Казахстан принял поправку в законодательство о нефти, которая вводит запрет на передачу права недропользования в течение двух лет со дня заключения контракта. Об этом сообщил Министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа Измухамбетов.

Как передает агентство "Reuters", власти объяснили изменения интересами национальной безопасности и тем, что действовавшая норма давала им недостаточно полномочий для контроля над национальными энергоресурсами. Поводом к новым поправкам стала недавняя сделка, в результате которой еще один нефтяной актив перешел в собственность Китая. "Учитывая возрастающую роль Казахстана как источника энергетических ресурсов, перед государством остро стоит задача обеспечения национальной безопасности при распределении углеводородных ресурсов, что требует проведения государственной политики в сфере недропользования", - сообщил Б.Измухамбетов.

Он также отметил, что "недавняя ситуация с продажей акций компании, владеющей правом на проведение нефтяных операций на месторождении Каражанбас, показала, что, с учетом сложившейся геополитической ситуации, законодательный механизм обеспечения государственных интересов требует дальнейшего его совершенствования". "Министерство уже начало работу над данной проблемой. Так, в Закон о недрах внесена норма о запрете на передачу права недропользования в течение двух лет со дня заключения контракта", - добавил Министр.

Президент "Казмунайгаза" Узакбай Карабалин, также участвовавший в коллегии Минэнерго, сказал, что госкомпания намерена на базе сырья Каражанбас развивать производство битума и повышать качество тяжелой нефти, добываемой на месторождении, для экспортных поставок. "Соглашение (о приобретении "Казмунайгазом" 50% в Каражанбасе – ред.) подписано в конце года, и вы очень много здесь помогли нам для достижения этой цели. И сегодня мы ведем переговоры, чтобы окончательно довести это до уровня контракта", - сказал У.Карабалин, обращаясь к Премьер-министру Кариму Масимову.

В свою очередь, К.Масимов, отметил: "В целом энергетическая политика, вопросы энергетической безопасности - они определены главой нашего государства". "Я официально заявляю, что энергетическая политика Республики Казахстан остается неизменной..., и Казахстан будет являться ответственным поставщиком энергетических ресурсов на внешние рынки", - подчеркнул Премьер-министр, добавив, что Казахстан "является приверженцем стабильности контрактов, и заключенные контракты будут соблюдаться", но, в то же время, "все контракты должны работать на благо народа Казахстана".

Напомним, поправки в законодательство о недропользовании и проведении нефтяных операций были подписаны Президентом Нурсултаном Назарбаевым 15 января этого года, однако пока не опубликованы. Первые шаги в этом направлении Казахстан сделал еще в 2004 году, введя статью, которую наблюдатели назвали "правом первой ночи" государства на продаваемые доли в нефтяных проектах. По мнению правительства, возможность использования этой нормы оказалась ограниченной.

Затем в 2005 году, накануне сделки по продаже "PetroKazakhstan" китайской CNPC, данная норма был распространена и на материнские компании. В Закон о недрах также было введено понятие "концентрация права", другими словами, правительство имеет право вмешаться в сделку, если найдет угрозу увеличения внешнего присутствия, влияющего на нацбезопасность. В итоге госнефтекомпания "Казмунайгаз" получила долю в "PetroKazakhstan".

Китайская государственная инвестиционная корпорация "Citic Group" приобрела за $1,9 млрд. месторождение Каражанбас, принадлежавшее подконтрольной индонезийским инвесторам "Nations Energy". Б.Измухамбетов предлагал заблокировать эту сделку, но правительство дало свое согласие после того, как CITIC пообещала "Казмунайгазу" опцион на 50% в этом проекте.