Россия и Китай: старый альянс теперь делает акцент на энергетике
Фотографии встречи Владимира Путина и Вэнь Цзябао, сделанные на этой неделе, во время визита российского Премьер-министра в Китай, напомнили многим о советско-китайском альянсе на заре холодной войны. Об этом пишет "Time".
"Однако подписанные соглашения об экспорте российского природного газа показали, что теперь сильнее всего обе страны связывает экономика", - цитирует издание "Inopressa".
Из заключенных энергетических сделок каждая сторона извлечет свои выгоды, отмечает издание. Российские энергетические компании закрепятся в Китае, который в ближайшие пять лет станет крупнейшим потребителем энергоресурсов в мире, а Пекин получит надежный и близкий источник ресурсов.
Китай, продолжает издание, пользуясь своими золотовалютными резервами, сейчас, в условиях рецессии, когда цены на нефть и газ упали, активно приобретает сырье. Так, в августе он заключил контракт на $41 млрд. с Австралией на поставку сжиженного природного газа в течение 20 лет. В прошлом месяце китайская нефтяная госкомпания CNOOC вступила в переговоры с Нигерией о приобретении одной шестой нефтяных запасов этой африканской страны. На этой неделе из Гвинеи поступило сообщение о том, что правящая хунта заключила сделку в области разработки недр в размере $7 млрд. с неназванной китайской компанией.
Впрочем, несмотря на поддержку правительств России и Китая, сторонам еще предстоит уточнять, как именно "Газпром" будет продавать природный газ китайской CNPC. В частности, по-прежнему нет ясности как будет финансироваться дорогостоящее строительство газотранспортной инфраструктуры. Если вопрос удастся решить, то уже в 2014 году Россия начнет поставлять Китаю порядка $70 млрд. в год. Это эквивалентно 90% потребления КНР в 2008 году, однако ожидается, что спрос этой страны на энергоресурсы будет стремительно расти в течение двух следующих десятилетий. Сейчас в КНР 70% электроэнергии вырабатывается из низкосортного угля, и лишь 3% - из более чистого природного газа.
В то же время Китай может себе позволить немного подождать, подчеркивает издание. Уже в декабре текущего года будет запущен среднеазиатский трубопровод - из Туркменистана в Китай. Также Пекин имеет доступ к крупнейшему в мире газовому месторождению Южный Парс, разделенному границей между Ираном и Катаром.
Как заключает автор статьи, сейчас Китай рассматривает все возможные варианты приобретения нефти и газа. Увидев стремительный рост цен на сырье в прошлом году, Пекин сейчас пытается заключить как можно больше сделок, пока цены стабильны. А что касается старого альянса, "Time" пишет, что бывшие союзники по холодной войне, возможно, не утратили желания противодействовать влиянию США, но теперь Москва и Пекин более связаны экономическими соображениями XXI века.