В процессе переформатирования коалиции Гройсман может уступить кресло

Украина снова погрузилась в привычное состояние парламентской неопределенности и политической безответственности правительства и президента. На днях фракции Самопомощи и Батькивщины объявили о своем выходе из коалиции Европейская Украина и приготовились провести отведенный созыву отрезок времени в оппозиции. Официальная  причина - нынешнее руководство страны объединилось с осколками Партии регионов в "клептократическую коалицию", в которой не место демократическим силам. Кульминационным доказательством такого сговора якобы стало голосование 16 февраля, когда депутаты не смогли отправить в отставку правительство Арсения Яценюка.

(Читайте также: Подвешенный камикадзе. В битве Яценюка с Радой победил Порошенко)

По закону, если действующая коалиция будет насчитывать менее 226 народных депутатов, она автоматически прекращает существование. Остатки коалиции - фракции Блока Петра Порошенко и Народного фронта вместе составляют всего 217 штыков. Что дальше: новое большинство, перевыборы парламента или какой-то третий вариант? Корреспондент ЛІГА.net поговорил с участниками процесса и собрал наиболее вероятные сценарии развития событий под куполом.

Коалиция и закон

Если на протяжении одного календарного месяца в Раде не будет создана новая коалиция депутатских фракций, президент получает право назначить внеочередные парламентские выборы.

"Ключевое слово "получает право", так как статья 90 Основного закона прямо не обязывает главу государства распускать парламент. Теоретически, если новая коалиция не создастся, но президент при этом не подпишет указ о роспуске парламента, ничто не помешает нынешнему созыву Рады работать без большинства", - комментирует для ЛІГА.net лазейку в законодательстве глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.

Согласно регламенту, для выхода из коалиции фракции достаточно принять такое решение на своем заседании и уведомить об этом аппарат Верховной Рады.

Батькивщина объявила о своем выходе из коалиции 17 февраля, на следующий день факт выхода объявил глава Верховной Рады Владимир Гройсман. 18 февраля о нежелании быть в одной компании с БПП и Народным фронтом заявила Самопомощь. Если брать этот день как день отсчета 30 суток для формирования нового большинства, то условный дедлайн - 20 марта 2016 года. Какой формат нового большинства наиболее вероятен?

Радикалы снова в цене

Радикальная партия не против вернуться в коалицию, которую команда Олега Ляшко покинула 1 сентября 2015 года не то из-за теракта у стен парламента в тот день, не то из-за надвигающихся местных выборов. По крайней мере, сам Ляшко с недавних пор принялся повторять, что готов к работе в правительстве. В случае присоединения РПЛ к БПП и Народному фронту, коалиция будет насчитывать достаточные для работы 238 депутатов.

Ляшко считает справедливым заполучить кресло спикера. Его коалиционная логика: БПП - президент, НФ - премьер, РПЛ - глава парламента

По словам депутата-радикала Игоря Попова, вариант возврата в действующую коалицию не рассматривается вовсе. "Вернуться невозможно. Подождем развала коалиции и начнем переговоры об участии в новом большинстве и формировании нового коалиционного соглашения. Например, Радикальная партия требует, чтобы в это соглашение не "зашивали" преданность минским соглашениям. Мы не позволим, чтобы в Конституцию включали пункты об особом статусе Донбасса", - сказал Попов в комментарии ЛІГА.net. "Также наша фракция категорически против формирования коалиции вместе с Оппозиционным блоком", - добавил он. Впрочем, вопрос открытого участия Оппоблока в коалиции вообще не обсуждается - зачем раздражать  электорат открытым сотрудничеством, когда практика показывает, что экс-регионалы и без того подставят плечо команде президента-премьера тогда, когда нужно.

Продолжая тему условий пребывания РПЛ в новой коалиции, Попов говорит, что партия Ляшко имеет ряд предложений (не называя это требованиями) к будущим партнерам относительно кадровых назначений, однако не стал уточнять, на какие именно должности в государственной власти претендуют радикалы. По данным одних источников, Ляшко будет настаивать, по крайней мере, на квоте одного из вице-премьеров и кресле министра экономразвития. Другие же утверждают, что главный радикал страны считает справедливым заполучить кресло спикера. Его коалиционная логика: БПП - президент, НФ - премьер, РПЛ - глава парламента. 

Другими словами, Радикальная партия готова спасти страну от перевыборов, однако хочет понимать, что ей за это будет. В любом случае, вариант новой коалиции в формате БПП-НФ-РПЛ на сегодня выглядит наиболее вероятным. С учетом того, что ни одна из трех партий, ни, что важнее, Администрация президента не заинтересована в новых выборах.

Жадность Ляшко в переговорах команды президента и премьера будут купировать напоминанием, что формально коалицию могут создавать не только фракции, но и отдельные депутаты. То есть акция РПЛ не такая уж и золотая.

"Не надо забывать о совсем не правовом, но существующем решении Конституционного суда от апреля 2010 года, согласно которому парламентская коалиция формируется фракциями политических партий и народными депутатами. То есть при большом желании и в случае крайней необходимости, в коалицию могут привлекать старых знакомых "тушек", - напомнил Колиушко.

Візьми і зроби, а весна переможе

"Самопомощь и Батькивщина настроены на скорейшие перевыборы любой ценой, потому принимать участие в формировании нового большинства они не будут - не для того выходили", - говорят собеседники в парламенте.

Всего пять месяцев назад, комментируя вероятность выхода из коалиции Самопомощи после того, как большинство покинула фракция Ляшко, вице-спикер Оксана Сыроид сказала в комментарии ЛІГА.net: "Самопомощь будет пытаться удержать Украину от скатывания в диктатуру, куда нас активно толкают. В оппозиции это будет сделать сложнее".

Сегодня, отвечая ЛІГА.net на вопрос, почему Самопомощь больше не хочет удерживать страну от диктатуры, Сыроид ответила: "Парламент утратил важнейшую функцию контроля над правительством. Это уже не демократия". При этом Сыроид дала понять, что координировать работу в оппозиции с Батькивщиной партия Садового не считает нужным. По крайней мере, не считает нужным делать первый шаг в этом направлении. "В коалицию мы шли не за партнерами, а за ценностями. Пока они у нас совпадали, мы оставались в одном большинстве. В оппозиции мы также будем ориентироваться на принципы, и если кто-то их разделяет - можем сотрудничать".

О том, что Самопомощь не заинтересована в объединении усилий, стало понятно еще и после общения с депутатами из фракции Батькивщина. "Принимая решение о выходе из коалиции, мы хотели предложить Самопомощи выступить с единым заявлением, что было бы эффектнее и сильнее. Партия Садового не отказалась, но они сделали вид, что не услышали нашего предложения", - сказали ЛІГА.net во фракции Тимошенко. Никто не хочет делить выгоды оппозиционной работы с партнерами, хотя делить придется - отныне в парламенте как минимум три (если считать Оппоблок) параллельные оппозиционные силы.

Самопомощь и Батькивщина де-факто уже почти год находились в оппозиции к президентско-премьерскому дуэту депутатских фракций, но парламент работал. Страх распада коалиции оказался слишком преувеличенным

Если Самопомощь пока не решается признать досрочные выборы своей основной задачей и причиной выхода из коалиции, то Батькивщина в этом отношении менее скрытна. "Мы заинтересованы перезагрузить парламент, хотя понимаем, что для этого желательно было бы изменить закон о выборах. Нужно ввести открытые списки и отменить мажоритарную составляющую", - сказал в комментарии ЛІГА.net депутат от Батькивщины Игорь Луценко.

Обе фракции отрезали себе обратный путь в коалицию VIII созыва. Юлия Тимошенко на встрече с президентом вечером 17 февраля, на которой ей было предложено остаться в коалиции, выдвинула заведомо невыполнимое условие - увольнение Яценюка с поста премьер-министра. Что касается Самопомощи, то партия Андрея Садового была открыта для предложений целые сутки - от демонстративного ухода фракции из сессионного зала 17 февраля до 14:30 18 числа, когда Олег Березюк зачитал якобы родившееся только что решение о выходе из большинства. По данным источников, условием продолжения работы в составе коалиции Самопомощь называла посты министра юстиции и главы фискальной службы. Не договорились. Зато теперь голоса депутатов от этой фракции стали объективно дороже во всех смыслах - с оппозицией всегда так.

Что скажет Запад

Запад не финансирует нестабильные политические режимы, а переоценить значение финансовой помощи извне для сегодняшней Украины трудно. Об этом в контексте "никто не будет сотрудничать с и.о. премьер-министра и финансовая помощь прекратится" много говорили накануне голосования по отставке правительства Яценюка. Особенно депутаты Народного фронта и Блока Петра Порошенко. Но они же почему-то не вспоминают, что нестабильный парламент внушает не больше доверия внешним кредиторам, чем Кабмин сомнительного качества. Вместо политиков это говорят эксперты.

Инвестбанкир Сергей Фурса на своей странице в Facebook написал, что партия Садового фактически отдала золотую акцию Ляшко. Он сомневается, что партия Ляшко в коалиции и правительство - это то, чего ждут от нас западные партнеры. "По-прежнему МВФ и Байден, загадочная дорожная карта, согласованная Лагард и Порошенко, остаются нашими последними надеждами. Но теперь у общества и кредиторов нет антикоррупционного союзника внутри коалиции. И поступок Айвараса [Абромавичуса], который вывел на передний план тему влияния на министров и саму тему формирования Кабмина, дав шанс избежать реванша, фактически нивелируется. В такой коалиции может обнулиться любая кинетическая энергия перемен. И страшно даже представить, что будет в министерстве экономики, если туда придет условный Галасюк (член фракции РПЛ - ред.)", - считает Фурса.

О прямом влиянии политической стабильности на кредитование от МВФ говорит и финансовый аналитик Эрик Найман: "Я думаю, что МВФ в любом случае продолжит держать паузу с кредитованием Украины до появления стабильного Кабмина и большинства в Верховной Раде, которые смогут принимать необходимые для продолжения реформ законы. То есть в феврале-марте деньги МВФ вряд ли придут в Украину".

Преувеличенная ценность

Коалиционный кризис принято ассоциировать с параличом парламентской работы. К этому нас приучили блокирования работы Рады меньшинством в прошлых созывах до самых перевыборов. Сейчас другая ситуация. Сегодняшняя Рада и в полуразобранном виде может голосовать и голосует за все необходимые законы. Доказательством тому послужило вчерашнее заседание (18 февраля) в первый день коалиционного краха - 3 из 4 евроинтеграционных законов успешно приняты тем самым большинством, которое уже не большинство официально.

А если вспомнить, что Самопомощь и Батькивщина де-факто уже почти год находились в оппозиции к президентско-премьерскому дуэту депутатских фракций, коалиция в парламенте существовала лишь номинально, но парламент работал, то и вовсе окажется, что страх распада коалиции оказался слишком преувеличенным.

Тактика управления парламентом путем дробления его на мелкие сегменты с последующим подбором ситуативного большинства для каждого голосования активно использовалась во времена Леонида Кучмы. Вероятно, нынешний хозяин Банковой может  воспользоваться опытом своего представителя в трехсторонней группе. При такой схеме в политическую жизнь Украины вернется некогда влиятельная фигура, как координатор большинств и меньшинств в Раде  - "директор парламента". В разное время эту роль играли Александр Волков и Степан Гавриш. Позднее - Андрей Клюев. Кто будет парламентским директором при Порошенко в случае реализации такой модели, посмотрим. Не хочется называть фамилию Кононенко, она и так приходит на ум первой.

Президента в случае промедления с указом о роспуске Рады, если новая коалиция не создастся до 20 марта, ожидают не юридические, а, скорее, репутационные и политические риски. Но эти риски тоже нельзя недооценивать. Трудно будет объяснить собственному народу и западным партнерам, почему парламент находится в разобранном состоянии и не переизбирается.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.