Киевский Апелляционный суд разочаровал Европу
В пятницу, 23 декабря, Апелляционный суд Киева оставил в силе приговор Печерского райсуда, по которому экс-премьер Украины осуждена на семь лет лишения свободы за превышение полномочий при подписании "газовых контрактов" с Россией в 2009 году. Решение по жалобе Тимошенко суд вынес в отсутствии экс-премьера и ее адвокатов.
За день до этого было опубликовано заявление лидера БЮТ о том, что она больше не видит смысла отстаивать свои права в Украине. По ее словам, только Европейский суд по правам человека может дать оценку "абсурду и преступлению, которое украинская власть называет судом". Поэтому сейчас ее защита занялась тем, что пытается найти юридическую возможность подать жалобу сразу в Европейский суд, без кассационного обжалования в Украине. "Я не буду разъяснять все юридические нюансы, но это не будет препятствием для обращения в Европейский суд", - сказал защитник экс-премьера Сергей Власенко.
Реакция со стороны властей на одно из самых знаковых событий минувшей недели если и была, то официально ее практически никто не озвучил. Зато, в качестве компенсации, решение суда очень бурно комментировали украинские оппозиционеры.
В частности однопартийцы Тимошенко заявили, что "после этого решения Янукович перестал быть президентом Украины, а превратился в диктатора во главе криминального режима".
Более конкретно высказался народный депутат, избранный по списку БЮТ, Николай Томенко заявил, что решением Апелляционного суда по делу Тимошенко власть похоронила европерспективу Украины. "И заявления о том, что через неделю-две у нас будет ассоциация с Европейским Союзом - эти прогнозы не имеют под собой оснований, поскольку этим решением власть похоронила европейскую перспективу достаточно надолго", - сказал он.
Судя по тому, как в Европе отреагировали на решение Апелляционного суда, слова Томенко не лишены смысла.
Так, президент Европейского парламента Ежи Бузек подчеркнул, что глубоко разочарован решением Апелляционного суда Киева. По его словам, чем дальше Украина дистанцируется от верховенства права, свойственного демократическим системам, тем большим будет неизбежная напряженность в ее отношениях с ЕС.
"Публичные заявления украинских властей об их желании развивать сотрудничество с ЕС проверяются ежедневной практикой. Случай с премьер-министром Тимошенко дает наихудший из возможных прогнозов на будущее", - сказал он.
Вместе с тем, вице-президент Еврокомиссии Кэтрин Эштон заявила о своей обеспокоенности тем, что апелляционный суд не захотел увидеть недостатки процесса над Тимошенко в Печерском суде, "суде, который не уважает международные стандарты в отношении справедливого, прозрачного и независимого судебного процесса".
При этом она подчеркнула, что "вопрос об избирательном правосудии в Украине по-прежнему требует внимания".
Вместе с тем, президент дружественной Тимошенко Европейской народной партии Вильфред Мартенс заявил, что решение Апелляционного суда Киева о признании законности приговора Юлии Тимошенко является продолжением антидемократических действий власти. "Украинский апелляционный суд подтвердил 7-летний приговор Юлии Тимошенко. По сути, суд оставил в силе недемократические и политически мотивированные действия правительства. Очень жаль", - написал Мартенс на своей страничке в Twitter.
То, что приговор экс-премьеру оставили в силе, смутило также далекую Канаду, которая "обеспокоена тем, как украинская власть осуществила арест, суд, осуждение и процесс рассмотрения апелляции Юлии Тимошенко". "Очевидная политическая предвзятость и произвол судебного процесса по этому и другим делам препятствуют политическому развитию Украины", - заявил глава канадского МИД Джон Бэйрд.
Тут хочется напомнить слова главы представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейры который по окончании саммита Украина-ЕС заявил, что, скорее всего, ЕС не ратифицирует Соглашение об ассоциации с Украиной, если ситуация с демократией не улучшится.
Глава МИД Украины Константин Грищенко это заявление прокомментировал весьма дипломатично, сказав, что "Тейшейра посол, я вообще считаю, что с моего уровня выступления послов не следует комментировать". "У него всегда есть возможность прийти к нам, как это и должно быть, и рассказать о своих беспокойствах. Тейшейра - это один из дипломатов многих, равно как и у нас, много дипломатов, так, как и у американцев много дипломатов - не он определяет, и не будет определять (политику ЕС - ред.)", - отметил Грищенко.
"А Ромпея мы слушаем очень внимательно", – подчеркнул глава внешнеполитического ведомства.
При этом он не стал уточнять, услышал ли он слова главы Европейского совета Хермана ван Ромпея о том, что представители Евросоюза обеспокоены политической ситуацией в Украине, и эта обеспокоенность отразилась на процессе подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. "В частности, мы обеспокоены заполитизированным правосудием в Украине. Процесс над Тимошенко является наиболее ярким примером этого", - сказал Ромпей.
Тем временем сама Тимошенко, встретившая в СИЗО католическое Рождество, изо всех сил старается бодриться и пишет для своего сайта все новые и новые обращения. В частности, в воскресенье она написала, что, несмотря на тоску, боль и одиночество научилась смотреть на мир под новым углом.
"Меня, в определенной мере, успокаивает в это Рождество то, что я знаю: все театральные декорации пали, нечестие, жестокость и преступность авторитарного режима, который сегодня правит в Киеве, наконец, предстали перед украинцами и миром в понятном свете. Все узнали, что кажущееся стремление к европейскому будущему этого режима является обманом. Все увидели, что у власти находятся клептократы. Пренебрежение режима к Конституции и верховенству права теперь является неоспоримым. А четкое понимание проблемы вооружает", - написала Тимошенко.
"Но важно то, что сегодня в мире гораздо больше узнали о страданиях украинского народа, и мы теперь в этой своей беде не одиноки. Боль облегчается тем, что нашими проблемами и трудностями искренне проникается Европа и весь мир. Ежедневные притеснения, подавление СМИ, вымогательства взяток и разрушение бизнеса: все это делает государственная мафия на границе с Европой. Но теперь европейские друзья постигли всю дерзкую низость режима, с которым они вынуждены иметь дело", - добавила она.
"В это Рождество я попрошу мою семью и друзей не волноваться за меня. Как сказала Анна Ахматова (не Ахметова) "Я жива в этой могиле". Действительно, знаю, что больше жива, чем люди, упрятавшие меня здесь. Рождество - время, которое может означать новое начало для всех нас. И опять же, как сказал Бонхеффер в своем последнем слове "Это... для меня - начало жизни", - подытожила экс-премьер.