Перевыборы на бис
Эта эпопея продолжается со 2 апреля, когда, переждав День смеха, глава государства издал Указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады и необходимости провести новые парламентские выборы 27 мая. Правящая коалиция не захотела расставаться со своими заметно "распухшими" за последние пол-года полномочиями и сразу после обнародования президентской воли засела в Верховной Раде едва ли не с ночевкой. Первая реакция была весьма истеричной: от запрета Кабмину финансировать досрочные выборы (с чем правительство Виктора Януковича немного позже охотно согласилось) до восстановления состава Центризбиркома образца 2004-го во главе с одиозным Сергеем Киваловым.
Затем депутаты от коалиции подали представление в Конституционный Суд на предмет того, является ли Указ Президента конституционным. Поводом послужило то, что в документе нет прямых ссылок на ст.90 Конституции, в которой выписаны основания для роспуска парламента. Однако следует признать, что в Конституции не указано, что делать, когда парламентская коалиция формируется с нарушениями.
После этого начало лихорадить Конституционный Суд. Председатель Иван Домбровский пытался было уйти в отставку, однако его коллеги проголосовали против. После прошел слухи, что он угодил в больницу, однако это оказалось вымыслом. Затем последовали многочисленные заявления представителей КСУ и политиков о том, что на судей оказывается давление, причем каждая политическая сила обвиняла в этом своих оппонентов. Апогеем темы стало обвинение судьи-докладчика Сюзанны Станик в получении через близких родственников объектов недвижимости и земельных участков в Киеве и Крыму стоимостью около 12 млн. долларов. В ответ последовало заявление Генпрокуратуры о том, что С.Станик перед законом чиста. Сама же судья, как и представитель Кабмина в КСУ Елена Лукаш, вынуждена была пробираться в здание суда с помощью спецназа - мешали демонстранты, причем как с оранжевыми, так и с бело-синими флагами.
В то же время представителей ЦИКа начала косить странная болезнь: одномоментно ушли на больничный пять его членов. За болезнью последовал банальный отказ восьми из 13 представителей комиссии проводить подготовку к парламентским выборам. Становилось все более очевидно, что к 27 мая нормально проведение голосования не подготовить.
На фоне затягивания процесса в КСУ, с давно обещанной инициативой выступили БЮТ и "Наша Украина": было объявлено, что члены их парламентских фракций в полном составе пишут заявления "на выход", а руководство партий обнуляет списки кандидатов, следующих за этими депутатами. Таким образом, две оппозиционные фракции включили механизм самоликвидации. Однако руководству ВР и коалиционному большинству такая инициатива коллег не понравилась, после чего последовал отказ принять заявления. Оппозиционеры же ответили тем, что отправили "отказные"... Президенту.
Пока "суд да дело", на Банковую зачастил Премьер В.Янукович. Ни он, ни В.Ющенко не давали никаких комментариев по поводу переговоров "тет-а-тет". Буквально на днях наблюдатели заговорили о признаках наметившегося компромисса, которым, по оценкам политологов, могло стать перенесение даты выборов. Если это действительно так, то компромисс, можно считать, достигнут: своим новым Указом Президент отменил действие Указа от 2 апреля и назначил новые выборы на 24 июня. Правда, в рядах коалиции особого восторга не наблюдается. Тарас Чорновил от имени Партии регионов сегодня уже заявил, что в ответ на совершенно неожиданный для представителей коалиции ход В.Ющенко они начинают процедуру импичмента Президенту.
В своем новом Указе глава государства вновь прекратил полномочия Верховной Рады (хотя формально она считается легитимной до принесения присяги депутатами нового созыва) и поручил правительству профинансировать досрочные выборы. В.Ющенко снова сослался на неподобающие обстоятельства формирования парламентской коалиции, которые вообще-то наблюдались еще в прошлом году, но в 2007-м приняли "масштабный характер". Очевидно, "услугой" БЮТ и "Нашей Украины" Президент воспользоваться не захотел: в его Указе нет констатации факта недееспособности ВР и ссылки на ст.82 Конституции. В связи с этим возникают несколько вопросов. Почему Президент не воспользовался подставленным ему плечом соратников по "оранжевому" лагерю? Если коалиция с самого начала формировалась с нарушениями, отчего реакция на это последовала только через восемь месяцев? Наконец, достаточно ли двух президентских Указов, чтобы их таки начали выполнять? Впрочем, на последний парламентское большинство уже ответило очередным постановлением о признании новой инициативы Президента незаконной.