На британском рынке наблюдается беспрецедентный наплыв подделок произведений русской живописи. Об этом сообщил экс-глава отдела Скотланд-Ярда по произведениям искусства и антиквариату.

Как пишет издание "InoPressa", по словам Ричарда Эллиса, который более 20 лет специализировался на раскрытии преступлений, связанных с искусством, преступники работают на рынок, рекордные масштабы которого определяются российскими миллиардерами, имеющими многие ярды свободного пространства на стенах своих домов в Лондоне, Париже и Москве, куда можно повесить картины. "Популярность "русских" картин возросла - преступники увидели возможность наводнить рынок подделками", - сказал он.

Российские коллекционеры так привержены идее покупки произведений искусства в патриотическом духе, что торги на аукционах "Sotheby's" и "Christie's" только в прошлом году принесли более 160 млн. фунтов стерлингов (по сравнению с 8 млн. всего 7 лет назад). Излюбленные области подделок - пейзажи XIX века и авангард 1920-х и 1930-х годов - в частности, таких художников, как Шишкин и Малевич.

Для осуществления подделок за несколько тысяч фунтов покупаются относительно неизвестные европейские пейзажи XIX века и превращаются в "русские" картины, за которые можно выручить шестизначные суммы.

Некоторые подделки выполнены настолько качественно, что распознать их можно только с помощью научного анализа.

Такие исследования в прошлом показали, что картина "Летний день", якобы принадлежащая кисти Александра Киселева, художника XIX века, которую один российский коллекционер купил за 70 тыс. фунтов, в действительности была написана датским художником Янусом ла Куром. Художник-подделыватель "русифицировал" картину 1883 года, которая была куплена всего за 1 тыс. фунтов. Оригинальным деревьям пририсовали больше листвы, датский домик заменили избами в русском стиле и поставили подпись Киселева.

Катрин Бонсен, наследница Зинаиды Серебряковой (1884-1967) - одной из самых известных российских художниц, - заявила, что только за последние два месяца получила информацию о 10 подделках. Когда возникли сомнения в принадлежности изображения полуобнаженной женщины кисти З.Серебряковой, картину сняли с парижских торгов, но она всплыла - в Марокко, где была продана за 180 тыс. евро.

В то время как на пастельном оригинале на правой руке женщины два браслета, на акварельной копии - лишь один, и выполнена он на бумаге, которую художница никогда не использовала. Эксперты говорят, что она не соответствует и стилю живописи художницы.

Для борьбы с проблемой подделок Р.Эллис создал организацию "Art Management Group". Проводимый на микроскопическом уровне анализ может показать, была ли поставлена подпись позже создания картины XIX века - так как в таком случае она нанесена поверх трещин, сформированных по мере старения картины, - и были ли использованы краски, которых во время работы художника еще не существовало.