76b617fb29432e4e0ade71ed47a73800.jpg

13-го мая в Киеве общественники-борцы с коррупцией обсудили проблемы, с которыми они сталкиваются в работе, а все украинцы - в повседневной жизни. Организаторами события выступили Transparency International и Инициатива 11. Корреспондент ЛІГА.net побывал на дискуссии и узнал, почему борьба с коррупцией должна стать национальной идеей украинцев.

Власть обещает защиту антикоррупционерам

Основные надежды общественных организаций возлагаются на новое агентство по борьбе с коррупцией - Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Недавно в ходе конкурса агентство возглавила Наталья Корчак, членами НАПК были избраны Александр Скопич, Руслан Рябошапка и Руслан Радецкий. На встрече 13-го мая от НАПК присутствовал Скопич.

Во время дискуссии он рассказал о том, какие меры предпринимает НАПК и как агентство собирается бороться с коррупцией. Он напомнил, что Украина внедрила необходимое законодательство, которое позволяет начать эффективную борьбу.

Скопич отметил, что НАПК открывает сайты, колл-центры и базы данных для граждан, куда можно обратиться по поводу коррупционных нарушений. При этом, по его словам, украинцы могут делать это анонимно. В этом случае закон предусматривает некоторые условия для такой информации: она должна быть действенной и конкретной. При этом Скопич пообещал защиту всем борцам с коррупцией.

Вместе с тем, по его словам, нужно четко разделять: человек добросовестно информирует о правонарушении или делает это в личных интересах. "Обличителю, который предоставляет полезную информацию, очень важно иметь дополнительное объяснение, которое имеет ключевое значение для обеспечения полной защиты", - говорит Скопич.

Проблемы на примере Красного Креста

Во время дискуссии одна из выступающих - Анна Бурдиляк, экс-волонтер Общества Красного Креста Украины - представила доклад о коррупции в украинском филиале Красного креста (ранее ЛІГА.net рассказывала об этой истории).

Бурдиляк напомнила, как развивались события. "Мы обнаружили, что люди, которые должны были получать помощь от Красного Креста, не получают ее совершенно", - рассказала она.

По ее словам, на складах организации было обнаружено большое количество гуманитарной помощи, но "по документам эта помощь была уже оказана". Она рассказала, что многие из тех, кому "по бумагам" украинский филиал Красного Креста выдал помощь, фактически ее не получили.

Бурдиляк отметила, что после попыток разобраться, в ее адрес и в адрес некоторых ее коллег посыпались обвинения, а затем она была исключена из организации. "После внутренней проверки нам сообщили, что мы должны быть исключены из организации", - сказала она.

После этого Бурдиляк обратилась в международный комитет федерации Красного Креста в надежде, что он повлияет на украинский филиал. "Помощи не последовало", - констатировала она.

При этом, по ее словам, основные доноры Красного Креста тоже не реагировали на ситуацию. "Они проверяют документы, но не результат", - говорит Бурдиляк.

Однако в итоге при поддержке СМИ и гражданского общества Бурдиляк и другим общественникам удалось добиться справедливости. По результатам внутреннего аудита деятельности Киевской городской организации общества Красного Креста была уволена глава организации и несколько других людей из управления.

Проблемы на примере студентов

Один из докладов на встрече был посвящен теме коррупции в сфере образования. Представитель студенческого самоуправления Института политологии и права Национального педагогического университета им. Драгоманова Сергей Зайченко рассказал о своем опыте борьбы с коррупцией на примере своего ВУЗа.

"Около 80% студентов подтвердили, что сталкиваются с коррупцией", - поделился Зайченко результатами опросов, которые проводило самоуправление.

По его словам, благодаря самоорганизации студентов в его ВУЗе удалось прекратить практику "платных бегунков", откатов в сфере материальной помощи студентам, так называемых "бесплатных подготовительных курсов", за которые на самом деле студентам приходилось доплачивать.

Зайченко рассказал, что участники самоуправления проводили анонимное анкетирование студентов с целью поиска коррупционеров среди работников ВУЗа, свидетелей нарушений, фиксации показаний.

Он отметил, что обращения к руководству ВУЗа и в правоохранительные органы результата не давали. А после привлечения СМИ к коррупционным проблемам ВУЗа, по словам Зайченко, его и вовсе выселили из общежития. Сейчас он продолжает учебу на четвертом курсе и намерен продолжать бороться с коррупцией.

Где больше всего проблем

Старший аналитик Transparency International Украина Александр Калитенко говорит, что больше всего сообщают о коррупции в образовании (15%), медицине (3%), правоохранительных органах, сфере тендеров и земельных отношений.

Калитенко - руководитель кампании "Она бы не молчала", цель которой - привлечь внимание людей к проблеме коррупции. "Наша цель - изменить отношение к обличителям и помочь людям, которые хотят проявить инициативу", - говорит он.

Организаторы размещали биллборды, создавали видеоролики, проводили вебинары и дискуссии в областях. По результатам кампании, отмечает Калитенко, организация фиксирует рост людей, готовых сообщать о коррупции: 15% - до проведения кампании, 45% - по ее результатам.

"Люди начали проявлять готовность сообщать о коррупции, но реальных действий людей, к сожалению, еще очень мало. Должно пройти время, чтобы люди поверили в себя", - говорит он.

Почему украинцы не верят в борьбу с коррупцией

По словам Юлии Есмухановой, старшего программного менеджера проекта Объединимся ради реформ (UNITER), около 80% граждан констатируют, что уровень коррупции после Революции достоинства в Украине не изменился. Она представила результаты исследований о восприятии коррупции.

Наиболее коррумпированными органами, по ее словам, украинцы считают судебную систему, полицию, прокуратуру, медучреждения, таможню.

"65% украинцев считают, что коррупция не может быть оправдана; 27% - не может быть оправдана в большинстве случаев; 37% - никогда не может быть оправдана", - говорит Есмуханова.

Следующий опрос определял факторы, влияющие на коррупцию. По его результатам, основные факторы выглядят так:  государственные служащие ради своих целей; нежелание граждан бороться с коррупцией; привычка населения использовать коррупцию для своей выгоды.

"65% украинцев имеют опыт с коррупцией, но меньше стали добровольно давать взятки… Больше людей стали верить, что простые граждане имеют роль в борьбе с коррупцией (24%), но уровень недоверия к государственным институциям растет с каждым годом", - констатирует Есмуханова.

По ее словам, люди не жалуются на коррупцию, потому что считают, что это не имеет смысла. Лишь около 1% людей сообщали о фактах коррупции в полицию, говорит она.

Есмуханова объяснила тотальное недоверие органам власти: "Почему очень сложно изменить поведение людей? Прежде всего, это отсутствие положительного опыта; видение коррупции как легкого способа решения своих проблем; недоверие к изменениям в стране".

Журналист Денис Бигус рассказывает, что ему приходит много сообщений о коррупции, но большинство из них лишены смысла, потому что чаще всего речь не о реальной, а бытовой коррупции. Журналист считает необходимым бороться с лояльным отношением граждан к этому явлению. Вместе с тем, по его словам, пока в Украине "коррупция эффективна". "Она позволяет избегать зачастую специально созданные преграды", - говорит он.

В качестве негативного примера он приводит случай с коррупционными нарушениями в Службе экспортного контроля. Власть, по мнению Бигуса, в этом случае бездействовала.

Энергоатом: выговором по коррупции

Одним из выступающих был комплаенс-офицер Национальной атомной энергогенерирующей компании Энергоатом Олег Полищук, который отвечает за вопросы борьбы с коррупцией в компании с оборотом в 40 млрд гривень.

Полищук утверждает, что половина информации в СМИ о деятельности компании - отрицательная и связана с обвинениями в коррупции. Он отмечает, что чаще всего звучат упреки в сфере монопольных поставок топлива. Речь идет о нескольких миллиардах гривень - громадном поле для возможных злоупотреблений. Вместе с тем, по его мнению, чаще всего обвинения - результат нагнетания.

"Необходимы ли обличители в бизнесе? Без обличителей предотвращать эти действия нереально", - соглашается он и добавляет, что для борьбы с коррупцией нужны эффективные инструменты. Помимо телефонов доверия, Полищук посоветовал писать ему в Facebook о фактах коррупции. Анализ сообщений показал, что из 230 сообщений анонимно были поданы 200.

По результатам 8% причастных к коррупции были уволены, 80-92% - лишены премии или получили выговор. Комментируя абсурд таких наказаний, Полищук сказал, что "нынешний кодекс законов о труде усложняет возможность противодействовать реальным коррупционерам". "Даже если будут серьезные факты нарушения, мы можем применить только выговор", - говорит он.

Борьба с коррупцией - национальная идея

Народный депутат из фракции БПП Сергей Лещенко напомнил о самых ярких примерах коррупции во власти - Межигорье, приватизация Укртелекома. Лещенко констатирует, что основные нарушения происходят в Верховной Раде руками народных депутатов. В качестве примера политической коррупции он привел назначение Юрия Луценко генеральным прокурором, которого избрали благодаря поддержке депутатской квоты олигарха Игоря Коломойского.

"Борьба с коррупцией должна стать частью национальной идеи Украины. Эта идея может объединить больше людей, чем, например, тема языка, на котором мы говорим, когда априори тема языка - это тема, которая раскалывает общество", - говорит политик.

Следующая встреча антикоррупционеров состоится 17-го мая в Киеве. Большая конференция соберет борцов с коррупцией со всей страны.

Татьяна Толстых
для ЛІГА.net

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.