Продан: Оценка работе Бродского была дана на Майдане
- Оксана Петровна, Вы были одним из координаторов акций протестов предпринимателей осенью минувшего года. Как Вы считаете, изменилось отношение власти к малому и среднему бизнесу после событий вокруг Налогового кодекса?
- Я не могу утверждать, что отношение изменилось. Хотя сейчас нас приглашают к обсуждению законопроекта по реформированию упрощенной системы налогообложения. Услышит ли нас правительство, мы увидим после отработки проекта.
- Как известно, законопроект, разработанный именно Вашей группой, был принят правительственной рабочей группой за основу. Вас не удивило, что власть так просто согласилась работать c вашим проектом?
- Рабочая группа при Кабмине с самого начала не спешила с разработкой законопроекта, заседания практически не проводились. Стало понятно, что чиновники не спешат отменять ограничения по отнесению на валовые затраты единоналожников, а при этом максимально сужают использование единого налога - запретили платить НДС, требуют первичные документы, вводят новые отчеты. Видя это и понимая, что ничего нового и, соответственно, хорошего для бизнеса, не предложат, мы решили предложить свой проект. Мы не надеялись, что нашу редакцию примут за основу так легко, но то, что наш проект взят за основу это абсолютно правильно, так как этот проект подготовлен не отдельными экспертами или специалистами, а объединениями предпринимателей из большинства областей Украины, которые объединились в ВО "Фортеця".
- Какие основные тезисы документа? Насколько могут измениться правила работы на "упрощенке"?
- В проекте предусмотрено решение всех спорных вопросов, но при этом сохранена возможность работать на едином налоге, а не на общей системе налогообложения для всех налогоплательщиков. Если конкретнее, то мы предлагаем сохранить единый налог для юридических лиц со ставками 3% с НДС и 5% без НДС, а также разделить единый налог для физлиц-предпринимателей на три категории: для микробизнеса, для малого бизнеса и для среднего бизнеса.
Для микробизнеса, к которому отнесены предприниматели без наемных сотрудников, годовая выручка которых не превышает 150 тыс.грн. и которые оказывают бытовые услуги, занимаются ремесленничеством или розничной торговлей, предлагается нулевая ставка налога без обязательной уплаты единого социального взноса за себя и без ведения учета расходов, без кассовых аппаратов.
Для малого бизнеса, к которому относятся работодатели, предоставляющие все услуги физлицам, занимающиеся торговлей или производством, разрешается оборот до 1,2 млн.грн. в год с фиксированной ставкой, которая включает в себя единый социальный взнос, до 600 грн. в месяц. При этом ведется исключительно учет доходов и без кассовых аппаратов.
Для среднего бизнеса предлагается ставка единого налога от продажи (с оборота) в размере 3% с НДС или 5% без НДС с учетом исключительно доходов.
- Какие спорные моменты в этом документе?
- Для микробизнеса вместо нулевой ставки были предложения сделать ее от 1 до 10%. Также высказывались замечания, что маленький список видов деятельности предусмотрели для фиксированной ставки единого налога. По ставке единого налога в 3% с НДС или 5% без НДС с учетом доходов также есть замечания - представители части видов деятельности предлагают перенести их в фиксированную ставку. Некоторые предприниматели говорят, что для них 3% от оборота - много. Но процесс идет, мы обсуждаем, и я надеюсь, выйдем на общую позицию, которая сбережет малый бизнес и даст людям возможность спокойно работать и дальше. Для нас важно, чтобы не был введен учет первички и расходов, которые нивелируют упрощенную систему учета.
- Недавно глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская сообщила, что они также готовят законопроект по "упрощенке"…
- Если этот законопроект окажется лучше, я его поддержу. Вопрос не в том, кто подготовил, важно создать нормальные условия для бизнеса.
- Складывается впечатление, что Ваша организация взяла на себя часть функций Совета предпринимателей при Кабмине и Госкомпредпринимательства…
- К сожалению, Госкомпредпринимательства из-за реорганизации вроде бы и есть, но это уже не тот орган, который был раньше и который должен быть. Сегодня комитет фактически не может выполнять поставленные задачи, а Совет предпринимателей при Кабмине работает так, как это надо правительству.
Именно потому, что бизнесу нужна другая работа, все, что возможно, берем на себя и делаем.
- Предпринимателям стало легче от дерегуляции, которую проводит власть?
- Если говорить о малом и среднем бизнесе - точно ничего в лучшую сторону не изменилось. Есть некоторые направления, по которым была проведена реальная работа. Так, приняли закон по лицензированию - значительно сократили перечень лицензионных видов деятельности. Но это все в основном касается большого бизнеса, а по малому остались без лицензий только таможенные брокеры и турагенты. Более того, количество по многим видам деятельности не отменили, а объединили несколько в один.
Закон о введении молчаливого согласия не работает, так как его приняли без отмены административной ответственности за работу без разрешительных документов. Законопроект об отмене ответственности уже принят в первом чтении Верховным Советом и надеюсь, что он будет скоро принят в целом, а принцип молчаливого согласия заработает.
В конце 2009 года был принят закон по содействию малому и среднему бизнесу, о нем много говорили, но и он не работает.
У нас на сегодня законы действуют только в сторону усиления обязанностей предпринимателей, а те законы, которые расширяют или защищают права бизнеса, не работают.
- В Украине появился правительственный уполномоченный по дерегуляции хозяйственной деятельности (должность занял теперь уже экс-глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский). Эта институция может стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией и бюрократией?
У меня на это надежды мало. А оценку его работе в Комитете дали предприниматели, которые в конце прошлого года требовали уволить его с должности председателя Госкомпредпринимательства.
- Вы заметили тенденцию к сворачиванию малого бизнеса, уходу "в тень"? К вам поступают такие сигналы?
- По данным Государственной налоговой службы, на 1 января 2010 года на упрощенной системе работали 1 миллион 400 тысяч предпринимателей, на 1 января этого года - 1 миллион. То есть, минус 400 тысяч. Но налоговая приводит информацию не о количестве зарегистрированных предпринимателей в целом, а именно о тех, кто на "упрощенке". То есть 400 тысяч "упрощенцев" остались на общей системе и теперь не в бюджет будут платить, а налоговикам и милиции. И не потому, что не хотят платить в бюджет, а потому, что на общей системе невозможно выполнить все требования к предпринимателям. Их, по сути, поставили в нелегальное положение, вне закона.
- Но, по данным налоговой службы, с поступлениями у них все в порядке…
- Потому что они сегодня делают все, чтобы предприниматели платили не 86, а 200 гривень единого налога, потому что не применяют штраф в размере одной гривни, как предусмотрено Кодексом, потому что не возмещают НДС и делают много другого по изыманию денег у бизнеса.
- Насколько остро стоит проблема закрытия бизнеса?
- Проблема с закрытием бизнеса действительно есть. Для того, чтобы закрыться, нужно не просто оббегать все фонды. Нужно выпрашивать каждую справку. Необходимо дать объявление в официальную прессу, для обеспечения прав кредиторов, провести аудиторскую проверку налоговой службы. По закону, на это нужно, минимум, 60 дней, в реальности это намного дольше. И это необходимо менять.
- Процесс можно сделать менее болезненным?
- Конечно можно, необходимо, чтобы кто-то во власти хотел этим заниматься.
- Принцип "единого окна" приемлем?
- Теоретически, при ликвидации предпринимательской деятельности невозможно полностью убрать аудит и объявление в прессу. Аудит нужен государству, чтобы не допустить задолженность перед бюджетом, объявления в прессе гарантируют права кредиторов. Хотя когда речь идет о физическом лице-предпринимателе, то даже выйдя из бизнеса, субъект все равно несет ответственность по своим обязательствам.
В отношении юрлиц можно законом предусмотреть норму, что кто-то из учредителей, если они хотят ускорить процедуру ликвидации, может взять на себя все обязательства, которые могут возникнуть в будущем. Но все равно нужно какое-то время давать кредиторам.
- В Кабмине сегодня считают, что нужно упрощать процедуру открытия бизнеса…
- Что касается открытия бизнеса, то здесь не все так сложно. Нужно зарегистрироваться в органе местного самоуправления. Конечно, много неэффективного использования времени - предпринимателям надо самим бегать по налоговой и всем фондам, хотя абсолютно не сложно сделать электронный обмен информацией между этими органами. И для этого даже законов принимать не надо. Но все-таки больше проблем сегодня с закрытием бизнеса, именно поэтому нам выгоднее и легче сдавать пустую отчетность.
- Как защититься от незаконных проверок? Что должен знать предприниматель, к которому приходят контролирующие органы?
- Первое, что должен предъявить любой проверяющий предпринимателю это направление, в том числе это касается и работников милиции. А предприниматель имеет право настаивать на предоставлении направления, в случае с налоговой проверкой - на вручении его копии под расписку. В направлении обязательно должно быть указано основание для проверки - если плановая - было предупреждение за десять дней, если внеплановая - повод. Если речь идет, скажем, о проверке защитниками прав потребителей, то у них должна быть жалоба. Но жалоба на конкретного предпринимателя. Любой проверяющий всегда должен иметь при себе удостоверение. Также он не может прийти на проверку один, проверяющих должно быть как минимум двое. Если это представители МВД, направление выдается на основании криминального или оперативно-розыскного дела. Каждый предприниматель должен знать: законная проверка может проводиться только после предъявления направления и документов, удостоверяющих личности проверяющих. Отсутствие этих документов дает предпринимателю право не допускать их к проверке, но при этом необходимо самим составить акт о недопуске к проверке, в котором указать число, место, свои данные и данные проверяющих, а также причину недопуска. Этот акт, который лучше составить не менее чем в двух экземплярах, должны подписать кроме предпринимателя еще минимум два независимых от предпринимателя свидетелей. Если "проверяющие" отказываются представиться, то можно вызвать и милицию.
Тем предпринимателям, которые знают, как себя вести в подобных ситуациях, бороться с сомнительными проверяющими стало легче. При этом надо знать, что УБЭП или УБОП не имеют право проверять правильность уплаты налогов, это проверяется налоговой службой и налоговой милицией. Которые не имеют права проверять сертификаты, наличие и соответствие которых проверяют СЕС и защита прав потребителей. Знание этих простых вещей поможет предпринимателям.
- Как вы доносите до предпринимателей важную информацию?
- Мы обеспечиваем ежедневную рассылку с сайта, делаем рассылку SMS, распространяем листовки и раз в неделю проводим так называемый ликбез - встречаемся по понедельникам в офисе с нашими предпринимателями, с лидерами, обсуждаем проблемные вопросы. Кроме того, мы сделали листовки о полномочиях налоговых органов, милиции, защиты прав потребителей и раздаем по всей Украине…
- Чего сегодня бизнес ждет от власти?
- На самом деле предприниматели ждут конкретных действий. Ждут изменений по единому социальному взносу, обещанных еще во время протестных акций, ждут отмены штрафных санкций по пенсионным взносам, ждут действий по той же "упрощенке". При этом действии должны выражать понимание и поддержку властью тех людей, которые сами создали рабочие места и себе, и своим работникам.
- Кроме законопроекта по "упрощенке", что сегодня еще на повестке дня?
- Сейчас в комитете Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики идет работа над проектом Таможенного кодекса. Он был разработан бизнесом. Государственная таможенная служба вычеркивает все, что может, пытается выпустить так, как она это видит. Там для нас очень много работы.
Кроме того, собираем по Налоговому кодексу проблемные моменты. Очень много вопросов, которые не связаны с упрощенной системой. Например, с 1 апреля вводится налог на прибыль, и даже крупные предприятия не смогут взять на расходы все убытки, которые были по состоянию на 1 января 2011 года.
Отдельный вопрос - градостроительный закон, заветированный Президентом, и повторно принят парламентом, но все-равно он сложный и не прозрачный.
- СМИ сообщают о проблемах на таможнях. Есть информация, что в Украину практически не поступают товары…
- Проблемы действительно есть, мы подняли этот вопрос перед Кабмином и инициировали встречу с председателем Государственной таможенной службы.
- Каким образом и кто поддерживает Вашу организацию?
- В "Фортецю" вошли действующие объединения из 16 областей Украины, которые работают уже не один год. В других областях объединения создаются, уже начинают работать представительства.
Я очень ценю советы президента Центра экономического развития Александра Пасхавера, президента аналитического центра "Академия" Александры Кужель. Народный депутат Ксения Ляпина - одна из немногих в Верховной Раде, которая действительно отстаивает позицию не большого, а малого и среднего бизнеса. Находим общую позицию с Виталием Хомутынником, который руководит профильным Комитетом в парламенте. Многие экономисты, юристы и эксперты, которые не только следят за нашей деятельностью, но и помогают, советуют и радуются тому, что у нас что-то получается.
- Какую помощь оказывали политики во время "налогового Майдана"?
- Помогали, когда надо было печатать листовки. Также народные депутаты помогали нам при установке наших палаток, при завозе к Верховному Совету сцены и озвучки, дежурили в палаточном городке. Их помощь была очень нужна, без них было бы гораздо сложнее.
- Вы не думали о создании политической партии?
- Много было политиков и людей, которые еще во время акций протеста и после говорили: давайте создавать партию. Может, это и был подходящий момент для создания партии, но мы решили не спешить и приняли решение продолжать работать как объединение предпринимателей. В местных выборах руководители наших объединений принимали участие, но мало где прошли, при этом все шли от разных партий. Возможно, виноват Налоговый кодекс, потому что они больше занимались этой проблемой, а не выборами. Относительно партии время покажет. Сегодня главное, чтобы малый и средний бизнес выжил и получил условия для своего развития.
Юрий ТАРАСОВСКИЙ
Фото - Александр ПЕРЕВОЗНИК