ed839dfddc8f727145045fc0328a74b6.jpg

На минувшей неделе Европа признала, что в Украине есть политические заключенные. Это следует из решения Европейского суда по правам человека, огласившего вердикт по делу "Луценко против Украины". Парламентское большинство перед каникулами протолкнуло закон об основах государственной языковой политики. Голосование за проект Кивалова-Колесниченко погрузило страну в пучину как минимум парламентского, если не полноценного политического кризиса. Президент Янукович намекнул на возможный роспуск парламента, руководство президиума Рады написало заявления об отставке, оппозиция собрала людей на защиту украинского языка под стенами Украинского дома на Европейской площади в Киеве. Впрочем, закон пока не подписан ни спикером парламента, ни президентом.

ЕСПЧ: Луценко - политзаключенный

Во вторник, 3 июля, Европейский суд по правам человека признал арест экс-министра внутренних дел Юрия Луценко незаконным. Согласно вердикту суда, арест украинского оппозиционера в декабре 2010 года был произведен с нарушением статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.Кроме того, Украину обязали выплатить Луценко 15 тысяч евро в качестве моральной компенсации.

Впрочем, ранее представители украинской власти заявляли, что даже если Европейский суд удовлетворит жалобу Луценко в части незаконности его ареста, это не обяжет государство выпустить его на свободу. В частности бывшая правительственный уполномоченный по делам ЕСПЧ Валерия Лутковская (теперь она уполномоченный Верховной Рады по правам человека) в апреле в интервью ЛІГАБізнесІнформ, отвечая на вопрос, означает ли положительное решение ЕСПЧ, что Луценко выпустят, сказала: "В принципе, нет".

По мнению же защитника экс-премьера Юлии Тимошенко Сергея Власенко, решение Евросуда по делу Луценко получит продолжение - нардеп и юрист прогнозирует, что вскоре Европа признает политзаключенными также саму Тимошенко и экс-руководителя Минобороны Валерия Иващенко, приговоренного к четырем годам лишения свободы.

Скандальный закон принят

Принятие закона об основах языковой политики 3 июля помешало вопросу признания Луценко политзаключенным стать темой №1 вторника. Тем не менее, 248 карточек народных депутатов проголосовало за то, чтобы повысить статус языков нацменьшинств (прежде всего русского) не без ущерба языку государственному - украинскому.

Закон был принят стремительно, можно сказать, молниеносно, в отсутствие представителей парламентской оппозиции и председателя Рады Владимира Литвина. Скандальный проект членов Партии регионов Сергея Кивалова и Вадима Колесниченко на голосование поставил первый вице-спикер, представитель Компартии Адам Мартынюк.

После принятия закона парламентское большинство аплодировало, оппозиция выглядела растерянно, а "героев дня" - заместителей председателя фракции Партии регионов Вадима Колесниченко и Михаила Чечетова - распирало от куража. "Оцените красоту игры! Мы их развели, как котят. Я не знаю, что они будут делать на выборах", - заявил Чечетов.

"Мы не дали прессе раскачать эту лодку вопросами, будет законопроект или нет. Вы хотели мордобоя? Мы этого не допустили", - радостно прокомментировал событие Колесниченко. На замечание журналиста о том, что власть "кинула" народ Украины, регионал нагло ответил: "Вы - не народ Украины".

После того как языковой закон был принят в аппарат Верховной Рады поступило два заявления об отставке - от спикера Литвина и вице-спикера Николая Томенко, выступавших против закона о языках и возмущенных нарушением регламента при его принятии. Впрочем, даже без них Рада под руководством коммуниста Мартынюка в оставшиеся до конца сессии три пленарных дня успела, бучи представленной сотней депутатов с несколькими карточками для голосования на руках, наштамповать несколько десятков законов. В том числе довольно резонансных - например, об упрощении правил госзакупок, что расширяет поле для коррупции, дополнительном финансировании Генпрокуратуры и выделении миллиарда гривень на сомнительное оборудование избирательных участков веб-камерами.

Украинский дом за украинский язык

Вечером 3 июля, после принятия закона о языковой политике, к Украинскому дому на Европейской площади в Киеве начал стекаться народ - оппозиционно настроенные люди спешили на митинг в поддержку украинского языка. Место проведения акции протеста было выбрано неслучайно - в Украинском доме на следующий день была запланирована пресс-конференция президента Украины Виктора Януковича.

Формы протеста на языковом митинге сразу же сформировались, что называется, по интересам. Депутаты группы За Украину! Вячеслава Кириленко сразу объявили голодовку, лидеры объединенной оппозиции За Батькивщину старались использовать время для общения со СМИ, отдавая предпочтение телевидению, а члены правой партии Свобода приготовились отбивать возможный милицейский штурм.

Проявить себя свободовцам и другим решительно настроенным митингующим милиция возможность предоставила - ранним утром 4 июля к Украинскому дому подтянулось около тысячи бойцов "Беркута", которые после непродолжительных потасовок с защитниками украинского языка, приправленных слезоточивым газом, ретировались с поля боя. Анонсированная пресс-конференция президента была отменена, "Беркут" отступил - и уже эти два обстоятельства позволили оппозиции давать триумфальные интервью и комментарии о первых значительных победах над режимом.

Впрочем, эффективность выступлений на Европейской площади пока что может измеряться лишь одним - невступлением закона о языках в силу. А это пока что зависит скорее не от Европейской площади, где вечером пятницы было объявлено начало всеукраинской акции "Украина против Януковича", а от улицы Банковой.