Замена среднеазиатского газа российским не предусмотрена контрактами
Замена среднеазиатского газа российским не было предусмотрено соглашениями о поставках газа в Украину, просто у РАО "Газпром" (Россия) появилась возможность переложить традиционные зимние убытки на Украину. Об этом заявил журналистам на пресс-конференции директор Украинского института энергетических исследований Константин Бородин, отвечая на вопрос корреспондента ЛІГАБізнесІнформ, откуда в нашем балансе взялся российский газ и была ли такая замена предусмотрена контрактами.
"Безусловно, такая замена предусмотрена не была", - сказал К.Бородин. По его словам, проблема заключается в том, что с 1 января и по сей день НАК "Нефтегаз Украины" до сих пор не заключил договор с "Укргаз-Энерго". "Фактически он не закупал газ по документам "Укргаз-Энерго". "Укргаз-Энерго" импортировал газ исключительно для нужд тех потребителей, которых оно непосредственно обслуживает. Это - промышленный сегмент рынка, это - примерно 3-3,5 млрд. кубометров в месяц. Этот газ оно ("Укргаз-Энерго" – ред.) ввозило по своим контрактам по $179, а остальной газ "Нефтегаз" просто брал из трубы и хранилищ, несанкционированно отбирал, пользуясь своим положением монопольного оператора газотранспортной системы. Среднеазиатский газ в "Укргаз-Энерго" для "Нефтегаза" не поставлялся, соответственно, "Нефтегаз Украины" получал неизвестно чей газ и, конечно, наши российские партнеры, имея возможность переложить убытки, связанные с сокращением объема поступлений среднеазиатского газа, сделали это и переложили на НАК "Нефтегаз", - сказал он.
Также К.Бородин отметил, что физически российский газ присутствовал в балансе обеспечения Украины газом. "Впрочем, если бы НАК "Нефтегаз Украины" выполнял контракты именно так, как это предполагалось, это на Украину не повлияло бы", - сказал он.
Кроме того, К.Бородин обратил внимание на то, что сокращение объемов среднеазиатского газа зимой – явление традиционное. Оно связано с тем, что Узбекистан, который является транзитером туркменского газа, не обеспечивает себя собственным газом в зимний период, а потому отбирает больше газа из транзитной трубы. "Летом, когда температура повышается, Узбекистан избыточный газ возвращает в систему и в целом за год этого разбалансирования не видно", - сказал он.