Фото: ЕРА

В Великобритании сегодня проходят непредсказуемые парламентские выборы. В случае победы на них правящая партия консерваторов во главе с премьер-министром Дэвидом Кэмероном намерена провести в 2017 году референдум о членстве страны в Евросоюзе. И обещает выполнить волю народа, если британцы проголосуют за выход из интеграционного объединения.

Такая перспектива конечно же беспокоит и правительства стран ЕС, и многих жителей Великобритании, опасающихся экономических последствий такого шага. Ведь речь идет об одной из крупнейших стран ЕС, без которой трудно представить объединенную Европу. Важны итоги британских выборов и для Украины - в условиях войны в Донбассе стабильность и устойчивость ЕС имеет ключевое значение для получения нашей страной международной поддержки и привлекательности этого интеграционного объединения в украинском обществе.

Прямой Дэвид против Красного Эда

Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон проводит предвыборную кампанию, рекламируя успешные макроэкономические показатели предыдущего года - в 2014 году рост ВВП в Великобритании составил 2,6%, безработица снизилась до 5,7%, бюджетный дефицит сократился до 5,2%. Он просит избирателей дать возможность завершить начатую работу и добиться во время следующего срока бездефицитного госбюджета. По мнению премьер-министра, если избиратели проголосуют за лейбористов, это сорвет позитивную динамику восстановления экономики страны.

Кэмерон также использует в своей предвыборной кампании возросший евроскептицизм британцев, обещая провести референдум по вопросу выхода Великобритании из Евросоюза и ограничить иммиграцию из стран ЕС. "Прямой Дэвид", как прозвали британские СМИ премьер-министра за его откровенные высказывания по вопросам внешней политики (недовольство европейскими институтами, призыв принять Турцию в состав ЕС) лукавит: идея референдума ему нужна больше для привлечения голосов избирателей на выборах, а привлечение низкооплачиваемых иммигрантов на рынок труда сделало возможной макроэкономическую статистику, которой хвалится премьер. К тому же ряд менеджеров крупных компаний уже выразили опасения, что выход Британии из ЕС (Brexit) негативно скажется на экономике страны - а к таким лидерам мнений британский премьер не может не прислушиваться.


Дэвид Кэмерон (фото - ЕРА)

Оппоненты, прежде всего лейбористы, ставят под сомнения достижения Кэмерона на посту премьер-министра. В самом деле, с макроэкономическими показателями все хорошо - после спада в 2008-2009 годах, и стагнации в 2010-2012 годах, с 2013 года экономика Туманного Альбиона растет хорошими темпами. Но почувствовали ли на себе рост обычные британцы?

Противники Кэмерона обращают внимание, что консерваторы снизили налоги на крупные компании с 28 до 21%, а налоговое давление на малый и средний бизнес, рядовых британцев только усилилось. Зарплаты в большинстве отраслей не растут с 2009 года, около 1 млн жителей страны живет благодаря помощи из продовольственных банков, растет недовольство так называемым "налогом на спальни"(уменьшение государственных дотаций на социальное жилье), который добавил расходов малоимущим.

Консерваторов критикуют за ситуацию в сфере занятости, а именно широкое распространение "нулевых контрактов", которые позволили добиться снижения безработицы. Данные контракты не предусматривают минимально необходимого количества часов работы, но сотрудник должен быть всегда наготове выйти на работу - в итоге они обеспечивают занятость в среднем на 20-25 часов в неделю. Количество людей, работающих по таким контрактам, выросло со 167 тыс. до 697 тыс. за 2010-2014 гг. (всего в Великобритании 30 млн занятых). В то время как чиновники и некоторые работодатели защищают такую практику, лейбористы называют ее символом провала экономической политики тори. По их мнению, "нулевые контракты" создают видимость уменьшения безработицы, а в реальности увеличивают нищету за счет неполной занятости, при которой человек не может спланировать свою жизнь.

Еще одним козырем оппонентов Кэмерона является долговой кризис в сфере высшего образования. Повышение платы за обучение в вузах с 3 до 9 тыс. фунтов стерлингов в год вызвало в ноябре 2010 года массовые студенческие акции протеста, которые завершились разгромом штаб-квартиры Консервативной партии. Протесты продолжались и в дальнейшем, но правительство не изменило политику сокращения госрасходов на высшее образование. В итоге многие выпускники получают диплом с 40-60 тысячами фунтов стерлингов долга, который им придется выплачивать многие годы.


Участники студенческой акции протеста громят штаб-квартиру Консервативной партии. 10 ноября 2010 года. Фото - ЕРА

Кэмерону на выборах противостоит Эдвард Милибэнд, в 2010 году возглавивший лейбористов. Лидер лейбористов родился в семье еврейских эмигрантов Ральфа Милибэнда и Марион Козак, переехавших в Британию из Бельгии и Польши во время Второй Мировой войны. Ральф Милибэнд был известным в леворадикальных кругах теоретиком марксизма, в доме которого собирались едва ли не все значительные лидеры антисталинистского крыла британских левых. Несмотря на радикализм родителей, вспоминает друг семьи Милибэндов писатель Тарик Али, Эдвард и его старший брат Дэвид даже в юности отличались умеренностью взглядов. 

После того как в 1994 году лейбористов возглавил сторонник "третьего пути" - объединения принципов свободного рынка и социальной справедливости - Тони Блэр, братья примкнули к нему. Однако в последствии их дороги разошлись - Дэвид Милибэнд стал частью команды Тони Блэра, а Эдвард Милибэнд - его заместителя, канцлера казначейства Гордона Брауна, который сделал все возможное, чтобы Блэр в 2007 году покинул пост премьер-министра. Браун в итоге возглавил правительство, а оба Милибэнда стали в нем министрами. Вскоре экономический кризис подорвал доверие к лейбористам и в мае 2010 года к власти пришли консерваторы. Уже в сентябре 2010 года братья сошлись в поединке за лидерство в партии - Эд одолел с незначительным преимуществом Дэвида, заручившись поддержкой профсоюзов. И тут же объявил, что эра нового лейборизма Тони Блэра завершена, так как прежний курс не отвечает изменениям в мировой политике и экономике.


Эдвард Милибэнд (фото - ЕРА)

На этих выборах Милибэнд представил британцам социал-демократическую программу. Лейбористы обещают сделать правительство ближе к интересам обычных британцев: поднять уровень минимальной почасовой оплаты труда с 6,5 до 8 фунтов стерлингов, жестко ограничить применение нулевых контрактов, заморозить на 2 года платежи за газ и электричество, и на 1 год - тарифы на железных дорогах, реформировать Национальную систему здравоохранения, сделать более справедливой налоговую систему, уменьшить плату за обучение в университетах с 9 до 6 тыс. фунтов стерлингов в год, увеличить количество бесплатных часов в детских садах, отменить "налог на спальню". Для наполнения казны лейбористы предлагают отменить статус нерезидента, которым пользуются 116 тысяч жителей Великобритании ( им позволено не платить налоги с доходов, которые они получают зарубежом), повысить налог на доходы свыше 150 тыс. фунтов стерлингов в год с 45 до 50%, ввести налог на недвижимость стоимостью свыше 2 млн фунтов стерлингов. При этом Милибэнд обещает сокращать бюджетный дефицит и к концу пятилетнего срока привести в равновесие государственные финансы. За такую программу консерваторы прозвали лидера лейбористов "красным Эдом". Впрочем его не особо волнуют такие характеристики, более того Милибэнд недавно заявил, что современные корпорации делятся на "хищников" и "производителей", и с первыми из них он намерен бороться.

А в вину консерваторам Милибэнд ставит внешнеполитический изоляционизм, ослабление позиций Великобритании на мировой арене и даже неучастие Великобритании в нормандском формате переговоров по разрешению конфликта в Донбассе. Лидер лейбористов полностью отвергает возможность проведения референдума о членстве Великобритании в ЕС. "Не может быть ничего хуже, чем играть с местом Великобритании в Евросоюзе", - комментирует он инициативу консерваторов.

Эд Милибэнд призывает включить Британию в состав нормандского формата переговоров и защищать внешние границы Европы, которые, по его мнению, проходят сейчас на российско-украинском пограничье

До предвыборной кампании Милибэнд имел имидж неуклюжего политика, зажатого, весьма холодного в общении с людьми, больше интеллектуала, чем политического лидера. Однако избирательному штабу политика, в котором работает главный стратег избирательных кампаний Барака Обамы Дэвид Аксельрод, удалось за несколько месяцев существенно изменить ситуацию - у Милибэнда даже появился свой фан-клуб среди молодежи, его рейтинг вырос.

Золотая акция шотландских националистов

Согласно последним опросам Консервативная и Лейбористская партия, которые определяют политическую жизнь Туманного Альбиона в течение почти ста лет, в предвыборной гонке идут ноздря в ноздрю и не могут рассчитывать на формирование правительства без поддержки мелких партий. Так опрос ICM для леволиберального издания The Guardian, проведенный 3-6 мая, дает консерваторам и лейбористам по 35% голосов, сторонникам выхода страны из ЕС - Партии Независимости Соединенного Королевства - 11%, либеральным демократам - 9%, и зеленым - 3%. Опрос ComRes для симпатизирующей тори газеты Daily Mail дает незначительное преимущество консерваторам - 35%, лейбористы могут рассчитывать на 34%, Партия независимости на 12%, либерал-демократы - на 9%, зеленые - на 4%. Согласно этим опросам, и консерваторы, и лейбористы могут рассчитывать на 270-280 мест в Палате общин британского парламента, в то время как для формирования правительства нужно заручиться поддержкой 326 из 650 депутатов.


Резиденция британского премьер-министра в Лондоне (фото - ЕРА)

В этих условиях обоим партиям нужно искать поддержку малых партий. Но из-за особенностей избирательной системы (действует мажоритарная система с одним туром выборов, побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем все его соперники), представительство малых партий - и либералов, и зеленых, и Партии независимости, североирландских юнионистов и националистов Уэльса из партии Плайд Кимру, по прогнозам будет колебаться в пределах 1-10 мест. Исключение составляет Шотландская национальная партия - по прогнозам, она может взять 40-50 мест из 59 депутатских мандатов, судьбу которых решают жители Шотландии.

Поражение на референдуме о выходе Шотландии из состава Великобритании в сентябре 2014 года только усилило шотландских националистов - с тех пор в партию вступили более 100 тысяч новых членов. По опросу YouGov за 4-6 мая националисты получат на этих выборах в Шотландии 48% голосов, в то время как лейбористы - 24%, а консерваторы - 14 %.

Шотландские националисты по-прежнему требуют налоговой автономии для Шотландии, вывода из-под Глазго базы британских подлодок с баллистическими ракетами, увеличения госрасходов на социальные программы и обещают строить общество социальной справедливости. Новый лидер ШНП Никола Стерджен активно выступает за прекращение мер строгой экономии, проводимых правительством Кэмерона, что позволило ей снискать симпатии британцев с левыми взглядами. Она пообещала, что сделает все возможное, чтобы Кэмерон не остался у власти на следующие 5 лет и заявила о готовности сформировать коалиционное правительство с лейбористами. В лагере лейбористов такую возможность отвергают, указывая на расхождения в вопросах будущего Великобритании.


Никола Стерджен, лидер шотландских националистов, первый министр Шотландии (фото - ЕРА)

В таких условиях вероятно формирование правительства меньшинства в Великобритании, так как ни консерваторы, ни лейбористы не смогут обеспечить себе поддержку 326 депутатов. Но золотая акция в этом парламенте все равно достанется шотландским националистам, так как без их поддержки любому правительству будет трудно получить поддержку парламента по наиболее спорным вопросам. В случае прихода к власти лейбористов шотландские националисты ожидают уступок и по налоговым вопросам, и по вопросам денуклеаризации Шотландии. Если же у власти останутся консерваторы и будет проведен референдум о членстве в ЕС, шотландские националисты, как традиционные сторонники евроинтеграции могут провести новый референдум о независимости Шотландии под предлогом сохранения членства в ЕС.

Украинский интерес: с лейбористами спокойнее

В условиях, когда шотландские националисты получат золотую акцию в Вестминстерском дворце, а консерваторы рассматривают возможность выхода из ЕС, лучшим сценарием как для единства Великобритании, так и для единства Евросоюза, выглядит приход к власти лейбористов. 

Лейбористам проще найти общий язык с шотландскими националистами и добиться социально-экономических перемен в Соединенном  королевстве в той степени, которая не будет угрожать его единству. Если они выполнят свою социальную программу, то уменьшится и количество евроскептиков в Великобритании. Ведь рост настроений евроскептицизма был во многом спровоцирован большим притоком иммигрантов из стран Евросоюза, в то время как при правительстве Кэмерона происходило значительное сокращение социальных программ, а конкуренция на рынке труда усиливалась. Даже если лейбористское правительство повторит судьбу администрации Франсуа Олланда во Франции, социальная ситуация в Великобритании улучшится.

Лейбористы не будут ставить под вопрос членство в ЕС, подрывая единство интеграционного объединения. Европейский рынок поглощает 45% британского экспорта и сохранение Великобритании в ЕС имеет большую важность для британских производителей. Даже подготовка к референдуму может спровоцировать отток инвестиций и потерю рабочих мест, предупреждают в бизнес-ассоциациях, выступающих за членство в ЕС. Тем временем, количество британцев, выступающих за выход в ЕС, пока растет - по данным опроса YouGov в ноябре 2014 года таких было 47%, по данным опроса The Observer  в феврале - 51%. 

Отметим, что независимость и целостность Украины в Великобритании поддерживают почти все основные политические силы - консерваторы, либералы, лейбористы, зеленые. Исключением являются ярые сторонники выхода страны из ЕС - члены Партии независимости Соединенного королевства(UKIP), чей лидер Найджел Фарадж выступает с позицией "понять Россию". "Мы сами в Европейском союзе посодействовали украинскому конфликту с помощью наших территориальных расширений", - комментирует Фарадж конфликт в Донбассе, не скрывая восхищения "лидерскими качествами" Владимира Путина. Рост настроений евроскептицизма и ухудшение социальной ситуации играет на руку этому любителю Путина - вокруг UKIP концентрируется протестный электорат, восприимчивый к популизму.


Найджел Фарадж (фото - ЕРА)

Приход к власти лейбористов повысит шансы Украины сохранить надежный европейский тыл в условиях продолжения войны на востоке. И главное - получить ценного партнера, ведь Эд Милибэнд призывает включить Британию в состав нормандского формата переговоров и защищать внешние границы Европы, которые по его мнению проходят сейчас на российско-украинском пограничье. "Единство и усиление Евросоюза необходимы не только для ответа на новые вызовы - (джихадизм и масштабная нелегальная иммиграция, - ред.), но также, чтобы защитить границы Европы от внешней агрессии, такой как агрессия России в восточной Украине. Европейская дипломатия должна предпринимать усилия, чтобы заставить президента Путина изменить политику и чтобы Минские соглашения  были полностью воплощены в жизнь", - написал Эд Милибэнд в колонке для газеты Le Figaro в апреле.

Читайте также: Выборы в парламент Британии: что думают кандидаты об Украине.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.