Президент Туркменистана угрожал "Газпрому" транскаспийской трубой
Причины, по которым "Газпром" столь быстро согласился на 40%-е повышение цен на туркменский газ, оказались чрезвычайно просты. Как рассказал источник в Ашхабаде, Гурбангулы Бердымухамедов в минувшую пятницу пригрозил Премьер-министру России Виктору Зубкову и председателю правления газового концерна Алексею Миллеру, что либо они соглашаются на рост цен в следующем году, несмотря на действующий контракт, либо Туркменистан даст официальное согласие на строительство Транскаспийского газопровода и гарантии его загрузки уже с 2010 года. Еще два источника, знакомые с ходом российско-туркменского торга, подтвердили, что угроза переориентировать экспорт газа в новую трубу в обход России в Ашхабаде была озвучена.
Как пишет сегодня российское издание "Время новостей", в "Газпроме" наотрез отказались обсуждать переговорные перипетии. А рассчитывать на комментарии туркменского официоза было бы слишком наивно. Тем более что излюбленная технология Сапармурата Ниязова, который при отсутствии альтернативных экспортных возможностей сумел поднять отпускную цену газа практически в три раза (с $44, из них половина по бартеру, до $100 живыми деньгами) за три года, торжествует и при новом президенте Бердымухамедове. Как известно, в прошлом году незадолго до своей смерти Туркменбаши вынудил Алексея Миллера изменить величину платы за газ с $65 до $100 за тысячу кубометров. В качестве компенсации "Газпром" получил контракт на три года с фиксированной ценой, которую пришлось все же пересмотреть в связи с ультиматумом.
Ценовые требования туркменская сторона выдвинула в минувшую пятницу, а позавчера господин Миллер подписал в Ашхабаде дополнение к контракту, и в первой половине 2008 года он будет платить по $130 за тысячу кубометров, а во второй - по $150. В сообщении "Газпрома" со ссылкой на главу компании особо подчеркивалось, что "формула цены, которая начнет действовать с 2009 года, будет определять цену поставок по долгосрочному контракту вплоть до 2028 года". Однако на самом деле на сегодня Ашхабад под формулой не подписывался. Следовательно, в следующем году, когда начнутся реальные переговоры об условиях дальнейших поставок, без новых ультиматумов не обойдется.
Тем более что и европейцы, окрыленные успехом (Алексей Миллер открыто назвал их виновниками повышения цен на туркменский газ), удвоят натиск на Ашхабад, предлагая ему сделать выбор в пользу газопровода по дну Каспия в Азербайджан. Логика проста: труба Баку - Тбилиси - Эрзерум с пропускной способностью до 30 млрд. кубометров в год уже проложена, но за неимением крупного объема газа работает на минимальной мощности. Гарантии со стороны Ашхабада сразу наполнят смыслом этот проект (в случае необходимости можно проложить дополнительную нитку) и вдохнут жизнь в газопровод "Nabucco" из Турции в Австрию, буксующий по причине отсутствия газа.
Козырь "Газпрома" в этом торге - готовая инфраструктура и возможность принимать игру на повышение цены, которую затеяла туркменская сторона. Проблема заключается в том, что российский концерн привязал газ из Туркменистана к украинскому рынку, где цены еще значительно ниже европейских. А западные гости уверяют господина Бердымухамедова, что готовы платить по высшему разряду, по выражению еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса, "предложить конкурентные цены". Впрочем, "Газпром" ведет с Украиной переговоры о переходе с 2011 года на цены, формируемые по принципу равной доходности с экспортом в Европу. Соответственно цены "Газпрома" будут не менее конкурентоспособными, чем те, которые может позволить господин Пиебалгс. А поскольку туркменский газ не облагается 30%-й экспортной пошлиной, как российский, у "Газпрома" есть возможность даже немного переплачивать Туркмении.
При этом понятно, что финансовая нагрузка от повышения цен будет полностью переложена на Украину. Вчера об этом вполне откровенно сообщил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев: "Единственное, что я могу сказать вам, - это то, что "Газпром" не собирается брать на себя никаких ценовых рисков, связанных с закупками газа в Центральной Азии. Мы не некоммерческая организация. Мы ответственны перед нашими акционерами".
В Киеве по-разному отреагировали на сложившуюся ситуацию. Главный переговорщик с украинской стороны, ныне и.о. министра топлива и энергетики Юрий Бойко заявил: "У нас продолжаются переговоры. Наши российские партнеры поставили новые условия цены на газ. Мы переговоры в свое время не закончили, они будут продолжены". По информации "Времени новостей", его визит в Москву запланирован на следующую неделю. Причем официальные предложения "Газпрома" по ценам пока все же не направлены украинским партнерам. Однако другой член кабинета, и.о. главы минэкономики Анатолий Кинах, считает, что цена свыше $180 (сейчас $130) станет катастрофой для химической промышленности страны. И пообещал, что Киев будет увязывать повышение цен на газ с ростом ставок на транзит российского газа в Европу. Он, видимо, забыл, что "Газпром" и "Нефтегаз Украины" подписали в 2006 году пятилетний контракт, в котором ставка зафиксирована на уровне $1,6 за тысячу кубометров на 100 км. А возможность инициировать ее пересмотр в договоре не фигурирует.