Чем Донбасс похож на Абхазию и как переломить ситуацию
Сегодня президент Украины Петр Порошенко заявил, что Россия активизировала военные действия на территории Украины. Технология российского вторжения в Донбасс многим напомнила кремлевскую войну против Грузии в 2008 году.
В комментариях ЛІГАБізнесІнформ грузинские эксперты сравнили российские войны против Грузии и против Украины.
- Все что происходит сейчас вокруг Донбасса - это более открытая форма того, что происходило в Абхазии. Один в один, с начала войны в Абхазии у нас были даже успехи, мы контролировали почти всю территорию республики кроме Гудаутского и Ткварчельского районов. Специально вначале войны был взят под контроль город Гагра и Гагрский район, потому что это была граница с Россией - мы фактически полностью отрезали противоборствующую сторону от поставок оружия и боеприпасов из России. Что произошло потом? Сначала Шеварднадзе слетал на переговоры с Ельциным, а потом по нам ударили в Гаграх с двух сторон. А когда Гагру взяли под контроль, то Шеварднадзе опять полетел на переговоры и летал еще несколько раз. А потом нас выдавили со всей территории Абхазии, после чего те войска, которые нас выдавливали, превратили в миротворческий контингент - в так называемые КСПМ (коллективные силы по поддержанию мира) - это были сплошь российские десантники.
В Донбассе россияне идут по той же кальке, они не пойдут дальше Донбасса, просто помогут взять террористам под контроль территорию. Что будет дальше - уже сказал пресс-секретарь Путина Песков: необходима встреча между Путиным и Порошенко, и она готовится. Как раз на этой новой встрече и начнут додавливать президента Украины насчет, как любят говорить россияне, разъединения сторон и создания демилитаризованной зоны. "Демилитаризованная зона" - это территория до 40 км шириной, где стоят официально, в статусе миротворцев российские войска. В случае с Абхазией - под мандатом СНГ и при поддержке наблюдателей ООН, и просто фиксируют границу.
- События в Донбассе точь-в-точь повторяет все военные конфликты, которые инициировала Россия. Грузия переживала это и в 1990-е, и в 2008-м в Цхинвальском регионе, когда Россия сперва пыталась преподнести эту войну как конфликт между местными группами и против центральной власти. В наших событиях и военных действиях в Донбассе есть одно отличие - оно состоит в том, что в нашем случае Россия сразу проявила открытую военную агрессию, а в вашем - долгое время раскачивала ситуацию через ДНР и ЛНР. Теперь Россия увидела, что таким образом в Украине она успеха не добьется и потому перешла к прямой агрессии. Сегодня мы можем открыто сказать, что имеем дело с настоящей войной России против Украины.
Что нужно делать Украине? Улучшить менеджмент войны и не прекращать мобилизацию. Международное сообщество будет давить на Россию санкциями, которые не стоит недооценивать. Даже те санкции, которые вступили в силу против России сегодня - это очень серьезно. Каждый день эта война стоит Путину десятки миллионов.
Тут вам уже легче, так как в 2008 году против России не была применена ни одна санкция. Кстати, мы тогда говорили, что на Грузии это не закончится и Путин пойдет дальше. Видимо, сегодня международное сообщество наконец поняло, что если не остановить Путина в Украине, дальше Россия пойдет на балтийские страны, Польшу, Балканы...
- Путин всегда говорил, что Украина - это территория, а не государство. Он знает ваши слабые точки и бьет по ним. Захватил Крым, когда после Майдана в стране была неразбериха. Это, конечно, временно, как и в случае Абхазии, но в краткосрочной игре Путин пока выигрывает.
Конечно же, с Путиным будет покончено, но что останется к тому времени от Украины - превратится ли она в подобие Боснии и Герцоговины или выйдет из этой войны сильным развивающимся государством? Украина обязана одновременно с войной проводить реформы, если вы хотите победить Россию. Если реформы отложить, пока не закончится война, то она никогда не закончится. В Грузии война фактически началась в 1991 году и продолжается до сих пор.
Что конкретнее нужно делать Украине? Надо вести очень серьезную международную кампанию. В первые дни конфликта я бы сказал, что Украина была слаба в этом направлении. У вас даже не было международного спикера, который бы вещал на ведущих каналах, таких как CNN и BBC. Надо вести серьезную информационную кампанию в Европе и США. У вас там много союзников, но нужно правильно использовать этот ресурс.
Внутри страны нужно мобилизовать весь ресурс украинского народа. Страна ведь у вас большая, 45-миллионная - у нас такого ресурса не было. К сожалению, очень много украинцев до сих пор не понимают, какая угроза на самом деле исходит от России и чем это может закончиться. В Киеве многие живут в другой реальности - ходят по ресторанам, развлекаются и не ощущают того, что происходит на востоке. Россия остановится там, где ее остановят украинцы, а не американцы, бельгийцы или французы.