20906bb5f92bf86edc96ad0c9a0dc21e.jpg


50 на 50

"50% заявок на конкурс поступило от судей, 22% от адвокатов, 14% - от научных сотрудников, и еще 14% за последние десять лет работали, например, и судьями, и адвокатами. В целом, 50% на 50%. Я считаю, это чрезвычайно высокий процент. Я такого не ожидал", - рассказал в беседе с ЛІГА.net глава Высшей квалификационной комиссии Украины (ВККС) Сергей Козьяков. В ближайшие несколько месяцев ВККС будет заниматься преимущественно конкурсными процедурами. Сейчас комиссия создает электронную очередь, чтобы заявители могли подать свои документы уже в электронном виде.

В совете добропорядочности при ВККС, сформированном в основном из юристов и экспертов по судебной реформе, уверены: если новый судейский корпус ВСУ будет состоять 50 на 50 из независимых юристов и судей, это можно считать победой. "Потому что в других конкурсах, которые проводились - в полиции, не говоря уже о прокуратуре, - общественность таких показателей не достигла. Скорее всего, и тут их не будет. Главное, чтобы новых зашло не 1-2%. Даже 20% будет достаточным. Мы на это очень рассчитываем", - отметил в комментарии ЛІГА.net член совета, адвокат Автомайдана Роман Маселко.

Координатор совета, адвокат Небесной сотни Виталий Титыч никаких гарантий независимости нового суда в пропорции 50 на 50 не видит. "Как по мне, на самом деле это очень условно, в системе кандидат или не в системе. Мы все, поверьте, в одной системе. Адвокаты ничем не лучше судей. Как и научные сотрудники - посмотрите, в каком кризисе наша наука", - объяснил он ЛІГА.net.

Эксперт Центра политико-правовых реформ, член совета Роман Куйбида уверен - важно не то, в какой пропорции судьи и юристы участвуют в конкурсе, а то, в какой пропорции они сложатся в ВСУ: "Возможно, там все будет выглядеть уже иначе. Но если даже лучшее большинство будет у судей, не вижу ничего плохого. Главное - честный конкурс".

В конкурсе могут принять участие судьи, адвокаты, научные сотрудники со стажем работы не менее десяти лет.

В два этапа

"Подача бумажных документов завершится до 9 декабря", - расписывает процедуру Козьяков. После этого каждый из кандидатов должен пройти спецпроверку, и в январе начнется их квалификационное оценивание: анонимное письменное тестирование и практическое задание. Второй этап конкурса запланирован на февраль: исследование досье на каждого из кандидатов, тестирование личных качеств и собеседование. В конце марта - начале апреля обновленный Верховный суд Украины должен приступить к работе.

"Первый этап - тесты. На втором этапе будет собеседование по результатам изучения досье кандидата. Вот тогда уже мы будем изучать материалы, которые, надеюсь, получим от Национального антикоррупционного бюро, а также материалы электронной декларации, которую обнародовало Национальное агентство противодействия коррупции", - пояснил он.

Свои выводы по кандидатам в ВККС будет подавать и совет добропорядочности. В него вошли 20 представителей общественности и юридического сообщества. Все замечания членов совета будут ложиться в судейское досье, но к выполнению - не обязательны.

"Его полномочия нивелированы, - убеждал ЛІГА.net летом эксперт РПР Михаил Жернаков. - Мы хотели, чтобы у него было право вето на судейскую карьеру. Как красная карточка для судьи. С этого начиналась наша дискуссия с Администрацией президента. А закончилось тем, что выводы совета носят только рекомендационный характер". На Банковой парировали: совету предоставлены полномочия, которых у общественности не было никогда - он сможет собирать и анализировать информацию по кандидатам, давать в ВККС выводы, участвовать в заседаниях. "Но общественность не может заменять профессиональный орган и вместо него принимать решение", - заявил ЛІГА.net куратор судебной реформы, замглавы АП Алексей Филатов.

"Нас здесь не ждали"

Первое установочное заседание совета добропорядочности прошло в ВККС в среду. В дальнейшем для своих собраний общественникам, скорее всего, придется искать другое помещение: авторы судебной реформы этот чисто бытовой момент не учли.

"Официально то, что было заявлено - нас тут (в ВККС - ред) особо не ждали. Будем обращаться к главе Высшей квалификационной комиссии судей с официальным письмом, с просьбой предоставить помещение. Ну, и чтобы юридически установить статус отношений. А дальше будем действовать по ситуации. Если получим ответ, что нас тут никто не ждет, - это государственное учреждение, и на нас нет бюджета, - будем решать вопрос отдельно", - отметил Титыч.

Участники совета добропорядочности на первом заседании договорились, что все свои усилия бросят на конкурс в ВСУ. Информацию о кандидатах они готовы принимать с первого дня своей работы, но обрабатывать и анализировать ее начнут только на втором этапе конкурса, когда тесты отсеют часть кандидатов. "Нет смысла делать лишние движения. Мы приступим после тестирования, когда, очевидно, будет отсеяно как минимум 50% кандидатов", - объяснил Титыч.

"Думаю, сначала должен пройти отсев кандидатов. Отбор пройдет, скорее всего, половина. Необходимости готовить выводы по тем, кого отсеют на первом этапе конкурса, смысла нет", - подтвердил Куйбида. Времени на эту работу, считает он, совету хватит.

Роль совета - собирать информацию из всех возможных источников, анализировать ее и на этом основании делать вывод о добропорядочности кандидатов. Как объяснил Роман Маселко, под это будет прописана унифицированная методика. "Я считаю, что наши выводы должны быть не просто рекомендацией, а иметь какую-то юридическую силу. Мы сейчас добиваемся, чтобы при наличии отрицательного заключения судью могли назначить только при наличии высшего порога прохождения в ВККС. Если же этого не будет, а наши заключения просто лягут в досье, то будут ли их учитывать - непонятно", - отметил он.

Роман Куйбида напомнил, что совет добропорядочности - это способ донести информацию от общественности, активистов и журналистов до ВККС, которая занимается отбором кандидатов. Для сбора данных будет любая лазейка: данные открытых реестров, электронные декларации, интернет, журналистские расследования, реестр судебных решений. "Другого способа нет. Все остальное, по сути, в судейское досье вкладывают госорганы", - объяснил он ЛІГА.net. По его словам, наихудшим решением совета может быть вывод о несоответствии критериям добропорядочности или профессиональной этики.

"Но на самом деле наша роль очень слабенькая. Исключительно рекомендационная", - констатировал Титыч.

Глава ВККС Сергей Козьяков на вопрос ЛІГА.net, не видит ли он проблемы в несколько бутафорской роли общественного совета, ответил отрицательно. "Никаких проблем нет, мы очень часто обращаем внимание на мнение общественности. Но общественность, как и общество в целом, бывает разной. И иногда представители общественности подают реально доказательные вещи, а иногда просто говорят: этот судья одиозный, его надо уволить. Для нас это не может быть юридическим фактом. Мы можем работать только с фактами, подтвержденными документами или другими материалами", - объяснил Козьяков.

На уточнение журналистов, есть ли у Высшей квалификационной комиссии судей реальное желание участвовать в реформе судебной системы, Козьяков заверил: "У меня лично есть. Думаю, у моих коллег тоже".

Кризис доверия

"Очень сложно, - ответил Виталий Титыч на вопрос ЛІГА.net, как складываются отношения общественности и ВККС. - Мы, наверное, проведем рабочие встречи с членами ВККС и с Сергеем Козьяковым. Сложно понять, что он вкладывает в понятие доказательной информации. Ясно, что мы как юристы и адвокаты отвечаем за свои действия. Я в любых обстоятельствах огульно, со слов дяди Васи, о человеке говорить не буду. Но понятие доказательности внесено из уголовного процесса, которому, по моему мнению, тут не место. Функция совета добропорядочности как общественного органа, - а мы общественный орган, - как раз в том, в том, чтобы работать с массивом информации от общества. Безусловно, фильтровать ее, но... Например, в США такие советы отбирают информацию по принципу работы журналиста. Они не раскрывают своих источников, и никто не имеет права заставить их это сделать. Поэтому доказательность - это сложный вопрос. Будем консультироваться по организации этого процесса".

Во время разработки судебной реформы в АП решили обойтись без перезагрузки ВККС, хотя у части общества к нынешнему составу комиссии доверие крайне низкое: члены отбирались без конкурса и в основном представляют судебную систему.

"Из 16 членов комиссии - девять судей в отставке, один действующий, и еще шестеро - адвокаты и научные сотрудники. Это отвечает рекомендациям наших европейских коллег", - заверил журналистов глава ВККС Сергей Козьяков.

Роман Маселко как адвокат в делах Автомайдана "бодается" с ВККС уже больше года. "Если бы не было этой сложной практики, или произошло обновление этого органа, чтобы туда зашли люди, к которым вопросов нет - это одно дело, - пояснил он. - Но тут, получается, большинство в квалификационной комиссии - это все-таки судьи, 10 из 16, избранные по старым правилам. Они являются носителями старой идеологии. Сам Козяков говорит, что они под хорошим давлением общественности пришли к некоторым хорошим вещам. А хотелось бы, чтобы это было не под давлением, а - искренним желанием".

Читайте также:

Окно возможностей. Сумеет ли Украина очистить судебную систему

Алексей Филатов: Судебная реформа - возможность, но не гарантия

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.