Бродский: Теперь у меня есть карт-бланш от Азарова
- Михаил Юрьевич, Вы недавно вступили в должность правительственного уполномоченного по дерегуляции. С чего начнете или уже начали?
- Мы продолжаем. К сожалению, из-за административной реформы некоторое время мы были в подвисшем состоянии. Можно сказать, что отчасти произошел технологический провал. Как сказал Николай Азаров, дерегуляция утратила своего лоббиста. Сейчас Премьер-министр напутствовал меня по-новому: "Миша, бери винтовку и по-китайски завоевывай свою территорию, дерзай" (смеется). Теперь у меня есть карт-бланш, поэтому дерегуляция продолжается.
- Сколько раз с момента назначения встречались с Азаровым и Первым вице-премьером Андреем Клюевым - Вашим непосредственным начальником?
- С Премьером было две встречи. С Клюевым работаем постоянно. Сейчас отданы необходимые поручения, большинство касается ускорения прохождения в парламенте законопроектов по дерегуляции.
У нас сегодня шесть законопроектов застряли в Верховной Раде во втором чтении, 21 законопроект, разработанный Госкомпредпринимательства, застрял в высших органах исполнительной власти. Среди них - проект закона об усилении ответственности чиновников за нарушения при выдаче разрешений, ряд законов по упрощению входа и выхода из бизнеса: об отмене обязательности печати для предпринимателей, о ликвидации свидетельства о государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей, о введении для предприятий "нулевого" уставного фонда и модельных уставов, которые не нужно будет заверять у нотариуса, об отмене нотариального удостоверения документов, которые подаются для регистрации и т.д. Застрял и наш законопроект, которым значительно упрощается закрытие бизнеса. На последнем заседании Кабмина Премьер поручил Клюеву посодействовать с включением наших законопроектов в повестку дня Верховной Рады, так что, надеюсь, их принятие сдвинется с мертвой точки.
- Тогда Азаров отметил, что законопроекты уже полгода лежат в парламенте. Почему о них вспомнили только сейчас?
- Потому что меня утвердили правительственным уполномоченным, ответственным за дерегуляцию. Я тут же написал письмо Премьеру, встретился с ним, рассказал, где мы застряли. Кроме того, нужно отдать должное Сергею Тигипко, одному из главных лоббистов моего назначения на эту должность и ее инициатору, который продолжает всем этим заниматься. Кстати, один из моих замов - Сергей Третьяков - перешел к нему в советники.
Азаров дал команду, чтобы я присутствовал на всех заседаниях Кабмина. Мне, как и раньше, предстоит роль эдакого сита, задача которого - не пропустить ни одного нового законопроекта без соответствующих регуляторных процедур.
- Если оглянуться назад, что можете выделить из главных заслуг на должности главы Госкомпредпринимательства?
- Я бы сказал, что в наших условиях основная заслуга комитета была в том, что мы не допустили создания чего-то "нового" из регуляторки. Прежде всего, сделано то, что ничего не дали сделать плохого для бизнеса.
В частности, недавно встречался с представителями Международной финансовой корпорации. Они считают, что мы много сделали. Да, можно утверждать: все так плохо, что даже не видно результатов работы. Но сделано действительно очень много - раз в 100 больше, чем правительством Юлии Тимошенко. Но меня это не успокаивает, потому что на самом деле бизнесу тяжело.
Мы договорились с МФК, что совместно проведем массовый опрос предпринимателей во всех регионах для того, чтобы определить, какие административные барьеры в ведении бизнеса необходимо убрать в первую очередь. Результаты опроса включим в план проведения дерегуляции на этот год. Мы хотим с помощью социологии получить сигнал от предпринимателей - какие разрешительные, контролирующие или регуляторные процедуры нужно отменять.
Мы прикинули с МФК, что только отмена разрешения МВД на изготовление печатей и штампов позволит нашей стране подняться в рейтинге легкости ведения бизнеса - "Doing Business" - на две позиции. Упрощение разрешительных процедур в строительстве, благодаря принятию закона о регулировании градостроительной деятельности, также будет содействовать повышению позиции Украины в рейтинге - примерно на 20 пунктов.
- Но все это часто не действует на практике…
- Действительно. Например, мы сейчас сталкиваемся с тем, что некоторые органы закамуфлировали ряд лицензий, которые ранее были отменены, объединив их со смежными лицензиями… Очень тяжело заставить чиновников отказаться от всех бумажек и справок, которые они выдают много лет подряд.
Та же ситуация с техосмотром. Министр внутренних дел сказал "да" уже полгода назад, но вокруг этого техосмотра ходим до сих пор. Однако мне уже удалось это вынести на обсуждение Премьер-министра и Президента.
- Сегодня есть два законопроекта - от Госкомпредпринимательства и от МВД…
- Да. И бесспорно нужно принимать наш. Что предлагает МВД? Оставляем все, как есть. Так, как хорошо им. А задача дерегуляции - сделать так, чтобы хорошо было людям.
- Компромисс возможен?
- Никакого компромисса не будет. Мы не согласны на компромисс. У нас задание Президента и Премьера - бескомпромиссно работать, чтобы граждане увидели и ощутили результаты работы.
- Относительно контролирующих органов. Сегодня есть нарекания на пожарные службы. Там действительно есть над чем работать…
- Вот именно этим мы и планируем заняться. Это и пожарные, и ветеринарная служба, и санэпидемслужба, и многие другие.
- Недавно один из координаторов предпринимательского движения и "налогового Майдана" Оксана Продан заявила, что малый и средний бизнес не чувствует дерегуляции. Что скажете?
- Когда говорит Оксана Продан, это еще не значит, что говорит весь бизнес. Есть люди, которые обозвали себя лидерами общественных организаций, а на самом деле общественная организация - это их шесть контейнеров и 10 наемных работников.
Главная задача дерегуляции - обеспечение нормальных условий существования бизнеса. А помощь малым предпринимателям от государства должна заключатся в том, чтобы не мешать работать, создать комфортные условия, обеспечить легкий доступ к кредитным ресурсам и обучению. Государство должно научить предпринимателя, как ему адаптироваться к условиям, как защищать свое дело. К сожалению, государство за 20 лет дикого капитализма эту функцию не научилось выполнять.
Право быть предпринимателем - это не право кайфовать, это право много работать, конкурировать, придумывать, создавать, рисковать. Предприниматель всегда должен быть в движении. В условиях капитализма - мы все белки в колесе. Мы постоянно бежим. Если кто-то останавливается, его выбрасывает на стену и размазывает. К сожалению, это так. И так нужно воспринимать эту жизнь. Это большое право в капиталистической стране - быть свободными, но это право бежать. И желательно - быстро, а лучше - быстрее других.
- Сегодня также звучат заявления оппозиции, что малый бизнес закрывается…
- Я понимаю оппозицию. Для них - чем хуже в государстве, тем лучше. Они добиваются, чтобы правительство провалилось с реформами. Оппозиция защищает тех, кто не платит налоги. При этом пенсионеры не понимают, что из-за тех, кто не платит - пенсии не повышаются. В результате всего этого на выходе мы имеем 760 тысяч смертей в год, хотя по-цивилизованному, больше чем 500 тысяч быть не должно.
А закрываются те, кто оформлялся "единщиком" и так уходил от налогов при получении зарплаты, кто на упрощенной системе налогообложения обналичивал деньги.
Сегодня нужно научиться быть ответственными. Меня просто убивают журналисты, которые зарабатывают 10 тыс. долларов в месяц, уплачивая с них 200 гривень налога, и при этом кричат, что все крадут. У нас вся страна участвовала в большом грабеже. Все. И предприниматели, и чиновники, и граждане. Все находили, что украсть. Это необходимо заканчивать. Нужно провести дерегуляцию, принять новые законы. И я настаиваю на том, что государство должно защищать легальный бизнес. А оппозиции должно быть стыдно продолжать бороться за право предпринимателей платить по 200 гривень.
- Что нужно упрощать в первую очередь - процедуру открытия бизнеса или ликвидации?
- Конечно же, закрытие. Потому что оно слишком зарегулировано. Мы сейчас лоббируем закон о закрытии бизнеса, пытаемся провести через парламент. Кстати, законопроект мы разрабатывали совместно с международными экспертами.
А открытие у нас и так слишком упрощенное, и это приводит к злоупотреблениям. Этого тоже нельзя делать, потому что появляются "мертвяки", на которых сливают НДС и так далее.
- Глава УСПП, регионал Анатолий Кинах заявил, что Налоговый кодекс на практике блокирует работу бизнеса… Например, ваши родные, имеющие непосредственное отношение к бизнесу, почувствовали это на себе?
- А имел ли Кинах хоть когда-нибудь отношение к бизнесу? Он вообще понимает, о чем говорит? Точно так на днях чиновник из Фонда занятости Сухомлин (начальник управления организации предоставления социальных услуг Государственного центра занятости Украины Игорь Сухомлин , - ред.) - кстати, я сейчас напишу письмо в Кабмин по этому поводу - заявил, что Налоговый кодекс увеличил число безработных. Кодекс упорядочил все хаотично принятые законы, кодекс сократил количество налогов, кодекс вывел всех "теневиков", которые занимались воровством НДС, на чистую воду. И, конечно же, многим лоббистам это не нравится, но это их проблемы.
- В ноябре прошлого года Вы обещали погасить долг Вашего предприятия - Черкасского деревообрабатывающего комбината - перед Пенсионным фондом из собственного кармана. Погасили?
- Я лично не должен Пенсионному фонду ничего. Есть предприятие, к которому имеет отношение моя семья, и которое находится в процессе банкротства. Да, есть долг в 1,5 млн.грн. Сейчас с Пенсионным фондом проводятся переговоры, и мы вышли на подписание договора о том, что мой сын заплатит за это предприятие, чтобы снять юридическую проблему. Вот мы уже несколько месяцев ведем переговоры. Областное отделение Пенсионного фонда пока отказывается дать официальный документ, потому что в законе это не прописано - там сказано, что долг можно погасить только через процедуру банкротства. Я уже вышел на центральный офис Пенсионного фонда, думаю, что в марте подпишем документ на погашение этой суммы. Процесс оказался не таким простым. По законодательству вы не можете прийти и погасить долг за кого-то. Сам председатель Пенсионного фонда Черкасской области сказал, что будет действовать только по закону. Можете спросить у него.
- Для нашей страны проблема "тенизации" экономики, в частности, зарплат в "конвертах", стоит очень остро. Как от этого избавится? Существует какой-то специальный рецепт для Украины?
- Для того чтобы страна зажила нормальной жизнью, ее нужно вывести из "тени". Это задача постсоциалистических стран. В Украине столько накопилось денег, что нам не нужны никакие инвесторы. Будут комфортные условия, люди достанут из карманов свои деньги и инвестируют в нашу экономику. Не нужны миллиарды с Кипра, у нас сотни миллиардов внутри страны. Дайте условия, чтобы люди понимали, что эти деньги не пропадут, что у людей не заберут собственность и так далее. И это все называется дерегуляцией.
На сегодня 120 тысяч директоров предприятий получают минимальную зарплату в 900 гривень. Это позор. При этом мы говорим: "чиновники крадут". Крадут, это правда. Если на улице идет дождь - значит, чиновники крадут. Но хоть один директор предприятия сегодня будет работать менее, чем за 10 тыс. гривень? Мы все участвует в одном глобальном самообмане, одном глобальном хаосе, одной глобальной коррупции.
Когда существует такая теневая экономика, это не позволяет развиваться стране. У нас ВВП в пять раз ниже, чем в Польше. Молдова на душу населения по ВВП в этом году обойдет Украину. Мы, к сожалению, живем "в тени".
- Вы уже давно и жестко воюете с концерном ЕДАПС. Как Вам инициатива регионала Валерия Коновалюка относительно Концепции общегосударственной автоматизированной системы "Электронное социальное удостоверение", где ключевую роль сыграет ЕДАПС? Кстати, Тигипко недавно заявил, что социальная карта должна появиться в Украине до 2015 года…
- Я категорически против. Это должна делать государственная компания.
- Вы недавно говорили, что при встрече с Президентом Украины рассказали бы ему, в первую очередь, о ЕДАПС и нардепе Василии Грицаке… Видели поздравление Грицака с днем рождения на сайте главы государства - Виктор Янукович называет его "образцом офицера и патриота"?
- Знаете, это техническая процедура. Такие поздравления готовит соответствующая служба Президента, и я думаю, что глава государства даже не читал это поздравление. Скорее всего, оно автоматом прошло (смеется).
- Чем закончился конфликт с комитетом Василия Волги? В конце прошлого года Вы обвиняли Госфинуслуг в зарегулированности и непрозрачности, писали письма Премьеру…
- Конфликт с Волгой у нас был рабочий. К нам перестали поступать от Госфинуслуг ненужные регуляторные акты. Волга, я так понимаю, нашел общий язык с рынком. Рынок тоже перестал нам жаловаться.
- Считаете это своей победой?
- Это победа дерегуляции. Свидетельство того, что мы не позволили создать ничего "нового" по регуляторке.
Михаил Бродский: биография и подборка новостей>>>Дерегуляция экономики: подборка новостей>>>