Кого поддерживает ЕС в российско-украинском конфликте
Как построить в Украине качественно новую страну после революции? Таким вопросом озаботились участники IV национального экспертного форума "От революции к новой стране", прошедшего в Киеве 17 июня. В мероприятии, организованном Институтом имени Горшенина, приняли участие европейские и украинские дипломаты, политики, экономисты и представители бизнеса.
Важности событию, проходившему в столичном бизнес-центре "Парус", совладельцем которого является Дмитрий Фирташ, должно было прибавить приветственное послание президента Украины Петра Порошенко к участникам Форума. Текст был зачитан организаторами перед началом дискуссии.
Вялая, если не сказать беспомощная реакция ЕС на российскую агрессию против Украины волнует многих. Поэтому внешнеполитическая панель форума под названием "Украина между двух миров. Внешнеполитическая стратегия страны в глобальном мире" выглядела вполне актуальной. Основными спикерами выступили посол Европейского союза в Украине Ян Томбинский, заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый, его однофамилец - дипломат Александр Чалый и политолог из Франции Флоранс Мардиросян. Еще один важный спикер - и.о. главы МИД и звезда интернета последних дней Андрей Дещица был анонсирован заранее, но не пришел.
Европейские гости, говоря о перспективах Украины постарались не давать ложных надежд Киеву и отметили три ключевых момента. Первый: евроинтеграция - это сознательный выбор всего украинского народа и следовать ему - основная задача любой украинской власти. Второй: Евросоюз поддерживает новую украинскую власть, однако на слепую всеобъемлющую помощь не стоит рассчитывать, так как даже то, что уже было предоставлено - растрачено, мягко говоря, не целевым образом. Третье: не стоит рассчитывать, что Европа будет воевать за Украину, так как сам ЕС сегодня находится в состоянии кризиса, и сверхпомощь не члену Союза может вызвать внутри ЕС бурю негодования.
- Если страна находится между мирами, если она не может решить, какая политическая, экономическая модель ей предпочтительнее, то напряжение в такой стране никогда не спадет. Украина хочет быть частью ЕС, это выбор украинского народа и любое отклонение власти от евроинтеграционного курса грозит Украине проблемами. Последние события в Украине показали, что неподписание соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре 2013 года ослабило суверенитет страны.
- Евросоюз предоставил десятки миллионов евро, чтобы помочь украинским пограничникам. Что мы сейчас получаем? Украинские пограничники просят деньги, чтобы купить все. А куда же делись те деньги, которые давал ЕС? Украине нужно разобраться с коррупцией, с прозрачностью. Ведь ранее эти средства использовались неэффективно.
- Задача Евросоюза - не воевать за Украину, а сделать максимум для того, чтобы способствовать налаживанию конструктивного диалога внутри страны. Вы говорите, что на Востоке люди обмануты и находятся под давлением, но в современном мире все, так или иначе, находятся под давлением. Вам нужен диалог, а не война.
- Если вы будете ждать, военной помощи, то останетесь одни в этой войне. В Евросоюзе сейчас много проблем и рисков для того, чтобы оказывать сверхпомощь не члену союза. В ЕС сейчас и без того намечается рост ультраправых настроений, которые в данном случае могут вырасти еще больше, а это уже грозит самому Евросоюзу
Не менее любопытной оказалась словесная дуэль двух Чалых - Валерия и Александра. Украинские эксперты спорили на предмет того, какой сценарий разрешения кризиса с Россией предпочтительнее для Украины. Александр Чалый придерживается позиции необходимости переговоров, Валерий Чалый хочет услышать от России инициативу прекращения конфликта или воевать до победы.
- Перед Украиной сегодня открывается четыре сценария: война, мир, холодная война и холодный мир. До президентских выборов Украина действовала по сценарию Троцкого - "ни войны, ни мира", сейчас пришло время изменить ситуацию. Мир невозможен, потому что вопрос Крыма не будет решен в ближайшие годы. Полноценная война с ядерным государством Россия также невозможна.
- Холодная война с Россией грозит Украине вариантом ФРГ и ГДР, с построением стены и замораживанием конфликта. Наиболее приемлемым сегодня кажется холодный мир. Украина должна рассматривать Россию не как проблему, а как инструмент для ее решения. Мира с Россией не будет, но урегулировать ситуацию на Востоке путем переговоров мы можем
- Кто первый начал агрессию? Что это значит: Украина должна найти решение, пойти на диалог? Мне кажется, что не мы должны искать решение, а те гаранты, которые давили на нас во время отказа от ядерного оружия. Путь компромиссов и лавирования "между двумя большими" уже привел нас к войне. Не надо искать решения для холодного мира. Войну нужно выиграть и мир установится после победы. Сами мы этого не сделаем, нам нужна помощь Запада. Но помощь в противостоянии агрессору, а не в переговорах о "нулевой сумме".
Александр Чалый:
- Война - это не кто кого перестреляет, а кто кого переубедит.
Валерий Чалый:
- Я что-то не видел отмену решения Совета Федерации РФ о том, что Путин имеет право использовать армию на территории Украины. До отмены этого решения любые разговоры о поиске мира со стороны Украины не имеют смысла.
Наблюдавший за дискуссией политолог Виктор Небоженко в конце первой панели высказал несколько ироничную мысль, которой, тем не менее, можно было бы резюмировать весь полуторачасовой экспертный диалог.
"Раньше казалось, что Россия боится Украину - по крайней мере, об этом говорили все российские СМИ. По итогам услышанного в этом зале у меня сложилось впечатление, что чем ближе к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, тем больше Украину боится Евросоюз. Представители ЕС все осторожнее и осторожнее высказываются о перспективе нашей дружбы", - сказал Небоженко.
Что же касается перспективы решения российского вопроса, то, по словам эксперта, решать это будут не участники форума, а высшее руководство страны. Вместе с тем по выступлению Валерия и Александра Чалого можно заметить, что дискуссия на этот счет в украинской политической и экспертной среде не окончена.