Бурым: Шутить о политике стало неинтересно
В интервью ЛІГАБізнесІнформ А.Бурым также рассказал о том, из-за чего потух "Comedy Club Украина", чем обусловлено отсутствие украиноязычных шуток и почему сейчас сложно делать революцию на телевидении.
- Помимо "Бигуди Шоу", чем Вы еще сейчас занимаетесь?
- Глобально - особо ничем пока. Есть "Бигуди шоу", есть еще пара проектов. Снял первый "пилот" собственной программы.
Я слегка устал от того, что происходило за последние годы. Сейчас нахожусь в таком прекрасном, спокойном состоянии равновесия, что куда-то бежать и что-то кому-то доказывать нет никакого желания.
- О чем будет Ваша программа?
- Это кулинарное шоу. Мы его назвали "Что готовят мужчины". Суть в том, что трое парней будут готовить какую-то еду и обсуждать на кухне какие-то события, новости. Пока нет постоянного состава участников, все еще обсуждается. Вполне возможно, что я не буду там выступать в роли ведущего, а стану продюсером и автором программы. Это надо обсуждать с людьми, которые заинтересуются проектом.
Программа получилась хорошая, всем, кому показывали, нравится. Но есть проблемы с каналами. Украинское телевидение - субстанция специфическая. На многих каналах кумовские и "корешные" схемы работают лучше, чем общепринятые стандарты ведения телебизнеса во всем мире. Поэтому пробиться очень сложно.
- Интерес к Вашему шоу уже проявляют?
- Проявляют. Но проблема в том, что любому украинскому каналу проще купить уже готовый иностранный продукт, откатанный на иностранном зрителе, адаптировать и пустить в эфир. Другой вопрос, что они даже адаптировать это не всегда профессионально могут. То есть исходный продукт сильно отличается от того, что делают у нас. Но, тем не менее, оптимизм в этом смысле есть, будем работать.
- Создается такое впечатление, что в последнее время на украинском телевидении стало намного меньше политической сатиры. Так ли это?
- Так и есть. Момент первый. Сейчас появилась новая вертикаль власти, которая не способствует развитию какой-либо политической сатиры.
С другой стороны, люди уже устали от политики. Как бы ни казалось, что в Украине все валится и рушится, на самом деле, в стране все вошло в какой-то определенный и стабильный вектор. Поэтому уменьшение количества политического юмора, на мой взгляд, даже к лучшему. Хватит эту тему эксплуатировать. Сейчас это уже больше зубоскальство, чем юмор.
Это было актуально, когда бушевали острые политические распри, когда было множество одиозных фигур, набрасывавшихся друг на друга по поводу и без повода. Там и юмор-то, по большому счету, не нужен был - они сами все делали за авторов.
Я могу судить по нашим выступлениям - политический юмор людям уже неинтересен, реже смеются. Если раньше бывало, что одну и ту же вещь несколько раз показываешь - разрыв сознания и зал чуть ли не стоя аплодирует, то сейчас это достаточно спокойно проходит. Сейчас людям проще воспринимать какие-то бытовые темы: взаимоотношения отцов и детей, мужей и жен и так далее.
- Тогда скажите мне как бывший автор "Студии "Квартал 95" - не потому ли шутки "Вечернего квартала" стали намного мягче?
- Это тоже дань нынешнему времени. Опять те же факторы. Но я так думаю, что есть еще определенная лояльность к власти. У "Квартала" очень сильные авторы, очень правильный менеджмент. Это, пожалуй, самый успешный юмористический проект в Украине. Все остальное у нас то появляется, то уходит.
- Их можно назвать монополистом на рынке развлекательного ТВ?
- По большому счету - да. Есть такая надежда, что с приходом "Квартала" к руководству на телеканале "Интер", остальные каналы начнут подтягиваться, чтобы сделать что-то подобное, чтобы эту монополию чуть-чуть сгладить и начать конкурировать. Я, например, и на это рассчитываю в продвижении каких-то своих проектов. "Квартал" держит очень высокую планку своей работы и показывает стабильный результат много лет. Поэтому все, что дает повод для конкуренции - это хорошо.
- Значит, сделать что-то свое юмористическое, чтобы составить конкуренцию "Кварталу", хочется?
- Хочется. Но условия общения с продюсерами каналов очень сложные. Это люди, которые, в большинстве своем, находятся где-то далеко за гранью добра и зла. Слушать им некогда, смотреть им некогда. Да и многие каналы, которые были в топах несколько лет назад, сейчас скатились и показывают такой низкопробный продукт, что иногда возникает желание руки пойти помыть после просмотра.
- Что сейчас происходит с украинским "Comedy Club"?
- Этот проект уже упущен. Полностью. Скорее, это все произошло из-за неправильного выбора менеджеров в Украине. С каждым, кто приходил, в итоге либо возникали финансовые вопросы, либо они забирали актеров. В конце-концов, сделали новый проект "Real Comedy". Но нужно понимать его специфику: в проект пришли дети.
Мы попали в "Comedy", имея КВНовский багаж, каждый отыграл по 10 лет и имел какой-то опыт. Сейчас пришли люди, которые этого опыта не имеют, они учатся сами на себе. Это всегда сложнее. Когда-нибудь этот проект куда-то вырулит, но в ближайшем будущем я не вижу всплеска украинского "Comedy". Все уже разбежались. Потерян контингент, потеряны актеры, авторы.
- Вы, например, почему оттуда ушли?
- Вообще-то, я пока оттуда не уходил. Я там где-то кем-то, наверное, числюсь. По крайней мере, официально меня никто - ни владелец, ни топ-менеджмент - ниоткуда не увольнял.
- Тогда почему Вас не видно в эфирах программ?
- Честно скажу: в какой-то момент я отказался от Москвы. Перестал пытаться там закрепиться и остаться, хотя предпосылок для этого было предостаточно. Хочется побыть человеком. Я не люблю московскую суету. Чтобы там выжить, надо наступать на людей, идти по трупам. Не хочу. Если что-то должно произойти, оно и так произойдет. Для этого не нужно совершать поступки, за которые потом будет стыдно.
- Профессиональная судьба российских экс-резидентов "Comedy Club" выглядит более насыщенной: они задействованы в большем количестве проектов, чаще мелькают на экране. Почему?
- Есть такое. Первое: нельзя сравнивать украинский и российский рынки. Это совершенно другие деньги, совершенно другие масштабы.
Второе. У нас есть еще такой аспект: юмор, начиная с КВН, всегда был русскоязычным. Для того, чтобы писать шутки на украинском, нужно быть очень крутым автором. Я, например, себя таковым не считаю. Очень сложно шутить на украинском языке так же смешно, как на русском. Учитывая даже то, что у нас одна половина страны говорит на одном языке, вторая - на другом, и возникает некий вакуум, отсутствие украинского юмора.
Изначально вся страна смотрела КВН на русском языке. Все привыкли воспринимать шутки именно так. Поэтому, когда люди начинают шутить на украинском, более того - если это происходит некачественно, аудитория сразу воспринимает хуже. Плюс у нашей нации срабатывает стереотип: "Если свое - то по-любому фигня".
- Вы лично с таким отношением к своему творчеству сталкивались?
- Да. У меня до сих пор яркие впечатления от своего родного города Луганска, в котором за последние четыре года мы выступали аж четыре раза. Причем, во всех остальных городах - во Львове, Харькове, Днепропетровске и так далее - выступления проходят "на ура". А дома почему-то не воспринимают. Причем, это у многих так: людей, которые из разных областей приехали в Киев, дома принимают хуже, чем в других городах.
- На корпоративах часто приходится выступать?
- По сравнению с кризисным периодом, корпоративов сейчас в десятки раз больше. У меня в кризис практически не было работы. Потом ситуация в стране начала стабилизироваться, стало понятно, что можно потратить какую-то сумму на развлечения. За первый месяц подъема после кризиса работы было больше, чем за весь предыдущий год. Не буду жаловаться - сейчас все хорошо.
Другой вопрос, что телевизионная судьба очень неблагодарная и может сыграть злую шутку. Не появляешься в телевизоре год - и люди начинают тебя забывать.
- Не так давно актер Виктор Андриенко высказал следующее мнение: Александр Масляков выпустил из бутылки джинна в лице КВНщиков, потому что юмористические программы должны делать специально обученные этому люди…
- Я комментировать его слова не буду. Скажу только одно. КВН дал дорогу многим людям, дал им возможность проявить себя. Каким бы ни был Масляков, что бы про него ни говорили, но то, что из его программы вышла масса талантливых людей - это сто процентов.
Каким бы страшным этот джинн ни был, он дает возможность выбирать, какой юмор смотреть. Он ведь может быть совершенно разным: от пошлого до мегаизысканного. Другой вопрос, что мегаизысканного юмора становится все меньше и меньше. Однако я могу выбирать, что мне смотреть: "Уральские пельмени", КВН, "Comedy Club", "Большая разница".
Если пол-страны смотрит какой-то низкопробный продукт, то это говорит только о том, что проблема в самом телезрителе. Люди готовы воспринимать некачественный юмор, а закон телевидения таков, что раз смотрят, рейтинги есть, значит нужно это показывать.
Это, конечно, влечет за собой опускание планки юмора. Тем не менее, революцию сейчас на телевидении делать крайне сложно. ТВ в России отстает от американского лет на пять, украинское от российского - тоже лет на пять. И вот мы идем по тем же ступенькам, по которым другие прошли десять лет назад. В данных конкретных обстоятельствах приходится работать так, как диктует рынок.
- Можно ли научить писать веселые шутки?
- Механически - можно. Я знаю людей, которые не создают собственный юмор, а идут по принципу когда-то уже написанных шуток. Человек получил определенную схему и по ней работает. Так пишутся практически все ситкомы.
Я, честно говоря, не могу смотреть ни "Счастливы вместе", ни всякие новоукраинские шоу. Не интересно. Я всегда оцениваю качество программы по тому, хочется ли на ней задержаться и досмотреть до конца. Большинство из того, что сейчас показывают, я смотрю две-три минуты.
Можно научиться быть середнячковым автором и писать такие же вещи. А талант - он либо есть, либо нет.
Если брать кинематограф, то я считаю, что единственный фильм на постсоветском пространстве, который сделан с юмором, с глубиной и со смыслом - "О чем говорят мужчины". Понимаю, что для большинства людей младше 25 он непонятен. Там затрагиваются очень серьезные вещи. Тем не менее, на сегодня это самое крутое кино.
- А "День радио" и "День выборов" того же "Квартета И"?
- Тоже круто. Особенно "День радио". Но в "О чем говорят мужчины" юмор красивый, интеллигентный, совершенно не пошлый.
Это еще раз доказывает, что необязательно иметь 300 авторов, иметь заоблачные рейтинги на ТВ, чтобы снять хороший, смешной фильм. Можно заявить претензию на самую смешную комедию года или десятилетия, а можно просто спокойно взять и снять "О чем говорят мужчины". Думаю, что эту картину уже можно считать классикой.
Евгения МАЗУР
Фото предоставлено пресс-службой "Бигуди Шоу"