Дей-Льюис (на фото - кадр из фильма "Линкольн"). Все признают, что роль президента ему удалась. Да и здешнюю красную дорожку он уже протоптал, дважды уходя из Kodak Theatre со статуэтками - за роли в "Моей левой ноге" и "Нефти". Тем более что, начиная с 2010 года, в этой номинации Оскары получали только актеры из фильмов, названных лучшими (Колин Ферт и Жан Дюжарден). Нет повода прерывать эту традицию и сейчас. А уж если прерывать, разве только ради Хоакина Феникса, сыгравшего в недооцененном "Мастере" Пола Томаса Андерсона. Во-первых, фильм прокатили в остальных номинациях. Во-вторых, недавно Хоакин заявил, что Оскар - глупейшая вещь на свете и "раздерьмовое дерьмо". Академикам представился удачный случай разубедить сердитого актера.

Ставки букмекеров (William Hill)

Дэниел Дэй-Льюис ("Линкольн") - 1.02/1
Хью Джекман ("Отверженные") - 17/1
Хоакин Феникс ("Мастер") - 34/1
Дензел Вашингтон ("Экипаж") - 41/1
Брэдли Купер ("Мой парень - псих") - 51/1

Номинация "Лучшая женская роль"


Идеальный номинант:
актрисе должно быть не больше сорока пяти (исключения могут быть сделаны только для Хелен Миррен и Мерил Стрип). При этом она старается доказать всем, что может сыграть по-взрослому, и тем самым умиляет Киноакадемию. Ее героиня должна знать толк в пороках (премьер-министр, певица) или понимать суровые мужские игры (война, бокс, американский футбол). Хорошие шансы у девушек, которые способны ради искусства пойти на отчаянные меры - к примеру, обрить голову. Как это сделала, например, Энн Хатэуэй в "Отверженных".

Главные претенденты: такого странного шорт-листа в этой номинации не припомнят даже старожилы. Пятерка актрис иллюстрирует песню о молодых, которым везде дорога, и стариках, которым почет. Кувенжане Уоллис из "Зверей дикого Юга" нет и 10 лет. А Эммануэль Рива, сыгравшая главную женскую роль в "Любви", в прошлом году справила 85-летие. Букмекеры предполагают, что Оскар на этот раз может достаться кому-то из золотой середины. То есть Дженнифер Лоуренс или Джессике Честейн (на фото - кадр из фильма "Цель номер один")

Ставки букмекеров (William Hill)

Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих") - 1.57/1
Джессика Честейн ("Цель номер один") - 4/1
Эммануэль Рива ("Любовь") - 4/1
Наоми Уоттс ("Невозможное") - 34/1
Кувенжане Уоллис ("Звери дикого Юга") - 51/1