ddbe760daf9b31d3067212deb7f559c7.jpg

Президент Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады проект Конституции в части децентрализации. Окончательный текст держался в секрете до последнего момента - несмотря на то, что проект был утвержден Конституционной комиссией еще 26 июня, в Интернет попала только сравнительная таблица, да и то исключительно по инициативе вице-спикера Оксаны Сыроид. И даже более того: некоторые члены комиссии утверждают, что не видели текст законопроекта до тех пор, пока его не вернула со своими рекомендациями Венецианская комиссия. 

Что меняется

Проект изменений в Конституцию радикально меняет административно-территориальное устройство Украины. В правовое поле вводится понятие общин. В их материальное распоряжение передаются земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, коммунальные объекты, в финансовое - местные налоги и сборы, часть общегосударственных налогов. Авторы Конституции ожидают, что это усилит эффективность местных властей: первичные проблемы будут решаться на низовом уровне, центр выполняет только вспомогательные функции.

Единицами административно-территориального устройства становятся община, район и регион.

Все областные и районные государственные администрации ликвидируются, власть передается исполкомам. Но без надзора из центра регионы не останутся: на место губернаторов и районных глав придут префекты. Их назначает и снимает с должности президент по представлению Кабмина. Основная задача префектов - следить за соблюдением Конституции и законов органами местного самоуправления. "От председателей ОГА они будут отличаться значительно меньшим объемом полномочий. Префекты не будут вмешиваться в оперативное управление, не имеют никакого отношения и не будут распоряжаться финансовыми потоками", - пояснил, представляя проект, Порошенко. 

1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
8.jpg
9.jpg
10.jpg
 
11.jpg
12.jpg
13.jpg
14.jpg
15.jpg
 
16.jpg

Сам президент получает право временно останавливать полномочия местного органа власти или его руководства в случае создания ими угрозы нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности. Свое решение президент передает на рассмотрение Конституционного суда Украины, который безотлагательно выносит свой вердикт. Но окончательное решение о прекращении полномочий - за Верховной Радой.

По словам первого замглавы АП Виталия Ковальчука, чтобы реформа местного самоуправления была запущена не на бумаге, а на практике, Раде придется отработать еще около 500 законодательных актов, начиная с законов о местном самоуправлении и административно-территориальном устройстве. "Очень много вопросов надо решать", - сказал он.

Кто писал проект Конституции

По официальным данным, проект Конституции был наработан на заседаниях рабочей группы, одобрен Венецианской комиссией и окончательно утвержден 26 июня Конституционной комиссией. "Была создана рабочая группа по вопросам децентрализации. В этой группе разработан вариант, который и презентовал Гройсман в Венецианской комиссии. После этого были получены и учтены ее рекомендации. 25 июня после дискуссии группа утвердила окончательный вариант, и 26 июня на Конституционную комиссию был вынесен согласованный проект Конституции", - сказал Ковальчук.

Два члена комиссии за этот документ голосовать отказались: вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид и эксперт Украинского Хельсинского союза по правам человека Всеволод Речицкий.

По неофициальной информации, которую ЛІГАБізнесІнформ подтвердили члены Конституционной комиссии, рабочая группа имеет весьма отдаленное отношение к разработке проекта Конституции. "Формально была рабочая группа, но фактически она собиралась только трижды. Текст готовился в другом месте, между вторым и третьим заседанием группы. Никто его не видел, а потом он появился. Конституционной комиссии текст был роздан за час до голосования, его некогда было даже прочитать, только просмотреть", - рассказала Сыроид в комментарии ЛІГАБізнесІнформ.

Сыроид уточнила, что в Венецианскую комиссию проект Конституции возил лично Гройсман. "Его никто не видел. Что было в том документе - никто не знает", - утверждает она.

"Фактически, кто-то разработал для Украины изменения в Конституцию. Конечно же, это все делается в Администрации президента, но, я думаю, текст рождается в процессе активных консультаций с зарубежными партнерами", - написал в колонке для ЛІГАБізнесІнформ политолог Петр Олещук.

Красная кнопка для президента

У представителей Конституционной комиссии и экспертов есть большие вопросы и к содержательной части проекта Конституции - по их мнению, в документ заложен дисбаланс власти. "Этот дисбаланс уже дважды приводил к революциям, его надо было исправить. Но вместо этого мы его деформируем еще больше. Под видом децентрализации подаются довольно опасные вещи", - отметила Сыроид. По ее словам, контролировать исполкомы будет префект, назначенный президентом, а не Кабмином, то есть возможность влияния на местные власти остается высокой.

Определенные опасения вызвало также право президента единолично останавливать деятельность местного органа власти в случае угрозы суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности. "На практике это будет выглядеть так, что президент сможет взять любую причину, назвать это угрозой суверенитету, вбросить в КСУ, и пусть судьи что-то придумают. Вместе с полномочиями президента, которые установлены по контролю над префектурой, это означает тотальный контроль над органами местного самоуправления", - отметила Сыроид.

Банковая появление этой нормы называет предохранителем от сепаратизма. "Мы уже столкнулись с проявлениями сепаратизма на востоке Украины. Чтобы сделать невозможными такие проявления в будущем, предусматривается право президента в неотложном порядке останавливать решения, которые несут в себе угрозу суверенитету, национальной безопасности и территориальной целостности. Никакой узурпации быть не может… Это для экстренных случаев. Никто не собирается использовать эти полномочия по любому поводу… Это как красная кнопка", - заверил Ковальчук

На вопрос ЛІГАБізнесІнформ, что будет, если такая красная кнопка окажется у диктатора, Ковальчук не ответил: "Я надеюсь, наш народ примет мудрое решение на следующих президентских выборах".

Вопрос Донбасса и давление Запада

Постоянные компромиссы и уступки Украины в рамках минских договоренностей нашли свое отражение сразу в двух спорных моментах, заложенных в проекте Конституции.

Во-первых, в переходные положения Конституции попало отдельное упоминание о местном самоуправлении оккупированных территорий Донбасса. На первый взгляд, никакой угрозы это не несет: еще в прошлом году Рада приняла закон о порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской области. Во-вторых, по настоянию Венецианской комиссии из проекта исчез перечень наименования и даже количество всех остальных областей. "Автономная Республика Крым и области являются регионами Украины", - говорится в проекте Конституции.

"Я бы здесь не искал никакого подтекста. Венецианская комиссия указала, что не целесообразно перечислять все регионы в Конституции", - отметил Ковальчук.

Политолог Олещук считает, что в совокупности эти факты могут дать сигнал о том, что перечень украинских областей будет изменен. "В переходных положениях Конституции зафиксирован закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, но самих названных выше областей в тексте Конституции больше не будет… Предлагается оставить упоминания лишь Киева, Севастополя, АРК и областей без конкретного их перечня. Не сигнал ли это к тому, что перечень украинских областей может и готовиться быть изменен?", - отметил он.

В Администрации президента утверждают: легализация местного самоуправления оккупированных территорий Донбасса в Конституции тоже была требованием Запада, но никакого особого статуса боевикам не дает. На вопрос ЛІГАБізнесІнформ, как упоминание о Донбассе попало в проект, Ковальчук ответил: "Вы смотрели заключение Венецианской комиссии? Там что написано по этому поводу? Необходимо предусмотреть особенности правового режима местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Ничего отличного от того, что указано в минских договоренностях, там нет… В свое время западные партнеры ставили вопрос о том, что это должно быть отработано. Это отработано", - сказал он. При этом Ковальчук не смог четко сказать, присутствовал ли этот пункт в проекте, отправленном в Венецианскую комиссию, или появился уже по ее настоянию.

Петр Порошенко тоже объяснил появление этого пункта в Конституции минскими договоренностями. "Проект изменений в Конституцию не предусматривает никакого особого статуса Донбасса. Все подобные слухи от лукавого… Эта норма не выходит за рамки международных обязательств в рамках минских договоренностей, которые всем миром признаны безальтернативной основой для политико-дипломатического урегулирования", - заверил президент.

За закрепление особого статуса неконтролируемых Киевом регионов Донбасса, "как это было сделано в Молдове с Приднестровьем", выступил лично глава Венецианской комиссии Джанни Букиккио. Генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд в интервью украинским СМИ в марте заявил, что "в Украине речь идет не только о децентрализации, но и об особом статусе для Донбасса". "Это было требование многих. Конечно, Европа хочет, чтобы это было в Конституции. Они создали себе иллюзию, что какие-то конституционные изменения, статус Донбасса решит проблему войны в Украине. Это страшный инструмент манипуляций. Если мы это сделаем, мы дадим всему миру повод думать: конфликт разрешен, пусть теперь разбираются. Это молдавский вариант", - сказала Сыроид.

По ее словам, такая норма поднимет сентябрьский закон Донбасса на уровень Конституции. "Это легализация не только территорий, но и российских наемников. Как мы будем объяснять это людям? Что это больше не враги, а представители органов местного самоуправления? Уже даже сенатор Маккейн сказал, что надо посмотреть правде в глаза, признать, что эти механизмы не работают, надо искать новые инструменты, а не нагибать Украину", - считает она.