Богдан Данилишин об экономической политике: Прогнило все
- Ваш текущий диагноз украинской экономики.
- Сегодняшняя экономика Украины - это конгломерат бывшей советской хозяйственной структуры, с сырьевой ориентацией. Такая ориентация оказалась наиболее уязвимой к глобальным макроэкономическим дисбалансам, возникшим в результате нестабильности мировых цен на сырье. Ко всему этому, приватизированная любыми способами бывшая индустриальная мощь плюс чрезмерная эксплуатация природно-ресурсного потенциала породила такое явление как олигархат. Олигархат определяет всю внутреннюю и внешнюю экономическую политику Украины.
- Это лечится?
- Нужна модернизация, перевод экономики страны на качественно новый уровень. Но речь должна идти не только о технологической модернизации, а о модернизации всех общественных институтов. Готова ли к этому сегодняшняя власть? Думаю, что не совсем. Ключевые проблемы кроются в трех "к" - кредитование, кадровая политика и коррупция. Решение каждой из этих проблем откроет пути решения всех других, в первую очередь, для структурной перестройки экономики.
- Насколько сложившаяся мировая конъюнктура может пошатнуть украинскую экономику?
- Эксперты говорят, что экономическая ситуация в мире сложная. На мой взгляд, она только на начальной стадии осложнения. В случае изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках возникнет риск ухудшения состояния украинских предприятий экспортно-ориентированных отраслей - металлургической, химической, машиностроительной. Кроме того, наметились негативные тенденции, связанные с просчетами во внутренней экономической политике. Наблюдается снижение объемов производства и потеря конкурентоспособности украинской продукции. Это прямой путь либо к девальвации национальной денежной единицы, либо к полной ликвидации резервов Национального банка. Также расчеты показывают значительный рост уровня тенизации экономики. По моим оценкам - более 45% от ВВП. В отдельных регионах - до 60%.
- Страна сегодня лучше готова к экономическим потрясениям, чем в 2008 году?
- Уроки из кризиса 2008-2009 годов не вынесены. Я с надеждой смотрел на попытки властей реформировать экономику, потому что и сам в 2008-2009 годах был руководителем разработки "Украина - 2020: Стратегия национальной модернизации". Но в те годы шла страшная борьба за власть и правительству ставили палки в колеса.
Сейчас как-то все затормозилось. Темп реформации потерян. Страшно то, что подрывается общественное доверие к реформам. Большой ошибкой были все эти судебные процессы против лидеров оппозиции и бывших членов правительства. Идет отвлечение на второстепенные вещи, в то время как первоочередная задача - реформирование страны - при такой монолитности власти - теряется. Однако, обнадеживает то, что власть работает в одном направлении (в каком - это другой вопрос), нет этой разнонаправленности действий, имевшей место в 2008-2009 годах. Это можно только приветствовать. В условиях кризиса все должны работать согласованно.
- Что может спасти промышленность и финансовую систему от глобального спада?
- Нужно найти политическую поддержку у общества и бизнеса в отношении легализации доходов. Опыт развитых стран свидетельствует, что общее ежегодное декларирование доходов и имущества способствует справедливому перераспределению доходов, распространению честных принципов налогообложения. Параллельно нужно снижать нагрузку на бизнес. Нужен общественный консенсус - чистый лист - полная легализация всех доходов и движение вперед.
Я считаю, что в настоящее время требуется кардинальная коррекция экономической политики государства. Нужно ликвидировать ряд основных диспропорций, которые накапливались в украинской экономике еще до начала мирового финансового кризиса. Первая - экспортная и низко-технологическая модель развития . Вторая системная проблема - высокий уровень нагрузки социальных выплат на экономику страны. Бесспорно, уровень жизни населения очень низкий, однако рост удельного веса оплаты труда при сокращении доли валовой прибыли не только исказит основные макроэкономические пропорции, но и окончательно разбалансирует систему государственных финансов и экономики в целом. Третья системная проблема - критическое состояние основных производственных средств. Несмотря на рост инвестиций в основной капитал в период с 2000 по 2007 годы на 19% в среднем за год, их общий объем оказался недостаточным для модернизации национальной экономики.
- Локомотивом для экономики Украины последние несколько лет была подготовка к Евро-2012. Какие инфраструктурные проекты помогут внутренним производителям?
- Действительно, Евро-2012 был локомотивом в модернизации инфраструктуры. Но не было системности. Нужно до пяти крупных национальных проектов, которые могут мобилизовать значительные как внешние, так и внутренние финансовые ресурсы. Мало пустить скоростные поезда по старым железным дорогам. Надо строить современные дороги по всей стране. Необходимо формировать потенциал Украины как транзитного государства, развивать мощности для переработки сельскохозяйственной продукции. И главное - формировать и развивать внутренний рынок. Его потенциал, по методологии Всемирного экономического форума, в 2010-2011 годах оценен высоко - 37 место из 139 стран. Однако, внутренний рынок Украины демонстрирует медленный рост по сравнению к другими странами, на протяжении 2007-2011 годов, мы потеряли 10 позиций в мировом рейтинге. Это означает, что за последние пять лет Украина, по объему внутреннего рынка, уступила 10 странам мира. Изменить эту негативную тенденцию можно лишь за счет ускоренного роста товарного производства ориентированного на внутренний рынок.
- Регулярно в СМИ появляется информация о злоупотреблениях в сфере государственных закупок. Один из лозунгов министра экономики Петра Порошенко - реформирование системы госзакупок. Но результата нет. Что мешает навести порядок? Зависит ли успех реформ в этой сфере от конкретных политических сил или персон?
- От конкретных персон или политических сил это не зависит. Прогнила вся система. А Порошенко стал таким же заложником системы, как и я. Хотя также пришел со стремлением навести порядок в системе госзакупок. Напомню, что именно с моей подачи была ликвидирована тендерная палата и сформированы основы законодательства о госзакупках. Но у нас 450 депутатов, политические партии, коалиция и все чего-то хотят. Министр или чиновник здесь становится крайним, ему уже некуда деваться. Закупки должны быть прозрачными и открытыми. Без чиновников - запрос-предложение - наименьшая цена. В реальном времени. Возможно, это будет биржевая торговля, электронные торги, но без тендерных палат или уполномоченных органов.
- Именно на почве госзакупок против вас возбуждены уголовные дела…
- Относительно уголовного дела… Я никому ущерба не наносил, потому что Минэкономики никому деньги не перечисляло. Деньги перечисляли заказчики, но против них никто дела не возбудил. Минэкономики только согласовало процедуру закупок. Какие могут быть убытки по строительству паркинга в Борисполе, если уже после моей отставки правительство Азарова подтвердило правомерность строительства этого паркинга той же компанией, но уже на 1000 паркомест меньше при тех же средствах? Так же и по Минобороны.
С самого первого дня своего пребывания на посту министра экономики я начал жесткую борьбу против тендерной палаты, руководство которой сегодня состоит в Партии регионов. Начиная с апреля 2008 года, функции уполномоченного органа в сфере государственных закупок были возложены на Минэкономики. В течение 2008-2009 годов, после возложения на министерство функций уполномоченного органа, снизилась доля неконкурентных процедур в структуре общего объема госзакупок - как в количественном, так и стоимостном отношении. За время, пока я был министром экономики, в Украине была самая маленькая доля закупок у одного участника.
- Действующее правительство утверждает, что сделало немало для улучшения инвестиционного климата - был принят ряд нормативных актов, упрощающих ведение бизнеса в Украине, Налоговый кодекс. Но инвесторы этого не оценили. Почему?
- Я всегда приветствую все, что призвано стимулировать развитие экономики и содействовать ведению бизнеса, независимо от того, какое правительство это предлагает. Мы также вместе с Александрой Кужель внесли немало законодательных актов по дерегуляции и упрощению разрешительных процедур. К сожалению, в это время Верховная Рада не работала, принимать на законодательном уровне документы было некому. Многое, что мы разработали, принято действующей властью. Я рад этому. Но дело не в количестве законодательных актов. Дело в доверии, которого нет. Мало декларировать намерения, принимать законы и другие нормативные акты. Надо завоевать доверие.
- Эксперты и международные наблюдатели предостерегают Украину от монополизации экономики...- Монополизация украинской экономики уже состоялась. Выводы наблюдателей ПАСЕ и ОБСЕ по капитализации и олигархизации политики в Украине, сделанные по итогам двухдневного визита в Украину 21-22 сентября, могут иметь глубокие последствия для всех украинских капиталов, выведенных из Украины в разное время. Они могут быть использованы для начала процедур по изучению происхождения этих капиталов и их законности. В настоящее время связь политики и крупного бизнеса приобрела особенно угрожающие формы. Это угрожает не только экономической безопасности, но становится угрозой криминализации Европы. Складывается такое впечатление, что украинские олигархи стараются побольше вытянуть из экономики, потому что завтра может что-то случится. Типичная люмпено-олигархическая модель государства...
Активы ста самых богатых людей в Украине выросли почти до $130 млрд., т.е. составляют до 80% по отношению к ВВП Украины. Это и есть уровень олигархизации экономики. В отличие от западных экономик, где наибольшими темпами растут капиталы владельцев компаний, связанных с информационными технологиями и производством высокотехнологичной продукции, в Украине рекордными темпами растут доходы сырьевых магнатов.