От ответов на самые важные вопросы журналистов Янукович увернулся (фото - president.gov.ua)
Событийный фон

Местом для итоговой (по результатам года) пресс-конференции президента Виктора Януковича был выбран Украинский дом в Киеве. "Пожалуйста, выложите все предметы из карманов. Пожалуйста, выключите телефон. Проходите, пожалуйста". Таким непривычно корректным тоном встречали журналистов сотрудники Управления государственной охраны. Ввиду перманентно происходящих между УГО и сотрудниками медиа конфликтов (вспомнить хотя бы инцидент с журналистом СТБ Сергеем Андрушко, которого президентский охранник положил на асфальт),  перемены в отношении к прессе бросились в глаза.

Такое  "покращення життя вже сьогодні" в одной пусть и маленькой, но важной для журналистов сфере настраивало на оптимистический лад. Как признался в частном разговоре с корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ один из ветеранов президентской охраны, начальство наконец-то уразумело, что постоянные конфликты с медиа играют в минус главе государства. "Им (начальству УГО, - авт.) напрямую сказали: хватит идиотов на работу набирать. Вот сейчас начали молодых ребят брать и сразу же учить, как по-нормальному с прессой работать", - сказал собеседник.

Впрочем, атмосфера надежды на лучшее (а главное - на внятные новости от власти) была вызвана не только, и даже не столько поведением  сотрудников УГО. Два дня подряд в стране происходили крайне важные события, каждое их которых требовало ясного комментария со стороны президента. Во-первых, прошедший в понедельник саммит Украина - ЕС, на котором руководство Евросоюза заявило о том, что увязывает подписание соглашения об ассоциации с судьбой Юлии Тимошенко. Во-вторых, неожиданный вояж  Николая Азарова в Москву. Он, по прогнозам некоторых источников из правительства, должен был окончиться презентацией новых газовых договоренностей... Но  завершился очередным публичным унижением украинского премьера его российским коллегой. Путин , в свойственной ему панибратской манере, как бы в шутку заявил, что украинское руководство пьет из российского кровь. И отпустил двусмысленную колкость в сторону министра топлива и энергетики Юрия Бойко, который в начале заседания занял место с российской стороны. "Юра хотел уже на нашу сторону сесть", - сказал Путин в адрес чиновника, которого украинская  оппозиция и так часто обвиняет в лоббировании российских интересов.

Словом, журналисты надеялись на то, что Янукович на фоне сложившейся в стране непростой ситуации если не объявит о  корректировке политического курса, то хотя бы постарается применить какие-то новые методы публичного маневрирования.

Масштаб ответов

Все ожидания насчет того,  что в среду утром перед Украиной предстанет если не новый, то хотя бы сделавший выводы политик, не оправдались.  Вступительное слово президент начал с темы, которую часто используют чиновники, когда говорить особо не о чем: с Чернобыля и международного положения. Правда, рассказ о том, что в связи аварией на японской АЭС Фукусима Украине надо "усилить, углубить и проконтролировать" длился недолго. Дальше все пошло по накатанной.  Из рассказа президента получалось, что некая идеальная Украина уже согласовала все документы по договору об ассоциации с ЕС и вот-вот его подпишет, что в этой волшебной стране растет экономика, а пенсии и зарплаты повышаются, и даже невыгодные контракты, подписанные врагами (прошлой властью),  не смогли остановить улучшение жизни. Малый бизнес получил отличный налоговый кодекс и очень благодарен государству. Непонятно, правда, почему при таком настигшем страну изобилии Янукович вдруг вспомнил об арабских революциях, сказав, что из них "надо делать выводы". И не уточнил, кому эти выводы стоит делать - власти или обществу.

Дальше начались вопросы. От региональных, центральных и иностранных СМИ. Виктору Федоровичу очень нравились вопросы, задаваемые региональными журналистами - они позволяли ему в полной мере раскрыть всю глубину владения житейскими вопросами: проблемами  очистных сооружений,  состоянием дорог и больниц в регионах  страны. И только на эти вопросы глава государства отвечал по сути.

Виктору Федоровичу очень нравились вопросы, задаваемые региональными журналистами: они позволяли ему в полной мере раскрыть всю глубину владения житейскими вопросами 

С вопросами о политической ответственности власти дело обстояло не так гладко. Комментируя отставки министров, Янукович выступил  в стиле Леонида Кучмы, который часто становился в оппозицию к своему Кабмину: "Есть серьезные вопросы к работе правительства и исполнительной власти… Будем принимать решения по тем чиновникам, которые не соответствуют времени", - грозно начал гарант. Однако  закончил словами о том, что у раскритикованных чиновников может открыться второе дыхание. Переадресовал он и вопрос о социальных протестах, отметив, что страна тащит старый чемодан - популистские законы, которые принимались под выборы. Забыв при этом упомянуть, что многие из этих законов были приняты как раз благодаря его Партии регионов. Хотя, президент признал, что сердце у него кровью обливается при виде каждой акции.

Если вначале Янукович еще как-то держал удар, то от ответов на все по-настоящему важные вопросы, которых всего было три, он попросту увернулся. Речь идет о выведенном из госсобственности Межигорье и росте благосостояния его семьи, о дороговизне дешевого российского газа и о Тимошенко в тюрьме.

Кстати, вначале своего общения с прессой  Янукович заявил о том, что он будет жестко останавливать угрозы, нависшие над журналистами, и любые попытки давления на СМИ. Каково же было удивление зала, когда на острый - по нынешним меркам -  вопрос о Межигорье и роскоши,  в которой живет президент и его близкие, адресованный главе государства Мустафой Найемом из Украинской правды, Янукович ответил с едва скрываемым раздражением и с нескрываемым пренебрежением. "Я вам скажу, то, что вы так бурно развиваете, меня это абсолютно мало интересует. И скажу почему. Потому что у меня очень мало времени для наслаждения, очень мало… Поэтому о какой сладкой жизни вы говорите, я не знаю, и обсуждаете тему моей семьи. Я вам хочу сказать, что я вам не завидую… Мы с вами друг друга хорошо знаем и понимаем… Остальное додумаете сами", - сказал гарант. Эти слова показались  очень опрометчивыми, учитывая плачевный опыт Кучмы, увековеченный на пленках Мельниченко.

Что касается газа и Тимошенко, то в ответах на эти вопросы Янукович выглядел просто неубедительно. Объяснить,  чем вызван провал переговоров в Москве в ночь на среду, он так и не смог.  Глава государства уверил, что все идет в нормальном ключе, и Россия с Украиной обязательно придут к компромиссу, создадут газотранспортный консорциум на троих с Европой, а Киев получит европейскую цену на газ за вычетом харьковской скидки за Севастополь.

По Тимошенко все стало совсем очевидно: будет сидеть любой ценой, и ЕС нам не указ. Президент в очередной раз стал рассказывать о независимом от власти украинском суде и том, что он никак не может повлиять на следователей, но не против освобождения Тимошенко "по закону". Возможно, Янукович не знает о том, что в одном из кабинетов  Печерского райсуда стоит "двухсотка" - прямая линия зашифрованной правительственной связи.

В сухом остатке от монолога президента осталось впечатление: перемен сверху в новом году ждать не приходится.