Мичковский: Критика программ очень стимулирует
- Вы производите впечатление человека невероятной трудоспособности с хорошо развитым предпринимательским чутьем. Эти качества облегчают процесс переговоров с украинскими каналами, чтобы выпустить в эфир свой продукт?
- На самом деле этого недостаточно. Нужно очень много работать, создать качественный продукт и заслужить доверие. Тогда в следующий раз тебе будет проще предлагать новый продукт. Просто так ничего не бывает.
- Бренд "Дядя Жора" Вам в этом помогает?
- Да. Я думаю, каждому популярному человеку минимальная узнаваемость очень помогает по жизни. Я это понял еще во время своей первой, КВНовской, волны популярности. На тот момент у меня параллельно был свой бизнес, я оформлялся как частный предприниматель. Когда стал немного более узнаваемым, чем другие, заниматься бизнесом стало намного легче. Известность помогала решать многие вопросы: где-то без очереди пропустят, где-то в обеденный перерыв примут. Когда тебя узнают - лояльней относятся.
Но пробиваться на телевидение все равно тяжело. Политика наших каналов такова, что им проще купить проверенный на российском, британском или американском рынке формат, чем экспериментировать с собственным производством. На Западе в свое время компании наделали огромное количество всего. Сегодня украинское телевидение пытается их в этом догнать. Весь мир уже давно специализируется на производстве определенных форматов. В Британии, например, еще в 1960-70 годах делали то, что в Украине только сейчас начинает появляться.
Есть уже сложившиеся форматы. Кто-то что-то сделал, опробовал на своем рынке, а потом продает это другой стране. Покупающая сторона берет этот формат (ток-шоу, игра, сериал) и делает продукт по готовому шаблону, но уже в адаптации к своему рынку. У нас сейчас начинают выдумывать свои форматы и что-то делать. А для того, чтобы делать, нужны, естественно, деньги. Поэтому телевизионному каналу проще сделать свою программу, чем, например, отдельной продакшн-студии. Последняя должна вложить определенную сумму денег в проект, проверить, как его воспринимает аудитория. Потом уже есть два варианта: проект либо провалится, либо какой-то канал его все-таки купит.
- Вам лично хотелось бы заняться производством массового продукта? Все-таки "Бигуди Шоу" - передача скорее клубного характера…
- Мы сейчас в очередной раз ее перекраиваем. Он начинался как чисто женский проект в формате "stand-up comedy". Тогда это была наша "фишка", потому что в Украине вообще не было женских юмористических программ. Потом посмотрели, поняли, что девушки не могут вытянуть весь проект самостоятельно. Ввели мужскую составляющую. Затем ввели новые конкурсы, новые слоты. Дальше опять начали что-то изменять, чтобы получился телевизионный продукт. После этого, уже как телевизионный продукт, проект пережил два изменения. Сейчас переживает еще одно, в связи со сменой канала. Мы уже в теории пришли к тому формату, который весной появится в эфире. Это тоже будет юмор, но поданный иначе. Это будет новый формат - "Дядя Жора камеди шоу".
- Подробности изменений назовете?
- Пока нет. Но это уже будет совершенно новое, юмористически-развлекательное шоу.
- В Украине выгодно работать в юмористическом стиле?
- Юмор всегда был востребован (смотря, конечно, какой юмор и кем производится, но темнее менее). В конечном итоге все делается для того, чтобы оно приносило прибыль.
- Если говорить конкретно о "Бигуди Шоу", этот проект уже начал окупаться?
- Зависит от того, о каких направлениях "Бигуди Шоу" мы говорим. В корпоративном и телевизионном - еще нет. Пока что средства где-то уходят, где-то, минимально, - приходят. Но, опять-таки, чтобы они приходили, нужно делать телевизионный проект, который понравится зрителю и зафиксируется у него в голове. Вот тогда ты будешь востребованным. У нас пока в коллективе не все одинаково востребованы. На 15 человек чуть меньше половины действительно популярны. В основном это те, кто уже успел наработать известность в былые годы. Молодым тяжелее - им только предстоит заработать уважение аудитории.
- То есть пока Ваш проект выезжает только за счет бывших КВНщиков и резидентов "Comedy Club"?
- Да. Но принцип "звездности" таков, что популярная певица, группа или актер не может появиться просто так, из ниоткуда. Никого сразу не начинают расхватывать на корпоративы или концерты. Сначала нужно много поработать в разных направлениях, вкладывать деньги в ротацию на каналах, давать бесплатные выступления. И только потом, когда в глазах аудитории талант становится в одну линию с востребованностью, "звезду" начинают хотеть и покупать. Тогда и начинается возврат денег, вложенных за определенный период.
- Привлекать к участию в проекте спонсоров у Вас получается?
- Спонсоры и инвесторы - это только на словах очень красиво звучит. На деле очень трудно кого-то к себе затащить. Иногда, конечно, везет. Но в основном это "корешные" схемы, инвестиции, основанные на дружеских отношениях. Инвесторы и спонсоры хватают более раскрученные проекты, которые уже встали на ноги и заработали популярность. На начальных же стадиях очень тяжело найти деньги. Лучше инвестировать в программу, которая уже имеет какие-то рейтинги.
- Проект "ГПУ", соведущим которого Вы являетесь, постоянно сравнивают с российской программой "ПрожекторПэрисХилтон". И сравнения в большинстве своем не в пользу "ГПУ"…
- В последних выпусках сходство уже не так просматривается. В этом сезоне "ГПУ" запустилось в совершенно новом формате. Ведущие остались те же. Но в этом обновленном проекте уже больше видео, больше гостей, больше общения, больше сюрпризов. Находится свой новый формат. Наша задача - делать интересную развлекательную программу. А сходство с кем-то нас не волнует.
Когда-то украинский "Comedy Club" тоже сравнивали с российским аналогом. Но это до поры до времени. Если зрителю выдается хороший продукт, то потом о любом сходстве, о сравнениях, о плохих отзывах забывают. Когда мы начинали в "Comedy Club", было очень тяжело. На тот момент был состоявшийся московский проект, который все знали. И тут появился "Comedy Club Украина" - вроде бы то же самое, только в профиль.
- Но тут сходство оправдано - это все же был один бренд...
- Да, у нас был филиал. Но народ этого не воспринимал. Зрители видели и знали московских товарищей со знаменитыми именами, а тут появились какие-то малознакомые ребята. Тогда мы тоже получали отзывы а-ля "дешевая копия Москвы". Но критика - это нормально. Даже если все хорошо, всегда найдутся несколько уродов, которые напишут что-то плохое. Причем, это касается любого проекта, выходящего на экраны. Кому-то нужно быть "плохим полицейским".
Но это все мелочи. Критика, наоборот, очень стимулирует. Сразу хочется делать все так, чтобы даже один критикующий признал, что все хорошо.
- Сделать что-нибудь развлекательное не только для телевидения планируете?
- Есть наработки для радио. Но все упирается в деньги. У меня вагон мыслей лежит на полке, но для реализации каждой из них нужны определенные средства. Только при спонсорской поддержке или при мегагениальной идее, которую канал или радиостанция сами забирают у тебя и готовы платить за это деньги, такие наработки получают право на существование. В любом случае, это все нужно проталкивать или ждать случая, когда подвернется тот долгожданный добрый спонсор, которому будет интересно вложить в это деньги.
Есть еще Интернет. Эфир программы порождает записи в Сети. До сих пор те номера, которые у нас в "Comedy" были три или четыре года назад, живут в Интернете, люди их пересматривают, им это нравится.
Радиопрограммы тоже могут в Интернете выходить. Равно как и любой концерт или что-то закулисное. Нам самим часто интересно повыкладывать в сеть те вещи, которые в эфире не покажешь. Потом пересматриваешь в офисе или дома и получаешь удовольствие. Словом, Интернет - сильная штука, за ним будущее.
Фото из личного архива В.Мичковского