Цель 240. Как власть соберет устойчивое большинство в Раде
У лидера парламентских регионалов Александра Ефремова вряд ли получится отдохнуть. К следующей пленарной неделе, которая начнется 14 мая, он должен собрать устойчивое провластное большинство. Или хотя бы предложить Банковой четкий план, как его получить в ближайшее время.
Устойчивое большинство - это примерно 240 голосов: 226 необходимых для принятия законов плюс 15-20 запасных - на случай, если кто-то заболеет, найдет дела поважнее парламентских или просто по крайней надобности отлучится из зала под куполом перед самым голосованием.
На первый взгляд - ничего сложного. Во фракции Партии регионов 207 депутатов. Прибавляем 32 коммуниста, с которыми регионалы давно научились находить общий язык, пару запасных внефракционных депутатов и получаем заветное для власти число 240.
На самом деле все гораздо сложнее. Несмотря на ужесточение дисциплины во фракции, регионалам не удается загнать в зал надолго больше 190 депутатов. Как показала практика, 204-205 человек могут собраться лишь раз в неделю и то - только на утреннее заседание.
Что касается коммунистов, то они всегда были не дешевыми партнерами для власти. А в нынешней ситуации и вовсе подорожали, поняв свою исключительность на фоне прогуливающих регионалов. Внефракционные же депутаты, вопреки прогнозам политологов, не спешат сотрудничать с Партией регионов.
В прошлом созыве вопрос решался просто - менее сотни регионалов могли побегать по рядам и нажать 250 кнопок "за". Сейчас кнопкодавство запрещено законом о регламенте Рады, и оппозиция следит за соблюдением принципа персонального голосования.
В этой ситуации у власти есть несколько вариантов решения проблемы. Вариант первый - плюнуть на регламент. Именно это и было сделано на прошлой пленарной неделе при попустительстве спикера Владимира Рыбака. Несколько раз оппозиционеры заявляли о рецидивах кнопкодавства, но ни один закон, принятый с помощью чужих карточек, переголосован не был.
Бесконтрольное выездное заседание 4 апреля стало просто праздником законотворчества. Весь зал не просматривался, результаты голосования объявляла счетная комиссия без представителей от оппозиции - принимай что хочешь. Но такой шаг повторять опасно. Украинской общественности и европейским чиновникам кулуарное принятие решений не понравилось.
К тому же журналисты до сих пор пристают к Рыбаку с неприятным вопросом - где же все-таки можно увидеть список всех участников выездного заседания с мокрыми подписями. Спикер обещает дать распоряжение аппарату предоставить список СМИ. Аппарат не выдает. Журналисты продолжают доставать спикера.
Еще один вариант, который обсуждается в кулуарах парламента - внести изменения в регламент и узаконить депутатские группы. Предполагается разрешить создание депутатских групп в количестве не менее 15 карточек для голосования, не принадлежащих ни одной из фракций. Что-то вроде группы Реформы ради будущего в прошлом созыве парламента, ее возглавлял перебежчик-бютовец Игорь Рыбаков.
Чем это поможет регионалам? Как пояснил ЛІГАБізнесІнформ один из знатоков парламентских традиций и новаций, нанимать депутатов для голосования оптом удобней и дешевле, чем в розницу. Заказчик имеет дело только с лидером группы. Ему не нужно бегать и договариваться с еще двумя десятками человек.
"Гонорар" выдается на всю группу и может варьироваться в зависимости от ситуации - от 5 до 20 тысяч долларов на человека. В то время, как отдельный депутат стоит около ста тысяч. Удобно и членам группы: они не убивают репутацию вхождением в провластную фракцию, но могут подзаработать на нужных для власти голосованиях.
Пояснить свои действия всегда можно решением большинства в группе. Хотя, скорее всего, объяснять не придется. Журналисты тоже будут с этим вопросом обращаться к лидеру, а не отлавливать 15-20 человек. Словом, коллективная ответственность удобнее персональной.
Из 32-х внефракционных тоже не все готовы нажать кнопку "за". Некоторые - по той же причине, что и коммунисты. Как уже говорилось, участие в голосовании депутата-одиночки оплачивается лучше, чем голосование члена группы. Другие внефракционные или пока, или вовсе не хотят впутываться в игры регионалов.
Гарантировано несколько штыков регионалы могут заполучить среди тушек. Они, собственно, и являются идеальным материалом для новой депутатской группы.
Помимо отца и сына Табаловых, которые сразу после получения мандатов отказались вступать во фракцию Батькивщина, отряд беглецов пополнился еще четырьмя депутатами. Роман Стаднийчук, Виталий Немилостивый, Олег Канивец и Игорь Скосар вышли из Батькивщины в день выездного заседания. Еще несколько представителей Батькивщины продемонстрировали свою готовность поддержать власть голосованием. За включение в повестку дня законопроектов о выдаче векселей вместо возврата НДС деньгами голосовали Андрей Павелко, Леонид Сергиенко, Геннадий Зубко.
Помимо этого, семь членов фракции Арсения Яценюка не проголосовали за резолюцию недоверия правительству. Те же Павелко и Сергиенко, Николай Мартыненко, Виталий Данилов, Денис Дзензерский, Андрей Шевченко, Сергей Фаермарк.
В самой большой оппозиционной фракции зреет бунт. Так, Анатолий Гриценко заявил, что если нарушителей не исключат, из фракции начнут уходить "нормальные депутаты". То есть, свежие тушки в парламенте будут в любом случае.
Не проголосовали за отставку правительства и семь депутатов из фракции УДАР. Впрочем, вряд ли кто-то будет требовать их исключения. Тем более, что среди них - сам лидер партии Виталий Кличко.
В целом ситуация для конструкторов парламентского большинства складывается благоприятно - острого недостатка в рабочем материале для формирования депутатских групп нет. Проект по их легализации будет подаваться под соусом обеспечения прав внефракционных депутатов. Например, права выступления с трибуны от группы или права представительства на заседании согласительного совета Рады. Это позволит привлечь к голосованию за изменения в регламент ряд мажоритарщиков.
Словом, сколотить стабильное провластное большинство при помощи депутатских групп реально. Тем более, у Ефремова есть дополнительный стимул: в парламентских кулуарах говорят о том, что если он не решит вопрос в ближайшие недели, то руководить фракцией власти будет другой политик.