29727726d0964e7158f2ddb0a99dda0d.jpg

Почти 400 тысяч первоклассников завтра пойдут в школы. Учиться они будут уже по новым правилам: в августе Министерство образования и науки внесло изменения во все учебные программы начальной школы и в требования к оцениванию достижений учеников. Переменам предшествовала долгая публичная дискуссия: все 13 программ были выложены на платформе EdEra, свои комментарии оставили более четырех тысяч уникальных пользователей, большинство из которых - педагоги-практики.

Никакой травли детей за оценки, каникулы без домашних заданий, меньше зубрежки и больше интерактивной работы - так в теории презентовало изменения профильное министерство. Насколько все это будет выполнимо на практике на местах, в конкретных городах и особенно селах, во многом зависит от учителей и их готовности отказаться от архаичных методов.

Для средней и старшей школы в этом году все останется по-старому. Глобальные изменения, в том числе и сроков школьного обучения, запланированы на 2018 год. Концепцию новой школы министр образования и науки Лилия Гриневич представила 18 августа. Но ее реализация будет невозможна без политической воли Верховной Рады, которая уже три года откладывает на потом принятие новой редакции Закона об образовании. Сейчас этот документ ожидает повторного первого чтения.

Редакция ЛІГА.net разбиралась, что изменится для школьников уже в этом учебном году, насколько изменения отвечают требованиям современного мира и как скажется разгрузка на качестве школьного образования.

Оценки без ярлыков

Результаты оценивания учеников теперь - конфиденциальная информация, доступ к которой есть только у родителей и детей. Достижения и провалы детей теперь больше не будут озвучиваться на родительских собраниях или досках почета и досках позора в виде рейтингов. "Оценки должны перестать быть поводом для шантажа или давления на детей, - объяснила ЛІГА.net советник министра образования Иванна Коберник. - Не должно быть обсуждений оценок на родительских собраниях, ярлыков, кто лучше и кто хуже, на основе оценок. Никаких рейтингов на стенах. Школа должна работать не только с внешней, но и с внутренней мотивацией ребенка. Нам важно, чтобы ребенок в школе раскрыл свои способности, нашел, с чем ему интересно работать и чем заниматься, чтобы он в итоге хотел учиться, а не делал это потому, что есть плетка в виде рейтинга".

Оценки должны перестать быть поводом для шантажа или давления на детей. Это означает, что не должно быть обсуждений оценок на родительских собраниях, ярлыков, кто лучше и кто хуже

"Наконец применяется подход, состоящий в том, что оценки - это конфиденциальная информация, которую не надо озвучивать на родительских собраниях, кого-то выделять, а кого-то песочить. И не нужен такой идиотизм, как рейтинг учеников в классе: сверху "ура", а внизу пять самых плохих учеников - кандидатов на вылет, как в одной престижной гимназии столицы. Это абсурд, и ничего, кроме ненависти к школе дать не может", - сказал ЛІГА.net руководитель проекта Освітня політика Виктор Громовой.

В 1 классе, как и ранее, оценки не будут ставить совсем. А вплоть до четвертого теперь не будет балльного оценивания информатики, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физкультуры, основ здравоохранения и предмета "Я в мире".

Право на ошибку

Первоклассникам разрешат писать в тетради простым карандашом. "Р

Новые правила киевской школы №5 простыми словами. Фото из Facebook директора, эксперта РПР Светланы Олексюк

Сейчас учитель сам определяет количество часов, порядок тем, главное - как достичь со своим классом лучших результатов", - говорит Коберник.

не заучить таблицу в первом классе, а понимать, как это работает. Чтобы они с самого начала школы начинали думать... Когда мои знакомые рассказывают, какое количество заданий детям задают во втором-четвертом классах - это ненормально, зачем такая нагрузка? Тут главное - научить детей думать уже с первого класса, а не просто технической зубрежкой заниматься", - объяснил Андрей Черных.

"

По ее словам, требование знать на память таблицу сложения и вычитания вообще было введено только в 2011 году: "Как мне сказал один известный ученый, если бы у него в школе были требования знать наизусть таблицы сложения и вычитания, он бы никогда не выбрал математику своей специальностью. Вопрос в том, что дети должны усвоить принцип, не просто знать наизусть таблицу, а уметь ее практически использовать. В этом смысле расширены требования к качеству знаний. Раньше было требование: знает наизусть таблицу умножения, точка. А теперь ребенок должен овладеть вычислительным навыком, уметь применять его разными способами, уметь объяснить выбранный способ. Это намного шире и дает учителю свободу преподавать разными способами, а не просто посадить ребенка зубрить без понимания того, что он делает. Если обучение будет таким, дети не просто будут знать таблицу умножения в пределах до 10, а смогут спокойно умножать и двузначные, и трехзначные числа".

Меньше бюрократии

Оформление титульного листа школьной тетради придумали бюрократы, но это было прямым требованием министерства. С этого года в МОН решили такими мелочами больше не заниматься. Оформление тетради отдается на откуп учителю и вполне может ограничиваться указанием имени и фамилии ученика и номера класса.

Учителям также придется отказаться от ежемесячной оценки за ведение тетрадей. "Эта практика была введена еще в советское время, но никаких критериев этого оценивания прописано не было", - говорится в пояснении Министерства образования.

Будет ли все это работать

Внести изменения в программы - это только первый шаг. Второй - довести новые подходы до каждого конкретного учителя и добиться их выполнения. "Пока есть только импульс от министерства, - сказал Громовой. - Не факт, что завтра каждая Марьиванна за закрытыми дверями класса это начнет делать. Надо, чтобы у Марьиванны произошел разрыв шаблона, чтобы она отказалась от определенных стереотипов, спустилась на землю, поняла, что ей надо тоже учиться, а то, что она делала 20 или 30 лет, сегодня уже надо делать иначе. Тут колоссальную работу надо проводить внизу - для того, чтобы философия Марьиванны стала совсем другой".

"Пока есть только импульс от министерства. Не факт, что завтра каждая Марьиванна за закрытыми дверями класса это начнет делать. Надо, чтобы у Марьиванны произошел разрыв шаблона

Коберник считает, что все получится: "Не стоит всех учителей записывать в динозавры и ретрограды. У нас множество позитивных отзывов об изменениях, многие директора и учителя признаются, что и раньше так делали, но тогда они нарушали программу. Никто не ожидает моментальных результатов. Во всех странах, которые прошли переход от системы обучения знаниям к обучению компетенциям, процесс занял около десяти лет. Это только первые шаги. Поэтому у образовательной отрасли впереди большой путь".

"Учителя эти изменения воспринимают более-менее адекватно", - заверил ЛІГА.net директор киевской школы №148 Сергей Горбачов. Он подтверждает: многое из того, что предлагается Министерством образования на этот год, учителя и раньше делали по своей инициативе. "Вызывает некоторый, знаете, психологический дискомфорт то, что теперь детей надо больше хвалить и меньше отчитывать, а по некоторым предметам в начальной школе знания вообще не оцениваются. Учителя беспокоятся, как дети потом будут писать в четвертом классе государственную итоговую аттестацию. То есть тут надо еще пройти период адаптации. Есть учителя, которые понимают, что и как делать, как перестраиваться. Есть определенное количество педагогов, которые воспринимают нововведения нейтрально, а есть и те, кто считает, что это делать не нужно, а советская школа была лучшей. Но все-таки большинство настроено на то, чтобы внедрять эти изменения", - отметил директор школы.

Концепция новой школы

Реформа украинского образования описана в концепции новой украинской школы, которую в августе презентовала министр образования Лилия Гриневич. Она предусматривает переход на 12-летнюю систему обучения, переориентацию на ученика и компетентностный подход к образованию. "Основная идея - сменить цель школы.

"Но никто не мешает нормальному думающему директору начать изменения в соответствии с идеей реформы и концепцией, - считает Виктор Громовой. - Или нормальному учителю думать, как за закрытой дверью своего кабинета преподавать биологию. Что бы мы там не говорили сверху и что бы не рекомендовали. Если учитель сможет преодолеть свое учительство и все, что накопилось за предыдущие годы авторитарной педагогики, когда мы всей страной грызли гранит науки, - а хочется, чтобы наука была не гранитом, а чем-то приятным, - то учиться можно будет в удовольствие, а не в наказание".

Комментируя концепцию новой школы, Громовой пояснил: речь идет именно о новой философии, которая базируется на том, чтобы не забивать головы ученикам вчерашними знаниями и не действовать по принципу "выучил-сдал-забыл", а формировать компетентностный подход. "Учить добывать знания самостоятельно, развивать креативность. Нет конкретных рецептов в стиле шаг вправо - шаг влево,

"Проблема в том, что у нас образование рассматривается как бюджетная сфера, а не как настоящий государственный бизнес, в который государство вкладывает 100 млрд грн. На выходе получаем 80% брака. Ну какой бизнесмен будет выпускать продукцию с таким процентом брака? Согласитесь, так нельзя с деньгами. КПД на выходе должен быть не менее 80%", - рассказал в комментарии ЛІГА.net бизнесмен, президент корпорации Гранд Владимир Спиваковский.

Еще в 1988 году Спиваковский открыл в Киеве один из первых частных лицеев Гранд (сегодня, чтобы попасть в его стены, придется выложить неподъемные для обычных родителей 11,5 тыс евро в год), а сейчас занимается образовательными проектами в Киевской области. Первые результаты пилотного проекта он показал на своей странице в Facebook: новая современная школа в селе Путривка Киевской области. Обещает, что в этом году учить здесь будут уже по-другому.

spiv.jpg

Фото Владимира Спиваковского: школа в селе Путривка

"Я рассматриваю образование как абсолютно социальный, государственной важности проект, в котором могут применяться бизнес-модели. Школа - это не просто стены и парты, директор, завуч, ученики и двойки. Это огромная фабрика, в которой задействованы миллионы средств и огромные ресурсы, и качественно управлять всем этим может только система, использующая бизнес-модель. А пока мы ждем социальных бюджетов, пожертвований и родительских поборов, то вряд ли реформа получится", - считает он.

По его словам, реформа образования должна ответить на семь основных вопросов: "Чему учить? То, чему учат в школе сейчас, устарело и архаично. Кем учить? Не учителями, а штурманами, которые покажут ребенку, где найти информацию и что с ней делать. Как учить? Во всем мире применяются современные технологии. Зачем учить? ВНО - это не главный показатель. Я как работодатель ни одного человека не нанял, ориентируясь на баллы ВНО. Нужно другое - компетенции, знания, умения, в моем списке их около сорока. Следующий вопрос: как этим хозяйством управлять? Конечно, есть уже проверенные в бизнесе системы, перспективные и эффективные, и эти модели надо переносить на систему образования. Сколько это стоит и кто должен за это заплатить? Сложный вопрос, тут нужно смотреть, кто заказчик образования. И, наконец, последний вопрос: что мы получим в результате? Это должна быть высокая стоимость человеческого капитала, чтобы, закончив школу в 17-18 лет, человек не просто что-то когда-то знал и забыл, а стоил определенную сумму денег. Нужно стремиться к тому, чтобы человек обладал определенными навыками, а не просто закончил школу балбесом, государство не имеет права поступать со своими гражданами".

У нас образование рассматривается как бюджетная сфера, а не как настоящий государственный бизнес, в который государство вкладывает 100 млрд грн. На выходе получаем 80% брака

В реформу образования сверху Спиваковский не верит: любые инструкции, спущенные учителям из министерства, воспринимаются ими как давление. Поэтому лучше было бы делать все постепенно: взять несколько школ, отработать на них экспериментальные технологии, исправить ошибки, и школа за школой распространять их по стране. "И только потом, когда станет понятно, что и как - вносить изменения в законодательную базу. А если сначала придумать закон, его три года обсуждать, пока каждый умник будет далекие от жизни правки вносить, - такая система не работает", - уверен он.

Учить детей, считает бизнесмен, надо, исходя из профессий и бизнесов будущего: “Сейчас у нас детей, как генералов, учат по прошлой войне. Так нельзя. Нужен совсем другой подход к знаниям, умениям, компетенциям, которые потребуются детям в 21 веке, а не та заскорузлая архаичная программа, которая пришла из средних веков и которую мы никак не сломаем”.

"Как выглядит система образования во всем мире,- чтобы вам стало понятно, на каком уровне находимся мы, - рассуждает Спиваковский. - Какую цель перед образованием ставят американцы? Их цель очень проста: быть первыми и лучшими в мире во всех отраслях. Какова цель Великобритании? Чтобы в их краснокирпичные колледжи со всего мира приезжали студенты и пополняли британский бюджет. Какая цель Польши? Выровнять свою систему с Европой, и больше им пока ничего не надо. Какая цель в Украине? Чтобы все сдали ВНО. Не имея амбиций, невозможно сделать никакие реформы."

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.