Без присяжных. Почему суд о расстрелах на Майдане снова сорван
Судебный процесс над бывшими беркутовцами, которые обвиняются следствием в убийствах на Майдане, снова отложен - стороны не смогли назначить присяжных в связи с юридическими ошибками, допущенными Киевсоветом. В расстрелах участников акции протеста подозреваются двое бывших сотрудников спецподразделения Беркут - Сергей Зинченко и Павел Аброськин. Еще один подозреваемый, командир роты Беркута Дмитрий Садовник, был освобожден из СИЗО Печерским судом, а затем сбежал из-под домашнего ареста. Суд рассматривает только один эпизод преступлений - расстрел 39 активистов 20 февраля 2014 года. Потерпевшими в деле признаны 149 человек из разных регионов страны.
Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ побывал на судебном заседании 3 июня и выяснил, почему сторонам снова не удалось назначить суд присяжных и когда будет предпринята новая попытка.
Из зала суда: Киевсовет напартачил со списками
В помещение Святошинского райсуда на улице Жилянская обвиняемых привезли задолго до начала заседания. Автозак въехал во двор, а через несколько минут сотрудники Грифона попросили всех покинуть зал судебных заседаний, чтобы конвоиры ввели Зинченко и Аброськина. Уже в клетке с их запястий сняли наручники и закрыли дверь. На охране - шесть сотрудников милиции.
Фото: ЛІГАБізнесІнформ
Заседание началось с опозданием. В самом начале судья напомнил, в чем обвиняются экс-беркутовцы, и зачитал списки присутствующих. В их числе - потерпевшие, их представители и адвокаты, государственное обвинение, защита обвиняемых. Журналистам в зал попасть не удалось: Грифон, ссылаясь на нехватку мест, предложил им занять соседнюю комнату и следить за происходящим с телеэкрана. На процесс пустили только двоих операторов и нескольких сотрудников СМИ, в том числе и ЛІГАБізнесІнформ. В остальном атмосфера была довольно свободной: председательствующий судья Сергей Дячук разрешил делать реплики и вставать, помогал формулировать вопросы.
Еще 19 марта на подготовительном заседании Святошинского суда оба обвиняемых, Зинченко и Аброськин, подали ходатайство о рассмотрении их дела судом присяжных. В связи с тем, что им может грозить высшая мера наказания, суд их просьбу удовлетворил.
Фото: ЛІГАБізнесІнформ. Кандидаты в присяжные
Рассматривать уголовное производство, согласно решению суда, будут два профессиональных судьи, которых 20 мая определила автоматическая система: Сергей Дячук и Марина Оздоба. Еще один судья в запасе - Андрей Скорин. На судебном заседании он присутсовал, но в стороне от основного состава.
Список из 13-ти присяжных для Святошинского суда составил на своем заседании Киевский городской совет. Семерых итоговых кандидатов в коллегию присяжных выбрала автоматизированная система документооборота суда: Юрий Щербаков, Анатолий Годлевский, Анатолий Горобец, Ярослав Сушкевич, Мария Кацун, Виктор Высоцкий и Виктор Черненко. Последний на суд не явился, а Мария Кацун, как оказалось, была внесена Киевсоветом в список присяжных по ошибке - она проживает в Шевченковском районе Киева. На заседании предстояло опросить всех кандидатов, чтобы впоследствии автоматика определила троих основных присяжных и двоих запасных.
Председательствующий судья Сергей Дячук долго зачитывал права и обязанности присяжных: для Украины использование этого инструмента правосудия - практически прецедент. "Всего несколько решений по Украине есть, вынесенных судом присяжных", - пояснил представитель Генеральной прокуратуры Украины Янис Симонов.
Ничего сверхъестественного в требованиях к кандидатуре присяжного нет: им может стать гражданин Украины не моложе 30-ти и не старше 65, постоянно проживающий на территории юрисдикции суда (Святошинский район Киева) и давший согласие на привлечение к суду присяжных. Не могут быть присяжными люди, признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными, с психическими заболеваниями, непогашенной судимостью, а также народные депутаты, члены Кабмина, судьи и сотрудники аппаратов судов, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, другие госслужащие, должностные лица местного самоуправления, адвокаты, нотариусы, члены Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции, лица с административным взысканием (за последний год) и не владеющие украинским языком.
После объявления прав и обязанностей стороны начали обсуждение. Первые присяжные объявили, что не видят оснований для самоотвода. У прокуроров вопросов тоже не было. А вот адвокаты потерпевших принялись искать в прошлом присяжных возможный конфликт интересов:
- Есть ли у вас в зале близкие лица или знакомые со стороны судей, прокуроров или обвиняемых? Есть ли среди ваших родственников люди, которые работают в правоохранительных органах, работали в государственных органах при режиме Януковича?
На все эти вопросы ответ был отрицательным.
После этого суд дал возможность задать вопросы обвиняемым и даже помог их сформулировать:
- Не были ли вы непосредственным участником акций массовых протестов, которые проходили в период с ноября 2013 года по февраль 2014 года? Потерпевших нет с любой стороны? Высказывали ли вы публично свою позицию по поводу Майдана в СМИ, в публичных местах? Занимаетесь ли вы общественной или волонтерской деятельностью? Состоите ли в какой-либо политической партии?
Дело казалось решенным - на эти вопросы кандидаты тоже ответили отрицательно. Но защита обвиняемых нашла способ сорвать заседание: "Мы считаем, что есть препятствия для привлечения присяжных... Просим отвода... Выявленные нами обстоятельства могут быть основанием для отмены приговора, поскольку состав суда будет неуполномоченным".
В подтверждение своих слов адвокаты предоставили суду утвержденный Киевсоветом в декабре 2014 года список народных заседателей для Святошинского районного суда, в который, по их данным, входят все без исключения кандидаты в присяжные. Это конфликтует с принятым в феврале Верховной Радой законом об обеспечении права на справедливый суд. В соответствии со ст. 61 закона лица, включенные в списки народных заседателей, не могут привлекаться к суду присяжных.
С первой попытки, посовещавшись на месте, судьи отклонили ходатайство. Но неожиданно к нему присоединилась сторона потерпевших, и суд "в качестве исключения" перенес заседание на 15 июня. За это время статус присяжных должен быть определен окончательно. Перед выходом из зала судья Дячук отпустил шпильку в адрес Киевсовета: "Объявляется перерыв до 15 июня. Суд, назначая эту дату, учитывает оперативность, с которой мы получаем информацию от Киевского городского совета, которая, откровенно говоря, желает быть лучше. Поэтому мы даем такое время".
"Я думаю, что это просто непрофессиональное отношение депутатов Киевсовета к их должностным обязанностям. Они, очевидно, не прекратив действие одного постановления, нарушили закон, внеся в перечень присяжных лиц, чего не имели права делать. Вот и все. Не могут быть эти лица присяжными. Это прямая императивная норма закона. Суд этого не проверил по каким-то причинам. Но суду было сложно получить даже список присяжных. В этом ему помогали все стороны процесса. Поскольку сам Киевсовет этого своевременно не сделал", - заявил адвокат потерпевших Павел Дикань. По его словам, самым простым выходом из юридической коллизии может быть отмена старого постановления Киевсовета о назначении народных заседателей. Этого будет достаточно, чтобы стороны процесса приняли кандидатуры присяжных к рассмотрению.
У государственного обвинения вопросов к присяжным тоже нет. "У нас не возникало вопросов к этим лицам, поскольку изменения в закон были внесены в апреле, а список присяжных формировался в феврале. Поэтому мы не видим тут нарушений. Но с учетом того, что все участники процесса решили выяснить действительность постановлений Киевсовета, определились с тем, чтоб объявить перерыв в производстве для выяснения этих вопросов", - сказал прокурор Симонов.
Гособвинитель заверил: если в действиях Киевсовета найдут нарушение, этому будет дана правовая оценка. Симонов также не исключил, что Киевсовету надо будет составлять новый список присяжных для Святошинского районного суда Киева. А это снова тормозит судебный процесс.
Месяц за месяцем: суд над беркутовцами затягивается
Досудебное расследование в уголовном производстве в отношении троих бывших сотрудников спецподразделения Беркут - Аброськина, Зинченко и сбежавшего командира роты Садовника, было завершено еще в сентябре прошлого года. Обвинительный акт в отношении Аброськина и Зинченко направлен Генпрокуратурой в суд 20 января 2015 года. Однако до сих пор судебное рассмотрение дела по сути не началось.
В феврале судебные заседания по делу о расстреле Майдана начались в Печерском районном суде Киева - и тут же закончились: члены судебной коллегии Сергей Вовк и Олеся Батрин взяли самоотвод, пояснив это тем, что были следственными судьями в этом производстве. Более того, выяснилось, что практически все судьи Печерского суда сопровождали следствие в деле Майдана. Определить подсудность дела с первого раза не удалось и Апелляционному суду Киева, но 24 февраля коллегия судей все-таки определилась: дело будет рассматривать Святошинский районный суд Киева.
Приступить непосредственно к рассмотнению дела Святошинский суд не может уже четвертый месяц. Сначала проволочки были вызваны отсутствием списка присяжных, который составлял Киевсовет. На этот раз - юридическими нестыковками в списках присяжных и народных заседателей.
- Вам не кажется, что рассмотрение дела затягивается? - поинтересовался корреспондент ЛІГАБізнесІнформ у государственного обвинителя в деле о расстрелах Майдана Яниса Симонова.
- Да, все это затягивает процесс. Затягивает, - коротко ответил он.
Адвокат потерпевших Павел Дикань на вопрос корреспондента ЛІГАБізнесІнформ, достаточно ли у следствия доказательств вины экс-беркутовцев, сказал, что делать прогнозы пока рано: "Я считаю, что в этом производстве нельзя говорить о полной доказательной базе, потому что расследование продолжается, и есть другие эпизоды, которые, по моему мнению, должны быть присоединены. И тогда можно будет говорить о достаточности доказательной базы. На сегодняшний день это очень преждевременный вопрос. Оценивать доказательства на этой стадии процесса некорректно".
Дикань считает, что теоретически при нынешней власти можно довести процесс до конца, найти и наказать виновных в расстрелах. "Но, конечно, надо проводить судебную реформу и реформу прокуратуры. Мы уже неоднократно говорили, что расследование тормозится в первую очередь потому, что не произошла реформа правоохранительной системы - ни МВД, ни прокуратуры, ни судебной реформы тем более. Пока ее не будет, говорить о неупрежденности процесса, о профессионализме просто невозможно", - уверен адвокат.
Защита обвиняемых считает, что дело о расстрелах на Майдане передано в суд преждевременно, а в следствии есть нестыковки. "Нестыковки в том, что не доказано участие Зинченко в том, что он стрелял, что он делал выстрелы, что он целился в людей и что он получил какой-то незаконный приказ... Производство было завершено в сентябре прошлого года... Я считаю, это дело в суд пошло преждевременно. Оно еще не расследовано. Его бы объединить со всеми делами", - сказал защитник Сергея Зинченко в судебном процессе Игорь Варфаломеев.
Следующее заседание суда назначено на 15 июня. Стороны процесса надеются, что к этому времени Киевсовет подчистит списки народных заседателей. В противном случае - суд снова будет отложен.
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.