У России есть вопросы к ЕС по проекту транскаспийского газопровода
В связи с планами транскаспийского газопровода Евросоюза, Туркменистана и Азербайджана возникает серьезная проблема. Об этом заявил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов.
"Впервые в истории Евросоюза мандат на переговоры от его имени получила Еврокомиссия. До этого все аналогичные переговоры велись по линии двусторонних контактов. Еврокомиссия получила этот мандат 12 сентября и очень этим гордится. В глазах ее представителей, это первое реальное проявление единой внешнеэнергетической политики ЕС, нехватка которой, традиционно уже, расценивалась брюссельскими еврочиновниками как неспособность Евросоюза говорить "одним голосом" со странами-поставщиками энергоносителей", - сказал российский дипломат, которого цитирует Интерфакс-Украина.
Однако, по его мнению, "если отвлечься от этих политических амбиций, в связи с планами транскаспийского газопровода сегодня возникает достаточно серьезная проблема".
"Это не столько проблема диверсификации источников и маршрутов, сколько конкретная проблема, которая выходит за рамки сферы просто газовой инфраструктуры. И вообще за рамки сферы энергетики. Потому что эта проблема имеет и политическое, и международно-правовое измерение", - подчеркнул Чижов.
Он отметил, что Каспийское море - это закрытый водоем, побережье которого принадлежит пяти государствам, в том числе четырем государствам, ранее входившим в Советский Союз, а также Ирану.
"В течение уже многих лет в этой "каспийской пятерке" ведутся предметные дискуссии относительно правового статуса Каспия. Речь идет о разработке конвенции о правах на это море. Кстати говоря, состоялись уже три саммита этой группы. Последний был в прошлом году в Баку. Окончательной договоренности по конвенции нет, но есть договоренность о тех принципах, на основе которых должны решаться проблемы использования ресурсов и самой территории Каспия", - сообщил российский постпред.
Он напомнил, что эти принципы были зафиксированы в декларации Тегеранского саммита "пятерки" в 2007 году.
"Это политически обязывающий документ, в котором зафиксировано, что все ключевые аспекты политики на каспийском направлении должны решаться консенсусом пяти стран этой группы. Это касается, в том числе и эксплуатации водных ресурсов, рыбных ресурсов и делимитации. По делимитации на сегодняшний день действует такой принцип, что водная среда находится в общем пользовании, а вот дно моря подлежит разграничению на секторы между пятью государствами", - объяснил Чижов.
На сегодняшний день только один член этой региональной группы - Российская Федерация - определила границы своего сектора.
По мнению постпреда, "невозможно опровергать, что строительство газопровода по дну Каспийского моря - это серьезный проект, это один из тех ключевых вопросов, которые должны решаться консенсусом "каспийской пятерки".
"К сожалению, данный проект ни с Россией, ни с другими странами, не участвующими в нем, Евросоюз не обсуждал", - сказал Чижов.
По его убеждению, у российской стороны и у других государств есть и будут серьезные вопросы по этому проекту. "Кому нам их адресовать? Только Баку и Ашхабаду? Раз непосредственным участником этого проекта стал Евросоюз, то и адресатом этих вопросов будет Евросоюз. Я намерен в самое ближайшее время обсудить эту проблему с членом Европейской комиссии по энергетике господином Гюнтером Эттингером", - заявил Чижов.
Дипломат полагает, что это будет предметом обсуждения и на высоком политическом уровне. "Мы свою озабоченность данной проблемой от Евросоюза не скрывали и скрывать не собираемся. Мы исходим из того, что инициаторы этого проекта, включая Евросоюз, несут всю полноту ответственности, в том числе по международному праву", - подчеркнул постпред РФ при ЕС.