e4fd646bdb25f1bb413cc4c45065f924.jpg

Президент должен быть сильным. Причем сильным должен быть Президент любой страны, вне зависимости от размера ее территории и степени влияния на международную политику. Сила главы государства - в его способности принимать взвешенные решения, делать значимые заявления и, самое главное, не попадать в нелепые, анекдотичные ситуации. Ведь для того, чтобы испортить себе репутацию, любому политику нужно не так много - сказал лишнего, и над тобой уже смеется весь мир. Вызывающие высказывания Александра Лукашенко о "вшивом руководстве Украины" и "козле - Баррозу", вне всякого сомнения, раззадорили СМИ, но никак не добавили баллов бессменному руководителю Белоруссии. А обидело Лукашенко то, что украинское руководство не пригласило его на мероприятия, посвященные 25-летию Чернобыльской катастрофы. Еврочиновников пригласили, а его - соседа, друга и брата - нет. Обидно...

Что касается тех, кому адресовался гневный спич Лукашенко, то ни "вшивому руководству Украины", которым, после изменений украинской Конституции, единолично следует считать Виктора Януковича, ни "козлу Баррозу" вреда эти слова не принесут. Даже напротив - Янукович может порадоваться, что в неловкой ситуации смешным на глазах всей Европы выглядит кто-то другой. Министерство иностранных дел Украины тоже смотрится по-государственному солидно, увещевая "распоясавшегося" Лукашенко. Не так уж часто в международных отношениях позиция Украины выглядит одновременно и эффектной, и единственно верной. Напомним, реагируя на слова Лукашенко, МИД Украины заявил, что "личные обиды неприемлемы в общении между людьми. Особенно они неприемлемы, когда обидные высказывания адресуются государственным деятелям, которые представляют суверенные страны и целые объединения стран".

Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу вообще, скорее всего, не понял, о чем идет речь, потому что слово "козел" в английском, да и в родном главному еврокомиссару португальском языке означает всего лишь название животного. Так что, если слова Лукашенко и были переведены Баррозу, то вызвали они, скорее, недоумение, нежели обиду.

Пустив в ход оскорбления, А.Лукашенко не столько продемонстрировал принципиальность и силу, сколько подставил и лично себя, и всю Беларусь под насмешки международного сообщества. Как ни крути, но с этими "вшивыми" и "козлами" Беларуси придется работать, торговать, ездить друг к другу в гости, словом, сосуществовать на одном континенте.

Противопоставив себя Евросоюзу, имея весьма непростые экономические отношения с Россией и вдобавок "метая стрелы" в Украину, белорусский Президент рискует еще больше изолировать и так не самую популярную страну, превратив ее в некое подобие "европейской Венесуэлы". То есть обрекая себя на роль лидера квазисоциалистического государства, который больше известен в мире благодаря эпатажным высказываниям, нежели эффективной государственной политике. Кстати, дружеские отношения Лукашенко и Президента Венесуэлы Уго Чавеса широко известны.

Позволяя себе публичную грубость по отношению к зарубежным партнерам, Лукашенко не просто проявил недальновидность, но и, возможно, попал в политический капкан, установленный для брата-славянина не без помощи России. Скорее всего, за историей с отказом украинской стороны пригласить на "чернобыльские мероприятия" Лукашенко, нанеся "бацьке" этим, как оказалось, страшную обиду, стоит не столько европейский чиновник Баррозу, сколько российский Президент. Уже сегодня говорят, что грубость Лукашенко - главный итог визита Дмитрия Медведева в Киев, несмотря на то, что самого Лукашенко в Украине не было. Стоит вспомнить, что именно во время президентства Медведева российско-белорусские отношения стали напряженными до предела. Медведев имел все основания разыграть "украинскую карту" для того, чтобы в который раз надавить на Президента Беларуси. Президент Медведев не спешит покидать свой пост - он готовится к выборам 2012 года, и лозунг "хватит нам кормить Беларусь" - один из его предвыборных слоганов. Так что выставить Лукашенко в неприглядном свете только на руку Медведеву.

Если это так, то Президент Беларуси попался на эту удочку. Не выдержали нервы у Лукашенко - слишком уж много навалилось на него за последние пару лет. Сначала - ухудшение отношений с Россией, сказавшееся на белорусской экономике, затем - традиционные, но от того не менее неприятные для него обвинения в диктатуре, особенно после президентских выборов, митингов оппозиции и популярного в Интернете видео с белорусской милицией, пускающей в ход дубинки. Потом был взрыв в минском метро, в организации которого оппоненты Лукашенко поспешили обвинить белорусскую власть. И, наконец, "чернобыльский конфликт" - вот нервы у Президента и не выдержали.

Кстати, именно нервами объясняет случившееся с белорусским Президентом народный депутат Украины Анатолий Гриценко. "Я думаю, что Александр Григорьевич проявил эмоции. Но эти эмоции следует успокоить, потому что интересы двух народов важнее и выше любых обид. Я думаю, это пройдет", - сказал Гриценко, объясняя причину случившегося, но не оправдывая Лукашенко.

И все-таки, имел ли право Лукашенко предъявить претензии Украине за то, что его не пригласили на мероприятия, посвященные Чернобылю? Наверное, да, поскольку трагедия 1986 года - общее горе украинского, белорусского и других народов. Но имел ли право Президент Беларуси высказываться так, как высказался? Нет, потому что каждое слово Президента влечет за собой последствия для страны, за которую он несет ответственность. А слова, подобные тем, которые в сердцах позволил себе Лукашенко 26 апреля, не несут ничего хорошего ни для самого Лукашенко, ни для будущего Беларуси при его правлении.